Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:25, курсовая работа
.
Цель исследования – изучить деятельности классного руководителя.
Объектом исследования является процесс деятельности классного руководителя.
Предмет исследования – работа классного руководителя с родителями.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы определить функции и основные формы работы классного руководителя с родителями.
2. Проанализировать работу классного руководителя (на примере одной из Омских школ), выявить приоритетные формы взаимодействия с родителями.
3. На основе методики Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива.
4. Сформулировать пути совершенствования работы классного руководителя с родителями.
Введение. 3
Глава 1. Работа классного руководителя с родителями. 6
1.1. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника…..6
1.2. Основные функции деятельности классного руководителя и способы
его общения с родителями……………………………………………………..9
1.3. Содержание, формы и методы совместной работы классного
руководителя с родителями.................................................................................13
Глава 2. Практическое изучение взаимодействия учителя с родителями 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………20
2.3. Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями……………………...24
Заключение. 26
Литература. 28
Приложения
В
данном исследовании использовалась следующая
методика: «Изучение удовлетворенности
родителей работой
Целью
данной методики является выявление
уровня удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
и его педагогического
1) Уровень степени удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
То,
что учитель должен знать своих
учеников, не вызывает сомнения. Задача
школы сегодня – обеспечить развитие
каждого ученика, создав необходимые
для этого условия. Чтобы человека
воспитывать, его надо знать во всех отношениях
– это аксиома педагогики. Для того чтобы
проанализировать работу классного руководителя
был проведен опрос (Приложение 2). Получив
ответы от классного руководителя, можно
сделать определенные выводы о том какие
формы взаимодействия использует классный
руководитель при работе с учащимися,
родителями; с помощью каких методов проводиться
изучение школьников и их родителей; какие
методы использует классный руководитель
при работе с родителями. Результаты опроса
представлены в таблице 2.
Результаты исследования по изучению удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения представлены в таблице.
Таблица 1.
№ Ф.И.О родителей |
1.
Пономарева Е.П. |
2.
Дмитриев С.И. |
3.
Малышкин С.в. |
4.
Долженко А.С. |
5.
Черников И.Г. |
6.
Журавлева А.В. |
7.
Сенина О.В |
8.
Баранник А.И. |
9.
Семенов В.В. |
10.
Стецко С.Г. |
1 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 |
2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 |
3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
4 | 3 | 4 | 1 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
5 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 |
6 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
7 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 |
8 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
9 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 |
10 | 3 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
11 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
13 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 |
14 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 |
15 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Результаты (У) | 3,1 | 3 | 2,4 | 2,6 | 2,6 | 2 | 2,2 | 2,6 | 1,8 | 2,4 |
По результатам исследования можно сказать о низком уровне удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения, поскольку коэффициент У находится в пределах от 2-3.
Многие родители удовлетворены коллективом, в котором учится их ребенок. Это очень важно, поскольку ребенок очень тесно связан с семьей, он еще не приобрел нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока еще пытается, конечно, неосознанно, искать в школе то, в чем он нуждается. Это свидетельствует о том, что в семье разумные, добрые отношения, тогда ребенок сам будет вносить в школу доброту и разумность. Очень важно, чтобы родители испытывали чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогом ребенка, от этого зависит уровень удовлетворенности родителей теми условиями, которые предоставляет школа.
Уровень
удовлетворенности родителей
Родители не должны все обязанности отдавать педагогу, поскольку он лишь помогает и направляет действия родителей по воспитанию детей. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Взаимодействие заключается и в единстве требований к ребенку, организации совместной деятельности, изучении ребенка в семье и школе, составление программ его развития.
Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель не должен навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, а должен ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса, тогда общий коэффициент удовлетворенности родителей работой учебного заведения будет расти.
В
целях изучения работы классного
руководителя 6а
класса был проведен опрос, результаты
которого представлены в таблице 2.
Таблица 2. Опрос классного руководителя.
№ | Ответы на вопросы |
1 | 1. Повседневное
наблюдение за деятельностью
и поведением учащихся в 2. Индивидуальные беседы. С помощью них классный руководитель узнает, как относится школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время. |
2 | В основном используются групповые формы работы. Чаще всего это родительские собрания. Собрания организуются 1 раз в четверть. С родителями обсуждаются примерные тематики родительских собраний, и выбираются те, которые понравятся всем. Собрание носит не только теоретический, но и практический характер: разбор ситуаций, дискуссии, обсуждения. |
3 | Взаимодействие с семьей данного классного руководителя является эффективным, поскольку он достаточно длительное время работает в школе. Связи с родителями являются дружескими и взаимно уважительными. Родители знают план, содержание учебно-воспитательного процесса в классе, тем самым повышается их интерес, активность, они стараются чем-то помочь, поддержать, появляется забота о делах класса. |
4 | Для классного руководителя классное руководство - это не только обязанности по организации классного коллектива, а настоящая привязанность в каждом. Поэтому он старается приблизить семью к школе. Если ребенок видит своих родителей активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным, в жизни, найдет свой правильный путь. Родители – активные участники классных часов, праздников, экскурсий. Они стараются принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, соревнованиям. |
5 | В тесном контакте со всеми родителями находиться не удается. Как было сказано выше, некоторые из них принимают активное участие. Есть конечно и неблагополучные семьи, которые требуют особого внимания. Здесь имеет место проводить беседы по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи. |
По данным
опроса можно сделать вывод о
том, что воспитание учащихся в школе
и воспитание в семье – это единый неразрывный
процесс. Руководителем, организатором
его выступает педагогический коллектив
школы, классный руководитель. Классный
руководитель 6а класса пытается
помочь семье в воспитании детей и одновременно
поднять ее ответственность за воспитание
подрастающего поколения. Это происходит
в результате систематической, последовательно
организуемой работы по формированию
у родителей педагогических умений и навыков.
Основная забота учителя – сделать так,
чтобы семья положительно влияла на школьника.
А это не всегда простое дело. Одним из
путей достижения этого является объединение
родителей в сплоченный коллектив, деятельность
которого направлена на повышение уровня
учебно-воспитательной работы со всеми
учащимися класса.
Чтобы связи школы с родителями были дружескими и взаимно уважительными, учителям следует соблюдать такие правила:
1.
Никогда не жаловаться
2. Родительские собрания нужно проводить как встречи соратников. Учителя должны рассказать, что было сделано в классе за прошедший месяц, что пройдено по каждому учебному предмету, с какими проблемами или трудностями встретились ученики и чем родители могут помочь своим детям. Следует сообщить, какие учебные темы будут изучаться в ближайшее время, какие мероприятия намечены, и какое участие в их проведении могут принять родители.
Вопросы, касающиеся личности отдельных учеников на этих встречах не затрагиваются. Они могут обсуждаться только в личной беседе учителя с родителями. Только наедине можно сообщать родителям результаты ученика, обсуждать его личные трудности, пути их преодоления и развития нужных качеств.
3.
Учителя должны знать условия
жизни ребенка, характер
4.
Необходимо воспитывать у
Весьма полезно участие родителей в проведении внеучебных занятий детей по их интересам. Хорошо привлекать родителей для проведения праздников, бесед, экскурсий, походов на природу, для работы в педагогическом совете, в Совете школы. Сделать родителей своими соучастниками – важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив – это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе.
Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, необходимо организовать консультации, составление плана мероприятия, распределение обязанностей, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное – кто и как вводит ребенка в жизнь. Взаимодействие классного руководителя с родителями является неотъемлемой частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские, партнерские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным.
Школа
обязана помочь родителям, став для
них центром психолого-
Информация о работе Работа классного руководителя с родителями