Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса
воспитания личности................................................................................7
Воспитание как процесс целенаправленного формирования
и развития личности............................................................7
Проблемы дисциплины в истории отечественной школы...20
1.3. Личность как субъект индивидуальной истории.........34

Глава II. Воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП...................................45
2.1. Современные требования по подготовке личности будущего воина на занятиях по ДП.....................................45
2.2. Воспитание дисциплинированности и ответственности будущего защитника Отечества...............................................55
2.3. Методы организации деятельности по воспитанию дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП.........................................68
2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании дисциплинированности и ответственности.....83
Заключение...............................................................................................88
Библиографический указатель.............................................................89

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Мотивация является двигателем учения – это известно каждому  учителю. А вот то, что она может  стать и его тормозом, известно далеко не всем. Термином мотивация  обозначают некоторое не всегда объяснимое позитивное стремление к чему-либо. Это ощущение человеком влечения, направленного на удовлетворение осознанной или неосознанной потребности. Различают два вида потребностей: физиологические, обеспечивающие физическое существование организма, и психологические (в деятельности, общении, лидерстве, признании и пр.). Возможно более полным удовлетворением обоих потребностей определяется степень самореализации личности или полнота понимания ею смысла своей жизни. Более того, от степени удовлетворения личностных потребностей зависят человеческое ощущение счастья и состояние благополучия в обществе. 

Что касается физиологических  потребностей, то тут человек лишен  выбора: его активность по их удовлетворению предопределена генетически, и проигнорировать ее он не может без риска для жизни.

Есть ли такой же внутренний механизм, отслеживающий потребность человека в информации и заставляющий «пить» ее из рук учителя? Представляется, что в случае психологической мотивации действуют другие, не столь простые и прямолинейные механизмы. Они несравненно более комплексны уже потому, что выходят за пределы организма и вплетаются в сложную ткань социальных взаимодействий. Эта сложность является также результатом постоянного и активного функционирования базовых психологических структур человеческой личности, отвечающих за его разумную социальную жизнедеятельность. Если бы это было не так, человеческое общество не могло бы развиваться и существовать. Ранее мы уже отмечали, что каждый человек от природы наделен некоторым набором способностей, общих и специальных, к усвоению и выполнению вполне определенных видов деятельности. Возникает вполне резонное предположение о тесной связи способностей и мотивов деятельности. Не случайно известный исследователь Маслоу в своем определении мотивации неоднократно подчеркивает, что «это человеческое стремление… проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным». Эта мысль подтверждается и последними исследованиями, в которых четко прослеживается генетическая природа направленности человеческих способностей. С генетических позиций определение мотивации становится вполне инструментальным.

«Итак, под мотивацией следует понимать- пишет Беспалько  В.П. [4, С.15-16] генетические стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость в овладении ими на творческом уровне. Это активное и устойчивое стремление реализуется в реальные достижения только тогда, когда возникают (создаются) необходимые условия для этого. В противном случае самореализация в большей или меньшей степени подавляется немотивированными видами деятельности, достижения в которых не могут превышать исполнительского уровня».

Таким образом, в зависимости  от степени одаренности человек  способен одни виды деятельности усваивать и выполнять, достигая при этом творческого уровня и проявляя высокую степень мотивации; другие – только на подражательном, исполнительском уровне и больше  под давлением извне, чем под воздействием внутренних побуждений (мотивов), а к третьим он может быть вообще непригодным и не способным на их усвоение и применение, несмотря на любые дидактические приемы и силовые методы воздействия. У допризывников необходимо выявлять их способности к тем или иным видам деятельности в период будущей воинской службе. Преемственность между школой и военкоматами нам видится именно в этом направлении.

Последнее всегда было очевидным  в таких видах деятельности, которые получили название «творческих»: музыка, актерство, живопись, ряд видов спорта и т.п. ХХ век поднял и ранее «презренные» прикладные виды деятельности на уровень творческих, для достижения успеха в которых одного старания далеко не достаточно. Здесь также требуется «божья искра» - специальные способности. Это стало особенно очевидным с развитием так называемых высоких технологий, ориентация в которых некоторым индивидам напрочь заказана природой.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II  Воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП

.

    1. Современные требования по подготовке

личности          будущего     воина на занятиях по ДП

 

Составной частью происходящих в обществе социально-экономических  преобразований является разработка и  осуществление военной реформы, успех и результативность которой  во многом зависит не только от уровня профессиональных и духовно-нравственных качеств военных специалистов, но и от качества допризывной подготовки будущих солдат.

Высокая духовность и нравственность особенно важны в Вооруженных  Силах, которые проявляются в  уровне дисциплинированности и ответственности солдат и командиров. Без них армия слабеет, теряет свое лицо и социальную значимость.

Нравственное воспитание – целенаправленное воздействие на личность с целью  формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки  навыков и умений нравственного  поведения.

Подготовка личности будущего воина на занятиях по допризывной  подготовке заключается в развитии познавательной, эмоциональной и  волевой сфер личности, которые проявляются  в образовательном, морально-психологическом  и физическом уровнях развития.

В современных условиях особую актуальность составляет работа по формированию и воспитанию морально-психологической  составляющей общей подготовки допризывников.

Воинская дисциплина – это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его преданности своему народу. Особенностью воинской дисциплины является то,  что она включает в себя все признаки таких видов дисциплины как учебная, трудовая, производственная и др.

Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, отменил начальную  военную подготовку в школах, ПТУ, техникумах и в связи с этим прекратились занятия по огневой, общевойсковой и строевой подготовке будущих призывников, а вся материально-техническая обеспеченность данной работы сдана на склад. Естественно, все это негативно сказалось на подготовке допризывников.

На современном этапе в России подготовка учащихся к военной службе осуществляется в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На этих занятиях учащимся сообщаются необходимые знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и формируются определенные навыки по гражданской обороне, а также в ходе военных недельных сборов после окончания учебного года в июне месяце.

Подготовкой будущих  воинов активно занималась в бывшем Советском Союзе организация  ДОСААФ, которая имеет 75-летнюю историю  по осуществлению этой важной государственной задачи. Сегодня эта организация называется ОСТО – оборонная спортивно-техническая организация. В рамках данной организации осуществляется добровольная подготовка граждан к военной службе, которая предполагает: занятия военно-прикладными видами спорта и овладение военно-учетными специальностями.

Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается  в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах.

В Словаре русского языка  С.И.Ожегова под «готовностью»  понимается согласие сделать что-нибудь, состояние, при котором все сделано, все готово [22, С. 122]. Сам термин, возникнув в экспериментальной психологии, был перенесен в психолого-педагогические исследования. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую организм, личность на будущую деятельность, как предпосылку и регулятор деятельности. Различают временную (ситуативную) и долговременную (устойчивую) готовность, функциональную и личностную, психологическую и практическую, готовность к умственной и физической деятельности. В Психологическом словаре «готовность к действию» рассматривается в нескольких аспектах: как вооруженность человека необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками; согласие на решимость совершать какие-либо действия и т.д.

Содержание готовности будущего воина к службе в армии  в широком смысле слова объединяет морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы, знания, умения и навыки. В узком смысле – овладение допризывником соответствующими профессионально значимыми знаниями, умениями и навыками. В условиях подготовки допризовников в рамках программы общеобразовательного учреждения на занятиях по ОБЖ в полном объеме решить проблему формирования готовности будущих воинов не представляется реальным, ибо это задачи специальных организаций типа ОСТО и т.п. В тоже время формировать морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы и фрагментарные знания, умения и навыки о воинской службе является одной из обязательных задач предмета ОБЖ.

Для будущего защитника  Отечества имеет большое значение осознанность понятия «Оптимальное боевое состояние», которое для каждого  человека индивидуально, но в нем  можно выделить три основных компонента: физический, эмоциональный и мыслительный.

Физический компонент  означает совокупность физических качеств  и соответствующих  им ощущений в  организме таких как сила, быстрота, реакция, чувство свободного дыхания, четкой работы сердца.

