Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса
воспитания личности................................................................................7
Воспитание как процесс целенаправленного формирования
и развития личности............................................................7
Проблемы дисциплины в истории отечественной школы...20
1.3. Личность как субъект индивидуальной истории.........34

Глава II. Воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП...................................45
2.1. Современные требования по подготовке личности будущего воина на занятиях по ДП.....................................45
2.2. Воспитание дисциплинированности и ответственности будущего защитника Отечества...............................................55
2.3. Методы организации деятельности по воспитанию дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП.........................................68
2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании дисциплинированности и ответственности.....83
Заключение...............................................................................................88
Библиографический указатель.............................................................89

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Систематическое изучение вопросов подготовки к воинской службе начинается с IX класса при изучении на занятиях ОБЖ темы «Основы обороны государства и воинской обязанности граждан» (10 часов), которая состоит из двух подтем:

а)  Правовые основы военной  службы – 5 часов;

 б) Размещение жизнь и быт военнослужащих – 5 часов.

В X классе на занятиях ОБЖ изучается две темы:

  1. «Основы подготовки к военной службе» (23 часа), которая включает в себя следующие подтемы: а) «Основы обороны государства» (5 часов), б) «Назначение, состав и принципы строительства Российских Вооруженных Сил» (12 часов),  в) «Организация медицинского обследования, освидетельствования и постановки на воинский учет» (6 часов);
    1. 2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов).

В XI классе изучаются тема 1. «Основы подготовки к военной службе» (29 часов), которая включает в себя следующие подтемы: «Основы обороны государства и воинской обязанности», в которой рассматриваются вопросы: «Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов); «Воинские уставы и воинские коллективы»  (4 часа); «Военно-учебные заведения Вооруженных Сил России (2 часа).

2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов).

Примерное тематическое планирование уроков ОБЖ в XI классе

Тема 1. «Основы подготовки к военной службе» (29 часов).

«Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов);

Тема урока                                                                    Количество часов

1. Основные понятия  о воинской обязанности                              1

2. Организация воинского  учета и его предназначение                1 

3. Организация медицинского  освидетельствования и меди-

    цинского обследования  при постановке на воинский  учет        1

3. Обязательная подготовка  граждан к воинской службе            

4. Добровольная подготовка  граждан к военной службе              1

5. Призыв граждан на  военную службу                                           1

6. Военная форма одежды                                                                  1            

7. Увольнение с воинской  службы и пребывание в запасе             1

8. Основные права, свободы  и гарантии по социальной 

   защите                                                                                                1

«Воинские уставы и воинские коллективы»  (4 часа)

  1. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской

Федерации                                                                                             1

2. Военная присяга  и порядок ее принятия                                        1

3. Воинская дисциплина, ее сущность и значение                             1

4. Воинские коллективы                                                                        1

 

«Военно-учебные заведения  Вооруженных Сил России (2 часа).

1. Общая классификация  военных училищ: командные,

инженерные и технические                                                                  1

  1. Правила приема в военные училища. Окончание военно-

учебного заведения                                                                               2

 «Прикладная физическая подготовка» (15 часов). Средства физического воспитания:

1. Упражнения для развития  общей выносливости.

2. Упражнения для развития  силы мышц.

3. Упражнения для развития  ловкости.

4. Упражнения для развития  специальных качеств:

а) устойчивость к гипоксии;

б) вестибулярная устойчивость;

в) устойчивость организма  к воздействию неблагоприятных  факторов военно-профессиональной деятельности

                                                                                        Итого  34

Тренировки по физической подготовке учащихся осуществляются на специально оборудованной полосе препятствий, а также в процессе овладения приемами самозащиты, ведения рукопашного боя, плавания.

Беседы с бывшими  солдатами, ветеранами войны позволяют  сделать определенные выводы о причинах негативного отношения определенной части современной молодежи к выполнению своего гражданского долга – службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. На наш взгляд эта причина кроется в отсутствии привычки быть ответственным, дисциплинированным, способным принимать самостоятельные решения и за них отвечать. Современному молодому человеку больше импонирует быть инфантильным – все за него решают родители или еще кто-нибудь, он готов делать только то, что ему нравиться, т. е. вести праздный образ жизни. В связи с этим следует рассмотреть трактование понятия «привычка» с позиции теории и практики психолого-педагогической науки.

Еще Д.Локк отмечал, что  в воспитании главную роль играет формирование нравственных привычек.

К.Д.Ушинский пишет о том, какой страшной силой может обладать привычка: «Сколько превосходных начинаний и даже сколько отличных людей пало под бременем дурных привычек! Если бы для искоренения вредных привычек достаточно было одновременного, хотя самого энергичного, усилия над собой, тогда нетрудно было бы от нее избавиться. Разве не бывает случаев, что человек готов дать отрезать себе руку или ногу, если бы вместе с тем отрезали и вредную привычку, отравляющую его жизнь»[35, С.274].

Отправным пунктом здесь является навык, который хорошо просматривается в учении. Не нужно думать, сколько будет дважды два. Мы сразу даем правильный ответ, потому что повторяли это действие много раз, превратив его в условный рефлекс. Так же обстоит дело и в воспитании. Многократное повторение действия, поступка постепенно преобразует их в навык.

 В период обучения необходимо  постоянно ставить студентов  в ситуацию повторения действий  по самообразованию и тем самым  формируем у них навыки данной  деятельности и становится  привычкой.

«Если бы человек не имел способности  к навыку, - отмечал Ушинский, - то не мог бы продвинуться ни на одну ступень  в своем развитии, задерживаемый  беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и для новых побед» [35, С.277].

«Привычка  - тот же навык, но только на более высокой ступени автоматизма. Если воспитателю удалось отобрать все необходимые действия, которые надо сделать привычными, если он мастер формировать полезные привычки, дело его обеспечено» - писала Н.Д.Виноградова [7, С.92].

В связи с этим учитель ОБЖ  может определить в соответствии с программой обучения необходимые действия учащихся, которые необходимо перевести в привычные. Например, физическая подготовка.

Привычка, заключает Ушинский, есть «основание воспитательной силы».

Аналогичным образом рассматривал роль привычки в воспитании и А.С.Макаренко: «Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно  делать, но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. Одним словом, я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек» [18, С.284]. 

Таким образом, учебная деятельность учащихся на занятиях по ОБЖ должна быть организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек.

Что необходимо делать, чтобы у  допризывников воспитать дисциплинированность и ответственность, строго выполняли приказы, умели сами приказывать, были исполнительными, обязательными, умели уступать друг другу, нейтрализовали «вожаков».

Все попытки решать проблему в лоб  – беседами и уговорами – терпят неудачу. Прежний опыт школьной жизни  сформировал привычку игнорировать требованиям учителей: не выполнение домашнего задания, отказ от порученного дела, грубость, не соблюдение режима дня и т.п.

В период сборов выработка привычки подчинения успешно осуществляется через организацию жизни в коллективе. Сам коллектив делится на роты, рота на взводы. Во главе каждого подразделения стоит командир. Командиров назначает педагог из числа авторитетных ребят.

Поскольку командиры проводят волю подразделения, которая является и  волей педагогов, поскольку те не стоят над подразделением, а проводят свою линию, значась рядовыми членами данного подразделения, процесс дисциплинирования значительно ускоряется.

Так постепенно начинают проявляться  признаки полезных привычек: чувство  ответственности, аккуратность, умение приказать и подчиниться, доложить об исполнении задания.

Создать возможность поручать лидерские  обязанности всем допризывникам, т.е. формировать у них умения, навыки, привычки деятельности, которая объективно вынуждала становиться примером для других. В этом случае создается ситуация быть подчиненным и командиром и эта зависимость исключает такое нежелательное явление как дедовщина, стремление подмять более слабых. Такая организация создает очень нужные привычки. Никто не считает себя «второсортным», каждый готов взяться за любое поручение и выполнить его, у всех развивается чувство собственного достоинства, каждый ощущает себя хозяином общего дела.

Привычка гуманных отношений формируется  путем специальной организации  дружбы старших и младших: в школе  старшие ребята помогают учителям младших  классов по подготовке их к таким мероприятиям как смотр строя и песни, традиционно посвященный Дню Защитника Отечества.

Таким образом, мы считаем, что один из возможных вариантов подготовки учащихся к выполнению своего священного долга – служба в Вооруженных  Силах – может заключаться в формировании у них привычек быть дисциплинированным и ответственным.

 

    1. . Воспитание дисциплинированности и ответственности

у будущего защитника  Отечества

Важнейшей составной частью воспитания является нравственное воспитание. Мораль или нравственность – совокупность исторически сложившихся норм, регулирующих поведение человека в обществе.

Мораль изменяется с изменением общественных условий. В историческом развитии человечества не было и не могло быть вечной незыблемой морали. Мораль всегда отражала идеологию государственной власти.

Мораль включает в себя воспитание идейности, сознательности, правдивости и честности, дисциплинированности и ответственности.

В школьном возрасте ребенок овладевает знаниями, умениями, навыками. В это  время закладывается  основа его мировоззрения, формируется его воля и характер, представляющие из себя хребет моральных качеств человека. Нравственные чувствования и представления в школьном возрасте требуют внимательного и заботливого руководства со стороны воспитателя. Воспитание морали – повседневная задача школы.

Главным средством нравственного  воспитания является убеждение, разъяснение  ученику тех качеств характера, тех черт мировоззрения, которые  востребованы обществом, которые имеют  общечеловеческие ценности. Убеждение и разъяснение – основной путь воспитательной работы по установлению в обществе норм морали.

Словарь русского языка  предлагает такое понимание основных категорий: «Сознательность: Умение, способность  правильно разбираться в окружающей действительности» [22, С.646].

«Ответственность[22, С.401]) – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным  за них».

«Ответственный ([22, С.401] – облеченный правами и обязанностями в  осуществлении какой-нибудь деятельности, в руководстве делами. 2. О человеке: с высоко развитым чувством долга, ревниво относящийся к своим обязанностям».

«Долг –  то же, что обязанность» [22, С. 148].

«Обязанность [22, С.378] - определенный круг действий, возложенных на кого-нибудь, и безусловных для выполнения».

В Философском словаре ответственность  трактуется как [36, С.469] - философско-социологическое  понятие, отражающее характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. В зависимости от субъекта  ответственности действий выделяется  индивидуальная, групповая, коллективная ответственность. У индивида ответственность формируется как результат тех внешних требований, которые к нему предъявляет общество, класс, данный коллектив. Воспринятые индивидом, они становятся внутренней основой мотивации его ответственного поведения, регулятором которого служит  совесть. Формирование личности предполагает воспитание у нее чувства ответственности, которая становится ее свойством.

Ответственность рассматривается  в неразрывной связи с дисциплиной  и организованностью.

Нормы дисциплины сформулированы в  Конституции РФ. Нормы воинской дисциплины – в  Уставе ВС.

Информация о работе Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина