Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса
воспитания личности................................................................................7
Воспитание как процесс целенаправленного формирования
и развития личности............................................................7
Проблемы дисциплины в истории отечественной школы...20
1.3. Личность как субъект индивидуальной истории.........34

Глава II. Воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП...................................45
2.1. Современные требования по подготовке личности будущего воина на занятиях по ДП.....................................45
2.2. Воспитание дисциплинированности и ответственности будущего защитника Отечества...............................................55
2.3. Методы организации деятельности по воспитанию дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП.........................................68
2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании дисциплинированности и ответственности.....83
Заключение...............................................................................................88
Библиографический указатель.............................................................89

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Л.М.Фридман  предлагает следующие показатели воспитанности  ученика [37, С.64]:

1.Поведение в семье:  проявляет ли интерес к делам  семьи, к ее проблемам, переживает  ли совместно с другими ее  членами невзгоды и радости,  учится ли старательно полному самообслуживанию, выполняет ли задания старших, проявляет ли заботу о младших и старших членах семьи, правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении со своими членами семьи.

      2. Поведение  в школе: внимательность на уроках,  старательность в выполнении заданий учителей, трудолюбие и аккуратность в учебной работе, разумное отношение к успехам и неудачам в учении, проявление чувства ответственности за порученные общественные дела, бережное отношение к собственному и школьному имуществу, дисциплинированное поведение на переменах.

  1. Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание в выполнении заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое обращение к старшим при встрече и прощании.
  2. Отношение к сверстникам: активное участие в совместной деятельности и играх, стремление поделиться своими радостями и огорчениями с товарищами, готовность бескорыстно помогать товарищам, стремление не подвести своих товарищей, класс.
  3. Поведение на улице и в общественных местах: соблюдение правил дорожного движения, сохранение природы, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, в транспорте, на улице.
  4. Отношение к самому себе: аккуратность и бережливость в одежде, обуви; соблюдение правил личной гигиены, выполнение режима дня и утренней  зарядки; самокритичность в оценке своего поведения и отдельных поступков; правдивость, честность, принципиальность.

Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной группы учащихся.  Процедура оценивания состояла из следующих этапов.

Воспитатели (классные руководители) попросили родителей каждого  ученика заполнить и прислать или принести в школу следующую  анкету с вопросами:

1. Какие положительные качества  характерны для вашего сына?

2. Какие отрицательные вы заметили?

3. Какие качества личности вы стараетесь воспитать у вашего ребенка и на сколько это вам удается выполнить?

4. Имеет ли ваш ребенок  постоянную обязанность по дому  и как он ее выполняет?

5. Как он относится  к другим членам семьи, оказывает  ли он им нужную помощь, сочувствие, защиту?

6. Принимает ли активное  участие в делах семьи, в  семейных праздниках, какую инициативу  он проявляет при этом?

Использование данных показателей  уровень воспитанности исследуемых  качеств можно достаточно точно  спрогнозировать и тем самым содержанием учебного материала ОБЖ в процессе теоретической и практической подготовки будущих воинов успешно сформировать и развить.

 

Заключение

Проблема воспитания подрастающей личности в теории и  практике всегда была актуальной. На ее решение оказывали и оказывают самые разнообразные факторы: экономические, социально-политические, материальные и т.д.

В своей квалификационной работе мы попытались решить данную проблему содержанием учебного предмета ОБЖ  в той ее части, которая посвящена  основам подготовки к военной  службе. Рассмотрев вопрос о воспитании дисциплинированности и ответственности  в отечественной школы мы выделили методы их воспитания: приучение, упражнение, создание воспитывающей ситуации, стимулирования поведения и деятельности, соревнование, поощрение и наказание. Общение с учителями ОБЖ, с классными руководителями и учителями-предметниками, а также с учащимися и целенаправленное наблюдение за их учебной деятельностью в школе и беседы с родителями о их мнении об уровне ответственности и дисциплинированности ребенка позволили нам сделать следующий вывод.

Проблема формирования дисциплинированности и ответственности у будущих воинов своими корнями уходит в семейное воспитание. Мы считаем, что деятельность учителей школы под руководством учителя ОБЖ  совместно с родительской общественностью класса и школы, а также воспитательное пространство района способны данную проблему решить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический указатель.