Эмоциональный компонент предполагает владение личностью уровнем эмоционального возбуждения,  понимаемым как определенная сила волнения, в котором находится человек.

Мыслительный компонент  характеризует способность человека к осмысленным действиям и полной сосредоточенности на выполняемой работе и при этом четкое представление о цели и средствах ее достижения.

Мыслительный компонент  характеризуется образовательным  уровнем  допризывников который  в настоящее время достаточно высок, хотя есть и такие, образовательный  уровень которых очень низкий.  Мышление человека можно при определенных психолого-педагогических условиях достаточно успешно и быстро развить. Физический компонент в условиях четкого соблюдения режима занятий по физической подготовке также поддается достаточно быстрому достижению соответствующего уровня. В тоже время все больше и больше наших допризывников имеют серьезные заболевания и отклонения от норм физического развития.

Практика работы с  допризывниками показала, что желание  добровольно идти на службу в армию  резко падает, особенно среди городской молодежи. Многие допризывники психологически не приемлют свое пребывание в Вооруженных Силах.

Поэтому перед учителями  ОБЖ, работниками военных комиссариатов  стоит серьезная государственная  задача: повернуть молодежь к армии, сформировать и развить положительную потребность и мотивацию к службе в армии не просто как необходимость, а как осознанный долг перед Отечеством, всем своим поведением демонстрировать искреннее желание это осуществить. Это очень сложно, ибо СМИ передают, а бывшие военнослужащие рассказывают о буднях солдатской жизни далеко не «сладкую» и приятную миссию, связанную с безразличие офицерского корпуса к солдату. События с призывниками, о которых сообщили СМИ в январе 2004 года, только подтверждают это.

Сформированная привычка к выживанию в неблагоприятных  условиях  и при этом оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, способность к быстрой  адаптации, раскрытие своей индивидуальности и интеграция в солдатское сообщество позволят будущему воину успешно  пройти военную службу. Но этого еще не достаточно. Необходимо знать индивидуальные способности  будущего воина, чтобы определить к каким видам деятельности он более всего подходит. Современный отбор солдат в те или иные рода войск в большинстве случаев осуществляется на основе состояния здоровья, специальной допризывной  подготовкой на базе ОСТО, которая позволяет выявить способности будущих воинов, их предрасположенность к той или иной деятельности. Но это больше редкость, чем закономерность в работе с допризовниками. В связи с этим следует обратить внимание учителя по ОБЖ по выявлению у будущих солдат предрасположенности  и склонности к какому-либо виду деятельности и в каких родах войск это можно максимально учесть и создать личностную ситуацию успеха в прохождении воинской службы. Данный подход позволит успешно осуществить процесс адаптации,  ответственно относиться к своим обязанностям, сознательно соблюдать воинскую дисциплину и в конечном итоге с глубоким чувством выполненного гражданского долга перед Родиной, своими родителями и земляками вернуться домой.

Обязательный минимум  содержания предмета ОБЖ по вопросам допризывной подготовки направлен на изучение следующих вопросов:

- назначение, состав, принципы строительства  и комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. Руководство и управление Вооруженными  Силами Российской Федерации, частями, подразделениями и другими войсками;

- боевое знамя части (корабля), военную присягу. Боевые традиции  Вооруженных Сил Российской Федерации,  Героические подвиги воинов  в военное и мирное время. Исторические и боевые традиции воинской части.

В процессе изучения учащимися ОБЖ  их знакомят:

- с содержанием воинской обязанности  и воинской службой граждан,  с воинскими уставами и их  значением в жизни и деятельности  военнослужащих;

- с военно-учебными заведениями  Вооруженных Сил Российской Федерации и правилами приема в них.

Выпускник по предмету ОБЖ должен овладеть навыками

- в выполнении физических  упражнений для развития общей  выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости к гипоксии;

- в выполнении двух-трех  приемов рукопашного боя;

- в знании воинских званий, военной  геральдики, принадлежности военнослужащих  к войскам министерства (ведомства), виду Вооруженных Сил Российской  Федерации и роду войск.

Информация о работе Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина