Работа классного руководителя с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

.

Цель исследования – изучить деятельности классного руководителя.

Объектом исследования является процесс деятельности классного руководителя.

Предмет исследования – работа классного руководителя с родителями.

Задачи исследования:

1. На основе анализа педагогической литературы определить функции и основные формы работы классного руководителя с родителями.

2. Проанализировать работу классного руководителя (на примере одной из Омских школ), выявить приоритетные формы взаимодействия с родителями.

3. На основе методики Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива.

4. Сформулировать пути совершенствования работы классного руководителя с родителями.

Содержание

Введение. 3


Глава 1. Работа классного руководителя с родителями. 6

1.1. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника…..6
1.2. Основные функции деятельности классного руководителя и способы
его общения с родителями……………………………………………………..9
1.3. Содержание, формы и методы совместной работы классного

руководителя с родителями.................................................................................13


Глава 2. Практическое изучение взаимодействия учителя с родителями 18


2.1. Организация и методы исследования 18


2.2. Анализ результатов исследования……………………………………20

2.3. Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями……………………...24

Заключение. 26

Литература. 28

Приложения

Работа содержит 1 файл

курсач по педагогике.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     В данном исследовании использовалась следующая  методика: «Изучение удовлетворенности  родителей работой образовательного учреждения» (Приложение 1). Результаты исследования представлены в таблице 1.

     Целью данной методики является выявление  уровня удовлетворенности родителей  работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива. На основании полученных данных можно  сделать следующие выводы:

     1) Уровень степени удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

     То, что учитель должен знать своих  учеников, не вызывает сомнения. Задача школы сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые  для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Для того чтобы проанализировать работу классного руководителя был проведен опрос (Приложение 2). Получив ответы от классного руководителя, можно сделать определенные выводы о том какие формы взаимодействия использует классный руководитель при работе с учащимися, родителями; с помощью каких методов проводиться изучение школьников и их родителей; какие методы использует классный руководитель при работе с родителями. Результаты опроса представлены в таблице 2.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2.2. Анализ  результатов исследования

     Результаты  исследования по изучению удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения представлены в таблице.

     Таблица 1.

 

          

Ф.И.О

родителей

1.

Пономарева Е.П.

2.

Дмитриев С.И.

3.

Малышкин С.в.

4.

Долженко А.С.

5.

Черников  И.Г.

6.

Журавлева А.В.

7.

Сенина О.В

8.

Баранник А.И.

9.

Семенов В.В.

10.

 Стецко  С.Г.

1 3 4 2 4 3 1 2 4 2 2
2 4 3 2 3 4 2 2 3 1 1
3 4 3 3 3 3 3 3 2 2 3
4 3 4 1 4 3 2 2 3 2 2
5 4 3 2 4 3 1 3 3 1 2
6 3 2 3 3 4 1 1 1 1 2
7 2 3 3 2 3 2 2 1 1 3
8 4 4 2 3 2 2 2 2 2 2
9 3 3 1 2 1 2 1 3 3 3
10 3 3 4 1 2 3 3 4 3 3
11 3 2 2 3 3 2 2 3 2 2
12 2 2 2 2 1 2 2 3 3 3
13 3 3 2 2 3 3 3 3 1 1
14 3 3 2 2 2 2 3 1 2 2
15 3 3 3 2 2 2 2 3 2 2
Результаты (У) 3,1 3 2,4 2,6 2,6 2 2,2 2,6 1,8 2,4
 

По результатам  исследования можно сказать о  низком уровне удовлетворенности родителей  деятельностью образовательного учреждения, поскольку коэффициент У  находится  в пределах от 2-3.

 

     Многие  родители удовлетворены коллективом, в котором учится их ребенок. Это очень важно, поскольку ребенок очень тесно связан с семьей, он еще не приобрел нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока еще пытается, конечно, неосознанно, искать в школе то, в чем он нуждается. Это свидетельствует о том, что в семье разумные, добрые отношения,  тогда ребенок сам будет вносить в школу доброту и разумность. Очень важно, чтобы родители испытывали чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогом ребенка, от этого зависит уровень удовлетворенности родителей теми условиями, которые предоставляет школа.

     Уровень удовлетворенности родителей начал  постепенно понижаться, и это заметно  из 11, 12, 12, 14, 15 вопросов. К сожалению, отношения педагога и родителей не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей. Это могло явиться причиной того, что многие из родителей были неудовлетворенны теми условиями, которые предоставляет школа ребенку для проявления и развития  их способностей; теми знаниями, которые дает педагог.

