Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:25, курсовая работа
.
Цель исследования – изучить деятельности классного руководителя.
Объектом исследования является процесс деятельности классного руководителя.
Предмет исследования – работа классного руководителя с родителями.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы определить функции и основные формы работы классного руководителя с родителями.
2. Проанализировать работу классного руководителя (на примере одной из Омских школ), выявить приоритетные формы взаимодействия с родителями.
3. На основе методики Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива.
4. Сформулировать пути совершенствования работы классного руководителя с родителями.
Введение. 3
Глава 1. Работа классного руководителя с родителями. 6
1.1. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника…..6
1.2. Основные функции деятельности классного руководителя и способы
его общения с родителями……………………………………………………..9
1.3. Содержание, формы и методы совместной работы классного
руководителя с родителями.................................................................................13
Глава 2. Практическое изучение взаимодействия учителя с родителями 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………20
2.3. Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями……………………...24
Заключение. 26
Литература. 28
Приложения
4.Психолого-
5.Психолого-
6.Каждое
занятие должно сопровождаться
ярким, убедительно раскрытым
с психологической и
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Данная функция мотивируется задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности [10, с.30].
Еще одна функция работы школы и классного руководителя с родителями – это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.). Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.
Последняя функция работы школы с родителями – это взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства и т.д. В их компетенцию входит:
– помощи школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;
–
коллегиальное решение
– связь с административными и правоохранительными органами;
– участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей) [10, с.31-32].
Таким
образом, можно сказать, что данные
функции способствуют созданию
нормальной воспитывающей среды
для организации школьного
Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то Ф.П.Черноусова выделяет следующие способы взаимодействия:
Таким образом, можно сказать,
что в основе работы классного руководителя
с семьей должны быть действия и мероприятия,
направленные на укрепление и повышение
авторитета родителей. Должно быть доверие
к воспитательным возможностям родителей,
повышение уровня их педагогической культуры
и активности в воспитании. Психологически
родители готовы поддержать все требования,
дела и начинания школы. Даже те родители
которые не имеют педагогической подготовки
и высокого образования, с глубоким пониманием
и ответственностью относятся к воспитанию
детей. От согласованности действий школы
и семьи зависит эффективность процесса
воспитания ребенка. Школа обязана помочь
родителям, став для них центром психолого-педагогического
просвещения и консультирования – организуя
при школе родительские университеты,
лектории, конференции, семинары, объединения
родителей.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения [7, с.145].
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодействие с классным руководителем или педагогическим коллективом. Если форма работы – элемент организации, то метод – это средство воздействия. Между собой они органически связаны, обуславливают друг друга, составляют такое тесное диалектическое единство, что нередко между ними бывает трудно провести линию [6, с.82]. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В основе этого взаимодействия – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании [2, с.64-65].
Перечислим наиболее
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива [8, с.117]. Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека [18, с.202-203]. Ф.П. Черноусова замечает, что при проведении родительского собрания, необходимо соблюдать следующее:
1.
Родительское собрание должно
просвещать родителей, а не
констатировать ошибки и
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3.
Собрание должно носить как
теоретический, так и
4.
Собрание не должно заниматься
обсуждением и осуждением
Т.А. Стефановская выделяет следующие виды родительских собраний:
– собрания-беседы на воспитательные темы
– собрания по обмену опытом воспитания детей в семье
– собрания-консультации
– собрания в форме круглого стола [14, 144].
Каждое родительское собрание должно быть тематическим и поучительным. Тематика собраний может включать наиболее злободневные вопросы обучения и воспитания школьников. Например, о воспитании у детей сознательного отношения к учению можно провести собрание на темы: «Как помочь детям хорошо учиться», «Организация учебного труда школьника дома». На собрании обсуждаются вопросы здоровья детей, их рационального питания, организации труда и отдыха[13, с.403].
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Тематика лекций должна быть разнообразной ,интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Что такое самовоспитание?», «Ребенок и природа» и т.д.
Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.
Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.
Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Вместе они вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Классный руководитель и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. Классный руководитель проводит групповые консультации, лекции, практические занятия для родителей, привлекая учителей, специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения [7, 145-148]. Основным содержанием работы классного руководителя является работа с родительским комитетом, педагогическое просвещение родителей, привлечение родителей к совместной работе по проведению праздников, дежурству по школе вместе с учащимися, по организации соревнований и т.д.
Университет педагогических знаний – это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д. [11, с.86].
Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни. Проводятся различные конференции, специальные встречи, размышления-консультации для того, чтобы привлечь родителей к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребенка.
Коллективные
и групповые формы
Вступая
на путь взаимодействия с родителями,
педагоги начинают глубже осмысливать
свою профессию как сферу
Положительным
результатом сотрудничества для
педагогов становится повышение
уважения со стороны родителей и
общества в целом, улучшение межличностных
взаимоотношений с ними, повышение авторитета
в глазах детей, родителей и школьной администрации,
большая удовлетворённость своей работой,
более творческий подход к ней. Для родителей
результатом взаимодействия становится
лучшее знание детей и школьных программ,
уверенность в том, что при обучении учитываются
их мнения и пожелания, ощущение своей
значимости в школе, укрепление семьи
и улучшение общения с детьми. Для детей
результатом взаимодействия становится
лучшее отношении к школе, к учёбе, развитие
учебных знаний и умений, успешное социальное
положение.
С целью изучения деятельности классного руководителя нами было проведено исследование в шестом классе средней общеобразовательной школы № 47 города Омска, чтобы выявит процесс деятельности классного руководителя с родителями.
Данное исследование проводилось в 6а классе, в котором насчитывается 20 человек, из них 11 девочек и 9 мальчиков. В исследовании приняло участие 10 человек (родители).
Информация о работе Работа классного руководителя с родителями