 

  1. Акулкин Э.В., Соловьев В.М. Расширять знания школьников о сознательной дисциплине //Советская педагогика № 2. 1985.  С.19-24.
  2. Андрианов А.Е. Воспитание сознательной дисциплины у младших школьников //Советская педагогика. 1940. №11-12. С. 94.
  3. Безрукова В.С.  Педагогика. Екатеринбург, 1993. С.273
  4. БеспалькоВ.П. Психологические парадоксы образования //Педагогика № 5 2000. С. 15- 16.
  5. Блонский П.П. О наказаниях //На путях к новой школе. 1924. № 1. С. 61.
  6. Брюнелли Е.Л. О воспитании сознательной дисциплины у учащихся //Коммунистическое просвещение. 1935. № 2. С. 73-74.
  7. Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания //Педагогика № 5. 1997. С. 91-96.
  8. Гликман И.З. Воспитание или формирование //Педагогика № 5, 2000. С. 22
  9. Крупская Н.К. Пед. соч.: В 6 т. Т.6. М., 1979. С.377
  10. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 27. С. 241
  11. Лихачев Б.Т. Педагогика противления злу насилием //Педагогика, № 4. 1998. С. 20
  12. Лихачев Б.Т. Проблема целостности в воспитании  //Советская педагогика № 5. 1986.  С.59
  13. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 270.
  14. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность //Соч. – М., 1958. Т. V. -   С. 424-425.
  15. Макаренко А.С. О  «взрыве» //Соч. – М., 1958. Т. V. -  С. 507.

15а.  Макаренко А.С. Художественная  литература о воспитании детей  //Соч. – М., Т V. – С.363.

  1. Макаренко А.С. О коммунистической этике //Соч. – М., 1958. Т. V. -   С. 435-436.

  1. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе //Соч. – М., 1958. – Т. V .- С. 398.
  2. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1958. С. 284.
  3. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т.4.М., 1951. С.22

20. Муравский А. Как относиться  к вам, дети? Больной вопрос //Народное  просвещение. 1928. № 7. С. 117.

  1. Народный учитель. 1928. № 1, 2
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред. Чл.-корр. АП СССР Н.Ю.Шведовой. – 18-е изд., стереотип.- М.: Рус. Яз., 1986, 797 с.   
  3. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.: ил.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.: ил.
  5. Педагогика: Курс лекций. М., 1966.
  6. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998. С.9
  7. Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 128 с.
  8. Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников //Народный учитель. 1929. № 1. С. 49.
  9. Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников //Народный учитель. 1929. № 1. С. 49.
  10. Середа В.З., Денисов М.Н. К вопросу о мерах поднятия успеваемости и дисциплины //Просвещение на транспорте. 1927. № 4-5, С. 82.
  11. Сухомлинский В.А. О воспитании. – 2-е изд. – М., 1975. – С.14.
  12. Тарасов В. Дисциплина и среда //На путях к новой школе. 1926. № 5-6. С. 13.
  13. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: «Просвещение» при участии издательства «Покровка», 1996. – 125 с.: ил.
  14. Ушинский К.Д Материалы к III тому «Педагогической антропологии» //Собр. Соч. – М., 1950. – Т.10. – С. 390-391.
  15. Ушинский К.Д. Изб. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1974. С. 274
  1. Философский  словарь. – М.:Политиздат. 1972. -  469 с.
  1. Фридман Л. М. Опыт оценки воспитанности учащихся //Педагогика  № 4. 1997. С.64
  2. Цейтлин А. Вопросы дисциплины в детучреждениях в связи психологическими особенностями ребенка //Просвещение на транспорте. 1927. № 1 . С. 201.
  3. Цейтлин А. Вопросы дисциплины в педучреждениях в связи педологическими особенностями ребенка //Просвещение на транспорте. 1927. № 2 . С. 20.
  4. Шамахов Ф. Правильная организация педагогического процесса как путь укрепления сознательной дисциплины в школе //Просвещение Сибири. 1933. № 3-4. С.70.
  5. Шацкий С.Т. Кто виноват? //На путях к новой школе. 1928. № 4. С.

 

 

 


Информация о работе Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина