Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса
воспитания личности................................................................................7
Воспитание как процесс целенаправленного формирования
и развития личности............................................................7
Проблемы дисциплины в истории отечественной школы...20
1.3. Личность как субъект индивидуальной истории.........34

Глава II. Воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП...................................45
2.1. Современные требования по подготовке личности будущего воина на занятиях по ДП.....................................45
2.2. Воспитание дисциплинированности и ответственности будущего защитника Отечества...............................................55
2.3. Методы организации деятельности по воспитанию дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП.........................................68
2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании дисциплинированности и ответственности.....83
Заключение...............................................................................................88
Библиографический указатель.............................................................89

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Соревнование как метод формирования дисциплинированности и ответственности учителями ОБЖ используется очень широко как в процессе теоретических занятий, так и на практических, особенно в период военных сборов. Соревнование стимулирует чувство коллективизма, активизации личности в целом.  Примером  может служить военизированная эстафета, где царит дух товарищества, четкая слаженность в действиях, а тем самым проявление ответственности и дисциплинированности.

При проведении праздника, посвященного «Дню Защитника Отечества», учащиеся самостоятельно готовили команде противника вопросы и задания не только из программного материала, но и на общую эрудицию.

Поощрение

Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки поведения  и деятельности отдельного учащегося  или коллектива. Его стимулирующая  роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действий, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем энергии, уверенность в собственных силах.

Нельзя полагать, что одобрение  и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные.  К поощрениям чаще приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появились ученики захваленные и обойденные общественным вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.

В последние годы все чаще возникает  вопрос о соответствии между выполненным  делом мерой удовлетворенности  поощрением. Часто не только дети, но и взрослые, испытывают неудовлетворение от высказанного поощрения учителем или руководителем. Если поощрение соответствует ожидаемому удовлетворению личности, то оно стимулирует закрепление данных навыков деятельности и тем самым формирует сознательную дисциплину и дисциплинированность, но если не возникает соответствия между ними, то это может оказать самое негативное влияние на процесс формирования дисциплинированности как качества личности. Это очень серьезная проблема, психолого-педагогический и методический механизм функционирования которой в полном объеме еще не изучен.

В практической деятельности учителя  ОБЖ метод поощрения для формирования ответственности и дисциплинированности можно применять практически  на каждом занятии, но при этом необходимо соблюдать меру похвалы и ее целесообразность. Поощрение должно быть за весомые дела и поступки. Так, учащийся самостоятельно подготовил доклад на тему: «Личная дисциплинированность воина» и показа ее историческое, социальное и нравственное значение со времен Александра Македонского до наших дней заслуживает не просто отличной оценки, а самой серьезной похвалы перед учащимися класса и даже сообщение родителям данного ученика о его успехах.

Наказание

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво  и неоднозначно. В значительной мере под влиянием свободного воспитания в первые годы работы советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов воспитания, А.С.Макаренко писал: «Разумная система наказания не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их» [17, С.399]. 

Наказание – это такое воздействие  на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им.  Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и чем он ошибается, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А.С.Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания – ни физического, ни морального. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.

Может применяться такая форма  наказания, как изменение отношения  к воспитаннику со стороны учителя  или классного коллектива. Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства.

Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной поступок. В тех  случаях, когда ученик нарушил правила  поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступит неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину.

Воспитание по своему определению  не стремится к угнетению, принуждению, к прагматическому, безудержному, по искусственно завышенным стандартам потребительству.  Его цель – сформировать свободную, ответственную, дисциплинированную личность. Исходя из молчаливого признания несовершенств реального человека, любых общественных отношений, воспитание готовит ребенка к преобразованию самого себя, к достижению духовного и физического совершенства,  а не к ролевому, конформистному прозябанию в мещанско-обывательской рутине.

Воспитание в отличие от внешнего приспособления к данному социуму, есть формирование средствами ненасилия, в сочетании с предопределенными  законами природы и социума педагогически целесообразным, принудительным воздействием, духовного «ядра» личности, ее нравственной свободы. Воспитание направлено на развитие личности, способной в негативных социальных условиях и экстремальных ситуациях быть самим собой, оставаться инакомыслящей, готовой к самостоятельным ответственным решениям и действиям. «Только воспитание как вечный, объективный, изначально присущий обществу механизм передачи подрастающим поколениям опыта общественной жизни, а отнюдь не социализация, представляющая собой субъективное изобретение охранителей социального расслоения, готовит личность к борьбе с валюнтаристским  политическим, нравственным, социальным, эстетическим насилием» - писал Б.Т.Лихачев [11, С.59].

