Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса
воспитания личности................................................................................7
Воспитание как процесс целенаправленного формирования
и развития личности............................................................7
Проблемы дисциплины в истории отечественной школы...20
1.3. Личность как субъект индивидуальной истории.........34

Глава II. Воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП...................................45
2.1. Современные требования по подготовке личности будущего воина на занятиях по ДП.....................................45
2.2. Воспитание дисциплинированности и ответственности будущего защитника Отечества...............................................55
2.3. Методы организации деятельности по воспитанию дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП.........................................68
2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании дисциплинированности и ответственности.....83
Заключение...............................................................................................88
Библиографический указатель.............................................................89

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Министерство Образования  Российской Федерации

Уральский Государственный  Педагогический Университет

Иниститут Физической Культуры

Кафедра Безопасности Жизнедеятельности

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент 5 курса

дневного отделения

Воробьев Н.С.

 

                                                                 Руководитель: заведующий

                                                                                            кафедры БЖ

                                                                                          Репин Ю.В.

 

 

 

Допущен к защите

«___»________2004г.

Заведующий кафедры БЖ ______________

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2004г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................3

Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса

воспитания личности................................................................................7

    1. Воспитание как процесс целенаправленного формирования

         и развития личности............................................................7

    1. Проблемы дисциплины в истории отечественной школы...20

1.3.  Личность как  субъект индивидуальной истории.........34

 

Глава II.  Воспитание дисциплинированности и ответственности    личности будущего воина на занятиях по ДП...................................45                                           

             2.1. Современные требования по подготовке личности               будущего     воина на занятиях по ДП.....................................45

2.2. Воспитание дисциплинированности  и ответственности            будущего защитника Отечества...............................................55

2.3.  Методы  организации деятельности по  воспитанию дисциплинированности  и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП.........................................68

2.4. Методы контроля, самоконтроля  и самооценки в воспитании дисциплинированности и ответственности.....83

Заключение...............................................................................................88

Библиографический указатель.............................................................89

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, период социально-экономической,  идеологической и культурной ломки, крушения надежд и жизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица и правовой беспредел, резкое обнищание 80% семей и платное образование – все это сильно повлияло на социализацию молодежи и на ее готовность к выполнению воинского долга.

Проблемы современного образования  и воспитания подрастающего поколения настолько глобальны, что практически любой аспект учебно-воспитательного процесса является актуальным. Среди этого многообразия проблем мы в своей работе рассматриваем вопрос о воспитании дисциплинированности и ответственности будущего воина на занятиях по допризывной подготовке.

Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания отечественной науки и практики. В этом плане имеется достаточно большой опыт в проведении данной работы. Однако практика показывает, что служба в рядах Российской Армии не является священным долгом и почетной обязанностью для очень большого числа молодых людей призывного возраста. Это свидетельствует либо о негативном отношении к своей малой и большой Родине, либо о низком качестве образования и воспитания, об утере тех духовных традициях, которые характерных всем слоям населения, уважающих свою нацию, свое государство. Любовь к Отечеству сегодня особенно актуализируется и рассматривается как один из способов возрождения России.  В этой связи следует вспомнить слова К.Д.Ушинского, который утверждал, что как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Это позволяет сделать вывод о том, что в любом человеке, а формирующейся детской личности, тем более, потенциально заложены возможности для воспитания патриотизма.

В основе патриотического воспитания заложены нравственные основы личности, показателем которой могут выступать такие качества как дисциплинированность и ответственность.

Таким образом, на практике назрело противоречие между потребностью общества в достойных защитниках своего Отечества, с одной стороны, и негативным отношением к воинской обязанности части молодежи, с другой стороны, которое делает актуальной проблемой необходимость данной подготовки. Это определило тему нашей выпускной квалификационной работы: «Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина».

Объект исследования – процесс обучения ОБЖ в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования – воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическое воздействие занятий  по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.

В основу нашей работы положена следующая гипотеза: процесс воздействия занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина будет эффективным, если воспитание строится на основе требований к уровню развития личности будущего защитника, теории и практики рассматриваемых категорий:

  • ориентации воспитания дисциплинированности и ответственности как длительного и целенаправленного процесса на выработку потребности и привычки собственного поведения в соответствии с принятыми нормами в Вооруженных Силах России;
  • взаимодействии и единстве взглядов педагогического коллектива, родительской общественности и  воспитательного пространства по воспитанию дисциплинированности и ответственности допризывников;
  • использовании  разнообразных методов организации деятельности по воспитанию дисциплинированности и ответственности допризывника.

Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы  воспитания дисциплинированности и ответственности личности будущего воина в педагогической теории и практике.
  2. Определить возможность ее разрешения на занятиях по ДП при изучению ОБЖ в общеобразовательном учреждении.

         Научная новизна заключается в том, что предлагаются методы и приемы воспитания дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП в новых условиях функционирования общеобразовательного учреждения.

Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что процесс воздействия занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина рассматривается как привитие привычки, потребности и нормы поведения данных качеств личности в процессе усвоения содержания образования по ОБЖ. Данные результаты могут быть использованы учителями ОБЖ

Методы и  теоретические основы исследования определялись необходимостью решения теоретических и практических проблем: теоретический анализ и синтез философского, педагогического, психологического и методического знания по проблеме исследования; эмпирические методы – беседа, интервьюирование, анализ деятельности учителей-практиков по данной проблеме, наблюдения за деятельностью учащихся с целью выявления уровня исследуемого явления. Итогом использования данных методов выступили обобщение и систематизация теоретических и практических результатов по теме выпускной квалификационной работе.

База исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение №11    г.Екатеринбурга.

 

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы и системным подходом к ее разработке, привлечением большого теоретического материала и его анализом. Результаты исследования обладают воспроизводимостью и  повторяемостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса

воспитания личности

 

    1. Воспитание как процесс целенаправленного

формирования и развития личности

 

В научно-педагогической литературе сложилась неоднозначность в  понимании термина «воспитание», что проявляется в различных  подходах к его определении.

В одном случае считают, воспитание – это обретение молодежью опыта старшего поколения и вообще всей накопленной культуры. Это чрезвычайно расширенный смысл, поскольку имеется в виду влияние не только школы, педагогов, но и среды, и других факторов развития личности

В другом случае воспитание рассматривается как целенаправленная передача культурного опыта человечества и целенаправленное формирование личности. Это более узкое понимание смысла воспитания, подразумевающего только чисто педагогическую деятельность. Однако и оно не совсем конкретно, так как сочетает и формирование личности («собственно воспитание»), и педагогическую деятельность по передаче молодому поколению накопленных знаний («образование и обучение»).

Наконец, в третьем  варианте воспитание предстает как целенаправленное и последовательное формирование качеств личности. Если хотят подчеркнуть такой смысл слова, то говорят о воспитании в узком смысле слова, т.е. о собственно воспитании или воспитательной работе.

В научной и практической деятельности ученые педагоги и педагоги практики не всегда указывают, какой смысл придается тому или иному термину и в результате происходит путаница при рассмотрении многих теоретических проблем. Часто говоря о воспитании, а имеют в виду обучение, просвещение. Или организуют «воспитательный» процесс для того, чтобы выработать определенные качества личности, как дисциплинированность, трудолюбие, но при этом надеются добиться результата при помощи бесед с детьми или изучения моральных и нравственных проблем, обсуждения поступков героев художественных произведений или деятельности выдающихся личностей.

Печальный результат  такого воспитания проявляется и  в низкой воспитанности выпускников  многих школ, и в разгуле преступности среди молодежи, и в многочисленных отказах служить в армии по государственному призыву, и в других фактах. Воспитательная слабость многих школ транслируется за их пределами, в других учреждениях, которым необходимо заниматься воспитанием молодежи и не только ее. Есть не мало фактов, свидетельствующих о том, что, не умея воспитывать молодых солдат, офицеры поручают «влиять» на них старослужащих и вообще более физически сильным парням, что приводит к пресловутой «дедовщине». Не внимание к проблеме воспитательной работы в вооруженных силах российской армии породило справедливое негативное отношении родительской общественности к службе в армии, поиске самых разнообразных способов избавления от нее. Это объясняется естественным стремлением  родителей сохранить жизнь собственного ребенка. Кто не перенес утрату взрослого, физически здорового сына из-за необразованности и несоответствия занимаемой должности малограмотного выпускника военного училища, кто не знает и не понимает в силу своей интеллектуальной ограниченности, что значит вырастить ребенка, тому этого ни когда не понять и «дедовщина» как социальное явление будет жить и процветать, ибо ее корни заложены в уровне воспитанности и образованности офицерского корпуса от самых низов и до самых верхов. Театр начинается с гардероба, а первые истинные впечатления будущих солдат российской армии начинаются формироваться с посещения призывной комиссии, где буйным цветом процветает невежество, отсутствие самого элементарного уважения к личности призывника. Этой первой встречи достаточно, чтобы перечеркнуть всю предварительно проделанную воспитательную работу по формированию у подростков потребности быть защитником Отечества, испытать гордость высокого звания быть им.

Конечно, на результатах  воспитания сказываются многие причины, связанные не только с образовательными проблемами, но и с тем социальным кризисом, который переживает наша страна. Смена идеологии, смещение ценностей, этических и моральных норм поведения и жизни в целом не прошли бесследно для процесса формирования и развития личности школьников, их уровня воспитанности и тем самым на уровне  их дисциплинированности и ответственности, как в широком смысле слова, так и в узком – их отношении к службе в армии.

Понятие «воспитание» появилось в  России 300 лет назад и имело  смысл, воплощенный в самой этимологии слова: кормление детей, чтобы они росли. Для нормального развития ребенка считалось достаточным простой заботы о нем, кормить и одевать.  Бурное развитие просвещения в XIX веке в Европе показало, как много может дать обучение для развития личности. Казалось, что если ученик изучит все школьные дисциплины и станет образованным человеком, то вполне будет готов жизни в обществе. Еще со времен Я.А.Каменского, систематично и целостно изложившего теорию обучения, считалось, что педагогика  прежде всего дидактика. До сих пор популярна среди современных педагогов мысль немецкого педагога Гербарта о том, что воспитание ребенка – результат многостороннего процесса обучения. Известно его высказывание: «Воспитание через преподавание!». К сожалению, этот девиз процветает и по сей  день!

Информация о работе Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина