Работа классного руководителя с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

.

Цель исследования – изучить деятельности классного руководителя.

Объектом исследования является процесс деятельности классного руководителя.

Предмет исследования – работа классного руководителя с родителями.

Задачи исследования:

1. На основе анализа педагогической литературы определить функции и основные формы работы классного руководителя с родителями.

2. Проанализировать работу классного руководителя (на примере одной из Омских школ), выявить приоритетные формы взаимодействия с родителями.

3. На основе методики Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива.

4. Сформулировать пути совершенствования работы классного руководителя с родителями.

Содержание

Введение. 3


Глава 1. Работа классного руководителя с родителями. 6

1.1. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника…..6
1.2. Основные функции деятельности классного руководителя и способы
его общения с родителями……………………………………………………..9
1.3. Содержание, формы и методы совместной работы классного

руководителя с родителями.................................................................................13


Глава 2. Практическое изучение взаимодействия учителя с родителями 18


2.1. Организация и методы исследования 18


2.2. Анализ результатов исследования……………………………………20

2.3. Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями……………………...24

Заключение. 26

Литература. 28

Приложения

Работа содержит 1 файл

курсач по педагогике.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Омский государственный педагогический университет»

Кафедра педагогики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

Работа  классного руководителя с родителями 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Омск 2008

Оглавление 

Введение. 3 

Глава 1.   Работа классного руководителя с родителями. 6

1.1. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника…..6 

  1.2. Основные функции деятельности классного руководителя и способы    

  его общения с родителями……………………………………………………..9

 1.3. Содержание, формы и методы совместной работы классного  

руководителя  с родителями.................................................................................13

 

Глава 2. Практическое изучение взаимодействия учителя с родителями 18 

   2.1. Организация и методы исследования 18 

  2.2. Анализ результатов исследования……………………………………20 

  2.3. Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями……………………...24

Заключение. 26

Литература. 28

Приложения 1 30

Приложения 2 33 
 
 
 
 
 

Введение

     Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

     Организатором деятельности учащихся  в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

     Доступными и корректными средствами классный руководитель согласовывает учебно-воспитательную работу учителей, преподающих в классе; формирует коллектив учащихся и направляет его работу; координирует совместную деятельность учителей и коллектива учащихся; собственными силами, привлекая всех учителей и специалистов со стороны, проводит внеклассную воспитательную работу; организует и регулирует многосторонние связи класса с внешним миром.

     Важной ролью классного руководителя является воспитание у школьников ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно. Он располагает немалыми возможностями для развития эстетических интересов и художественного вкуса у учащихся. Его педагогический долг – заботиться также о сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Особая роль классного руководителя состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.

     Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель выступает и как организатор воспитательной деятельности, и как наставник учащихся.

     Классный руководитель – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

     Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика. Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей.

      Цель исследования  –  изучить деятельности классного руководителя.   

      Объектом исследования является процесс деятельности классного руководителя.

       Предмет исследования – работа классного руководителя с родителями.

       Задачи исследования:

      1. На основе анализа педагогической  литературы  определить функции  и основные формы работы классного  руководителя с родителями.

      2. Проанализировать работу классного руководителя (на примере одной из Омских школ), выявить приоритетные формы взаимодействия  с родителями.

      3. На основе методики Е.Н.Степанова  «Изучение удовлетворенности родителей  работой образовательного учреждения»,  выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива.

          4. Сформулировать пути совершенствования  работы классного руководителя  с родителями.

      Методы  исследования – анкетирование, опрос, теоретический анализ.

Глава 1. Работа классного руководителя с родителями

1.1.   Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника

     Важным  звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие функции:

     регулирование физического и эмоционального развития;

     влияние на развитие психологического пола; влияние  на умственное развитие;

     ознакомление  ребенка с социальными нормами;

     формирование  ценностных ориентаций;

     социальная  поддержка.

     Выполнение  этих функций способствуют климат семейных отношений, режим семейной жизни, содержание деятельности, присущее различным поколениям членов семьи.

     Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к  проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и  имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отделяется от родителей.

     Следовательно,  в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника [11,с.83-84].

     Школа и семья – естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия – значит во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них – условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школы, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся. Здесь необходимо единство взглядов и воздействий на формирование личности учащихся [13, с.393].

     Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных методических приемов. Прежде всего педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Педагог видит ребенок в разнообразных  ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия,  необходимые для развития ребенка.

     Однако  взаимодействие с семьями воспитанников  складываются по-разному. Выяснить воспитательные возможности семьи помогает педагогическая диагностика [11, с.84]. 

1.2. Основные  функции деятельности классного  руководителя и способы его общения с родителями.

     Воспитательная  работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

     Основа  взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что  обе стороны заинтересованы в  изучении ребенка, раскрытии  и развитии в нем лучших качеств и свойств[8, с.69].

     Работа  с родителями – неотъемлемая часть  системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе  – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении  противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой [10, с.26].

     Л.И. Маленкова согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы  и семьи, выделяет следующие функции классного руководителя:

     1) ознакомление родителей с содержанием  и методикой учебно-воспитательного  процесса, организуемого школой;

     2) психолого-педагогическое просвещение  родителей;

     3) вовлечение родителей в совместную  с детьми деятельность;

     4) корректировка воспитания в семьях  отдельных учащихся;

     5) взаимодействие с общественными  организациями родителей [10, с.27].

     Ознакомление  родителей с содержанием  и методикой учебно-воспитательного  процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания. Классный руководитель должен знакомить родителей с собственной жизненной  и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года [10, с.27-28].

     Психолого-педагогическое просвещение родителей. Р.М. Капралова выделяет требования, которые должны обеспечит высокую эффективность психолого-педагогического просвещения:

     1.Вооружение  родителей знанием научных основ  теории воспитания.

     2.Психолого-педагогическое  просвещение должно носить опережающий,  предупредительный характер.

     3.Психолого-педагогическое  просвещение должно рассматриваться  только как функция всего педагогического коллектива школы: в соответствии с программой, с учетом подготовленности и желания учителя или другого работника школы в конце учебного года распределяются темы для подготовки к чтению лекций.

Информация о работе Работа классного руководителя с родителями