Наказание как метод очень «тонкий» инструмент в руках учителя. Следует на практике в период посещения воинской части обсудить данный вопрос с военнослужащими. Наказание должно быть, ибо в противном случае начнет проявляться безответственность, вседозволенность, не соблюдение воинской дисциплины. Какими могут быть последствия уснувшего дневального, часового на посту и т. д.

 

2.4. Методы контроля, самоконтроля  и самооценки 

в воспитании дисциплинированности и ответственности

Управляемость целостного педагогического  процесса невозможна без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Чтобы оценить эффективность воспитательного  процесса по формированию дисциплинированности учащихся, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых. О людях судят прежде всего по их действиям.

О показателях воспитанности и  в том числе дисциплинированности школьников можно судить по степени  их участи  во всех основных видах  деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой, общественной и др. – и результатам этого участия. 

Важным показателем воспитанности  школьников являются общение и отношения  в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения  школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность.

К показателям воспитанности личности необходимо отнести также ее информированность, прежде всего в области морально-политической, культурной, эстетической и др.

Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе, так как нельзя разделить сознание, действия и поведение, общение личности. Всякое подразделение их носит условный характер и применяется лишь в целях более детального и поэлементного изучения общего уровня дисциплинированности и воспитанности учеников. То же самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов воспитания и оценки эффективности.

Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки его результативного  компонента и процессуального, отражающего характер протекания процесса. Необходимо оценивать действия самих воспитателей, правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого или стиля общения, взаимодействия, их влияния на развитие инициативы и самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и процессуальных показателей делает изучение воспитания объективным.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками, беседы, направленные на выявление  воспитанности, опросы (анкетные, устные и пр.), анализ результатов деятельности, выполнение поручений, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Охарактеризуем данные методы. Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения – непосредственное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр.

Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения дисциплинированности и ответственности личности, надо вести его с конкретной целью, владеть программой изучения личности, признаками и критериями оценки ее воспитанности вообще и дисциплинированности и ответственности в частности.

Наблюдения должны носить систематический  характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области идейно-нравственных проблем, норм и правил поведения, выяснить причины отклонения от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учитель фиксирует мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Так в процессе теоретических занятий  учитель фиксирует отношение  учащихся к выполнению домашнего  задания, выполнению обязанностей дежурного, отношение к выполнению творческих индивидуальных заданий. Аналогично, в  период весенних полевых сборов ведется фиксация фактов соблюдения дисциплинированности и ответственности учащихся. По результатам наблюдений можно вести конкретную воспитательную работу с учеником с целью выявления причин данных отклонений от  норм поведения. Причиной таких явлений может служить формальное усвоение темы «Права и обязанности военнослужащих», не знание содержания общевойсковых уставов и т.п.

Все чаще в классных коллективах  применяются психологические опросники, которые выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют своевременно выявить возникающие противоречия и принимать меры по их быстрому и умелому разрешению.

Для изучения результатов общественной деятельности учащихся необходимо проводить беседы и опросы не только их самих, но и членов классного коллектива.

О результативности воспитания сознательной дисциплины свидетельствуют такие показатели как: сформированность мировоззрения, усвоение норм морали, соблюдение законов, а также Правил для учащихся, общественная активность, инициативность, самостоятельность, умение оценит события, происходящие в нашей стране и за рубежом.

Научно обоснованного, однозначного подхода к определению  уровня сформированности у личности такого интергативного качества как дисциплинированность и ответственность на сегодня нет. Данную проблему ученые совместно с передовой частью учительства решают в рамках оценки уровня воспитанности ученика. При этом следует определиться, что понимать под воспитанностью ученика, по каким показателям можно оценит уровень его воспитанности. Ученые считают, что уровень воспитанности выражает степень сформированности у школьника в соответствии с его возрастными возможностями важнейших качеств личности – показателей воспитанности, каждый из которых оценивается по уровню сформированности: высокий, средний или низкий.

Общая оценка воспитанности  ученика выводится на основе отдельных  показателей воспитанности. При  этом, если какая-то сторона поведения  ученика получила резко отрицательную оценку как не  соответствующая нормам нравственности, правилам поведения в обществе или у ученика были обнаружены дурные привычки (курение, пьянство, противоправные поступки и др.), то независимо от других оценок общая оценка его воспитанности должна быть низкой.

Информация о работе Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина