Психопатология Вешневский

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:25, реферат

Описание работы

Содержание 2
Введение. 3
Концепция естественного воспитания 4
Педагогическая теория Руссо 7
Сущность естественного(свободного воспитания) 8
Влияние взглядов мыслителей на формирование творчества Руссо 10
Педагогические воззрения 12
Первый период - от рождения до 2 лет 15
Второй период жизни ребенка - возраст от 2 до 12 лет. 18
Третий период - от 12 до 15 33
Трудовая деятельность подростка 40
Четвёртый период от 15 лет до вступления в брак 42
Заключение 48
Список литературы 49

Работа содержит 1 файл

Психопатология Вишневский.docx

— 87.27 Кб (Скачать)

Диагностические критерии СНВГ

Особенности поведения:

появляются до 8 лет;

обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.);

не обусловлены какими-либо психическими расстройствами;

вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.

Невнимательность (из нижеперечисленных признаков  минимум 6 должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев):

неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться  на деталях;

неспособность вслушиваться в обращенную речь;

неспособность доводить выполняемую работу до конца;

неспособность организовать свою деятельность;

отказ от нелюбимой  работы, требующей усидчивости;

исчезновение  предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги  и т.д.);

забывчивость  в повседневной деятельности;

Отстраненность  от занятий и повышенная реакция  на посторонние стимулы.

Гиперактивность и импульсивность (из нижеперечисленных признаков минимум четыре должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев):

1. Гиперактивность Ребенок:

суетлив, не может сидеть спокойно;

вскакивает с  места без разрешения;

бесцельно бегает, ерзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях;

не может играть в тихие игры, отдыхать.

2. Импульсивность  Ребенок: 

выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.

не может дождаться  своей очереди.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Неврозы.

Неврозы - психогенные  заболевания, в основе которых лежат  нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными непсихотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации.

Невротические расстройства наблюдаются в любом  возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 6 – 7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются  обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости.

Общие неврозы.

Неврозы страха.

Основными проявлениями неврозов страха являются страхи сверхценного содержания, т.е. предметные страхи, связанные  с содержанием психотравмирующей  ситуации и обуславливающие особое сверхценно-боязливое отношение  к объектам и явлениям, которые  вызвали аффект страха. Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.) Варианты неврозов страха, возникновение которых связано с непосредственным испугом, называют неврозом испуга (Сухарева Г.Е., 1959).

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза  страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх  школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями  и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и  из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез),сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

Течение неврозов страха, согласно исследованиям Н.С.Жуковской (1973), может быть кратковременным и затяжным (от нескольких месяцев до 2-3 лет).

Невроз  навязчивых состояний.

Отличается преобладанием  в клинической картине ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию больного, который сознавая их необоснованный болезненный характер, безуспешно стремится их преодолеть. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.

Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

Навязчивые действия складываются из сочетания ряда движений. Действия навязчивого характера, совершаемые  в строго определенной последовательности, называют ритуалами.

При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

Невроз навязчивых состояний имеет выраженную склонность к затяжному рецидивирующему  течению. Затяжное течение невроза  навязчивых состояний, как правило, ведет к невротическому развитию личности с формированием таких  патологических черт характера как  тревожность, мнительность, склонность к навязчивым страхам, сомнениям  и опасениям.

Депрессивный  невроз.

Объединяет группу психогенных невротических заболеваний, в клинической картине которых  ведущее место занимает депрессивный сдвиг настроения. В этиологии  невроза основная роль принадлежит  ситуациям, связанным с болезнью, смертью, разводом родителей, длительной разлукой с ними, а также сиротству, воспитанию нежеланного ребенка  по типу «золушки», переживанию собственной  неполноценности в связи с  физическим или психическим дефектом.

Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются  в пубертатном и препубертатном возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны соматовегетативные расстройства: снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница. Возрастной особенностью депрессивного невроза является его атипичность с доминированием эквивалентов депрессии: с одной стороны – психопатоподобные состояния с раздражительностью, озлобленностью, грубостью, агрессивностью, склонностью к различным реакциям протеста; с другой – разнообразные соматовегетативные расстройства: энурез, энкопрез, нарушение аппетита, диспептические расстройства, нарушения ритма сна и бодрствования у детей младшего возраста и стойкие головные боли, вазовегетативные расстройства, упорная бессоница у детей старшего возраста и подростков.

Истерический  невроз.

Психогенное заболевание, характеризующееся разнообразными (соматовегетативными, моторными, сенсорными, аффективными) расстройствами невротического уровня, в возникновении и проявлении которых ведущая роль принадлежит  психогенетическому механизму условной приятности или желательности для  больного данных расстройств. Указанный  механизм обеспечивает патологическую защиту личности от трудных для нее  ситуаций.

В этиологии  истерического невроза важная способствующая роль принадлежит истероидным чертам личности (демонстративность, «жажда признания», эгоцентризм), а также психическому инфантилизму. В клинике истерических расстройств у детей ведущее место занимают моторные и соматовегетативные нарушения: астазия-абазия, истерические парезы и параличи конечностей, истерическая афония, а также истерические рвоты, задержка мочеиспускания, головные боли, обмороки, псевдоалгические явления (т.е. жалобы на боли в тех или иных частях тела) при отсутствии органической патологии соответствующих систем и органов, а также при отсутствии объективных признаков боли. В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

Неврастения (астенический невроз).

Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям. 

Ипохондрический невроз.

Невротические расстройства, в структуре которых  преобладают чрезмерная озабоченность  своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается  в основном у подростков.

Системные неврозы.

У детей встречаются  несколько чаще общих неврозов.

Невротическое заикание.

Психогенно обусловленное  нарушение ритма, темпа и плавности  речи, связанное с судорогами мышц, которые участвуют в речевом  акте. У мальчиков заикание возникает  значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается  в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами  невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические  психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: семейная слабость церебральных механизмов речи, проявляющаяся в различных  речевых расстройствах, невропатические  состояния, информационные перегрузки, попытки родителей форсировать  речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

Невротические тики.

Объединяют разнообразные  автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Такие привычные автоматизированные движения относятся к психопатологически недифференцированным невротическим тикам. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом. 

Информация о работе Психопатология Вешневский