     Родители  не должны все обязанности отдавать педагогу, поскольку он лишь помогает и направляет действия родителей  по воспитанию детей. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Взаимодействие  заключается и в единстве требований к ребенку, организации совместной деятельности, изучении ребенка в семье и школе, составление программ его развития.

     Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель не должен навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, а  должен ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса, тогда общий коэффициент удовлетворенности родителей работой учебного заведения будет расти.

     В целях изучения работы классного  руководителя 6а класса был проведен опрос, результаты которого представлены в таблице 2.  

     Таблица 2. Опрос классного руководителя.

Ответы на вопросы
1 1. Повседневное  наблюдение за деятельностью  и поведением учащихся в процессе  учебных занятий, что дает возможность  выявить особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения.

2. Индивидуальные  беседы. С помощью них классный  руководитель узнает, как относится  школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во  внеурочное время.

2 В основном используются групповые формы работы. Чаще всего это родительские собрания. Собрания организуются 1 раз в четверть. С родителями обсуждаются примерные тематики родительских собраний, и выбираются те, которые понравятся всем. Собрание носит не только теоретический, но и практический характер: разбор ситуаций, дискуссии, обсуждения.
3 Взаимодействие  с семьей данного классного руководителя является эффективным, поскольку он достаточно длительное время работает в школе. Связи с родителями являются дружескими и взаимно уважительными. Родители знают план, содержание учебно-воспитательного процесса в классе, тем самым повышается их интерес, активность, они стараются чем-то помочь, поддержать, появляется забота о делах класса.
4 Для классного  руководителя классное руководство - это не только обязанности по организации классного коллектива, а настоящая привязанность в каждом. Поэтому он старается приблизить семью к школе. Если ребенок видит своих родителей активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным, в жизни, найдет свой правильный путь. Родители – активные участники классных часов, праздников, экскурсий. Они стараются принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, соревнованиям.
5 В тесном контакте со всеми родителями находиться не удается. Как было сказано выше, некоторые из них принимают активное участие. Есть конечно и неблагополучные семьи, которые требуют особого внимания. Здесь имеет место проводить беседы по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи.
 

По данным опроса можно сделать вывод о  том, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы, классный руководитель. Классный руководитель 6а класса пытается помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения. Это происходит в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков. Основная забота учителя – сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело. Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Методические  рекомендации по организации  эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями

     Чтобы связи школы с родителями были дружескими и взаимно уважительными, учителям следует соблюдать такие правила:

     1. Никогда не жаловаться родителям  на их детей, требуя принятия  «соответствующих мер». Встреча  с родителями должна проходить  только как деловое, дружеское обсуждение некоторых проблем, связанных с поведением ученика или с необходимостью развития его личностных качеств. Учителя не должны писать замечания в дневники учащихся, не следует и выставлять там «двойки», даже если ученик их получил.

     2. Родительские собрания нужно проводить как встречи соратников. Учителя должны рассказать, что было сделано в классе за прошедший месяц, что пройдено по каждому учебному предмету, с какими проблемами или трудностями встретились ученики и чем родители могут помочь своим детям. Следует сообщить, какие учебные темы будут изучаться в ближайшее время, какие мероприятия намечены, и какое участие в их проведении могут принять родители.

     Вопросы, касающиеся личности отдельных учеников на этих встречах не затрагиваются. Они  могут обсуждаться только в личной беседе учителя с родителями. Только наедине можно сообщать родителям результаты ученика, обсуждать его личные трудности, пути их преодоления и развития нужных качеств.

     3. Учителя должны знать условия  жизни ребенка, характер взаимоотношений в семье, особенности их родителей.

     4. Необходимо воспитывать у детей  уважение к своим родителям  к родным, близким, развивать интерес  к изучению своей родословной,  к предкам, их делам и свершениям.

     Весьма  полезно участие родителей в  проведении внеучебных занятий детей по их интересам. Хорошо привлекать родителей для проведения праздников, бесед, экскурсий, походов на природу, для работы в педагогическом совете, в Совете школы. Сделать родителей своими соучастниками – важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив – это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе.   

     Каждое  мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, необходимо организовать консультации, составление плана мероприятия, распределение обязанностей, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности.

Заключение 

     Работа  с родителями – неотъемлемая часть  системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

     Классный  руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного  руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь  его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное  – кто и как вводит ребенка в жизнь. Взаимодействие классного руководителя с родителями является неотъемлемой частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские, партнерские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным.

     Школа обязана помочь родителям, став для  них центром психолого-педагогического  просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей. Школа и семья – от согласованности их действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика.

Информация о работе Работа классного руководителя с родителями