Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:52, дипломная работа
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.
Введение........................................................................................................3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса
воспитания личности................................................................................7
Воспитание как процесс целенаправленного формирования
и развития личности............................................................7
Проблемы дисциплины в истории отечественной школы...20
1.3. Личность как субъект индивидуальной истории.........34
Глава II. Воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП...................................45
2.1. Современные требования по подготовке личности будущего воина на занятиях по ДП.....................................45
2.2. Воспитание дисциплинированности и ответственности будущего защитника Отечества...............................................55
2.3. Методы организации деятельности по воспитанию дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП.........................................68
2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании дисциплинированности и ответственности.....83
Заключение...............................................................................................88
Библиографический указатель.............................................................89
В последующие годы стало проходить безоглядное увлечение мыслящих людей просвещением, произошла переоценка его влияния на личность. Быстро накапливался опыт, обогащались представления о том, каким образом влияет на развитие ребенка его собственная внеучебная деятельность, в частности, игра и труд, какое положительное влияние на него оказывают коллектив, группа и участие в их жизни. Весомый вклад в новые взгляды на воспитание внесли труды С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Дж,Дьюи и других педагогов первой половины XX в.
Опыт А.С.Макаренко –
В результате поисков многих ученых XX в. педагогика, помимо устоявшихся дидактических знаний, обогатилась систематизированными знаниями по теории воспитания.
Если имеют в виду достижение человеком того уровня развития, при котором он становится полноправным членом общества, говорят о социализации. Но если надо подчеркнуть, как и под влиянием каких факторов человек обрел черты личности, то употребляют термин «формирование». Личность формируется под влиянием наследственности, среды, целенаправленной деятельности педагогов, собственной деятельности и самовоспитания человека и других факторов.
Говоря о формировании личности сегодня, многие педагоги включают его в понятие «образование». Именно так поступили авторы учебного пособия «Педагогика» [26, С.9] – что для подготовки человека к жизни достаточно его обучить.
Учитывая современный уровень педагогических знаний возможна такая формулировка определения этой педагогической категории: воспитание – это преднамеренное создание или корректировка условий для формирования характера, воли, направленности и качеств личности человека [8, С. 22]. А.С.Макаренко, сравнивая воспитателя с садовником, говорил, что воспитание – это корректив, еле заметная перестановка сил, окружающих ребенка. Именно таким путем ему удается направить в нужную сторону развитие всей массы отношений ребенка с окружающим миром [19, С.22]. Воспитание – это прежде всего влияние на систему отношений личности с окружающим миром людей. Предложенное определение отличает его от обучения, констатирует его ненасильственный характер и соответствует сущности этого педагогического процесса.
Исходя из вышесказанного, можно уточнить и определение обучения: обучение – это преднамеренное просвещение, передача людям системы знаний и способов их применения с целью развития их личности. Образованным человеком можно назвать не того, кто получает знания, а того, кто хоть какую-то систему уже усвоил. Именно в этом смысле и целесообразнее применять термин «обучение». Обучение положительно влияет на процесс развития личности, но только своим путем – средствами совершенствования мыслительной, прежде всего познавательной, деятельности.
В Словаре русского языка
[22, С.85] дается следующее толкование
понятия воспитать и
Воспитание 1. воспитать 2. Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляются в общественной жизни».
В современной школе проблема формирования дисциплинированности и ответственности была и будет служить основой воспитательной работы с молодежью. Ибо данные качества личности являются продуктом всей суммы воспитательного воздействия. В школе она вырабатывается в ходе образовательно-воспитательного процесса, но при условии такой организации, когда задачи обучения всецело соотнесены с целями воспитания.
В современных условиях первостепенное значение придается способам утверждения сознательной дисциплины в школе. Более того, повышение качества учебно-воспитательного процесса неразрывно связано с усилением ответственности учащихся за качество учебы, обязательное соблюдение учебной и трудовой дисциплины, повышение общественной активности школьников, развитием самоуправления в ученических коллективах.
Уже в среднем звене школы через нравственное сознание, правосознание многие важные мировоззренческие, политические установки «переходят» в поведенческую практику учащихся. Моральные нормы, нормы закона – это как раз те требования, с которыми ребята встречаются ежедневно и которые они либо соблюдают легко и просто в силу своей воспитанности, либо нарушают в силу отсутствия необходимых установок, закрепленных в виде привычек и стремлений.
Молодежь – будущее нашего общества и она должна овладеть системой представлений и понятий о дисциплинированности и ответственности в прошлом, в настоящем и в будущем.
В основе выработки дисциплинированности и ответственности у подростков находится процесс формирования мировоззренческих установок на деятельность человека.
Сведения, которые получают школьники о дисциплинированности и сознательности за многие годы обучения в школе, перерабатываются в их сознании и формируются от представлений до понятий, от знаний до убеждений и действий. Связь между знаниями, убеждениями и действиями носит многофакторный характер. Существуют здесь прямые и обратные, непосредственные и опосредованные зависимости.
Э.В.Акулкин и В.М.Соловьев [1, С. 19-20] считают, что на превращение знаний в убеждения и поступки учащихся оказывают воздействия:
Убеждения учащихся складываются на основе тех их знаний, которые носят мировоззренческий и нравственный характер, глубоко затрагивают их внутренний мир, разум, чувства, совесть и поведение. Осознанное знание в известной мере уже новое знание, чувственно пережитое. Оно становится активно действующим знанием, или убеждением. Нравственные и политические представления и понятия перерастают в убеждения о сознательности, ответственности и дисциплинированности и образуют сложную социально-психологическую структуру. Ее компонентами становятся: интеллектуальный – осознанное знание; эмоциональный – чувства, эмоции, закрепляющие ту или иную мировоззренческую идею; поведенческий – воля, направленность к действию, поступок.
«Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешние воздействия. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития» [12, С.59] считает Б.Т.Лихачев
Одна из вечных проблем педагогики
всегда состояла в том, чтобы добиться
максимального повышения
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
Там, где есть воспитание:
а) учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей;
б) на полную мощность используются положительные влияния общественной и природной среды;
в) ослабляются
отрицательные и
г) достигается единство и согласованность всех социальных институтов;
д) ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Утверждая решающую роль воспитания в формировании и развитии личности, А.С.Макаренко писал: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству» [15а, С.363]. В.А.Сухомлинский писал: «Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает» [31, С.14]. В данном определении ярко выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.
Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.
Термин «процесс» трактуется как количественные и качественные изменения чего-либо или кого-либо. С этих позиций в процессе воспитания происходят количественные и качественные изменения как в личности воспитанника так и в личности воспитателя.
Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.
Главный результат воспитательного процесса – формирование развитой, активной, зрелой личности.
Развитие –
это объективный процесс
Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу, который разрабатывает программу реализации общей цели воспитания, обоснованно выбирает и применяет формы, методы и приемы воспитания.
Воспитание – это передача одним поколением и усвоение его другим, направленный на развитие человека.
В основе воспитательного процесса лежит система воспитательных отношений, обеспечивающая взаимодействие воспитателей и воспитуемых в соответствии с общественно заданными целями формирования личности. Любой тип воспитательного отношения всегда связан со стремлением изменить человека, воздействовать на его внутреннюю позицию, поведение и деятельность, руководить формированием его личности. Поскольку ученик участвует во взаимодействии с педагогом сознательно, воспитательные отношения всегда носят субъект-субъектные отношения.
Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности. При этом определяющее значение имеют не сами по себе условия развития, а фактическое место человека в этих условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них, то, что принято называть социальной ситуацией развития.
Воспитание является длительным, долговременным и, по существу, непрерывным процессом, который начинается еще до прихода ребенка в школу и продолжается всю жизнь.
Результаты воспитательного процесса обычно носят неоднозначный характер. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности осложняется широким кругом обстоятельств:
- трудностью
изучения внутреннего
Это требует от педагога учитывать весь круг данных обстоятельств.