Психолого-педагогические условия эффективности работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности профессиональной деятельности социального педагога, работающего в образовательных учреждениях интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить формы и методы работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.
3. Разработать рекомендации для социальных педагогов, по организации эффективного взаимодействия с детьми, воспитывающимися в учреждениях интернатного типа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
1.1 Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
1.2 Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
1.3 Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
2.1 Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа
2.2 Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального педагога с детьми, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Выводы по второй главе
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

контр.работа и доклад.doc

— 764.00 Кб (Скачать)

Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (Например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в интернатном учреждении - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.

Организационно-посредническая функция - обеспечивает налаживание взаимодействия социального педагога с воспитанниками, группой воспитанников, педагогическим коллективом, администрацией интернатного учреждения, государственными и негосударственными организациями, в компетенцию которых входит решение проблем определенной категории детей. Для успешной реализации организационно- посреднической функции важно, чтобы социальный педагог развивал собственные коммуникативные способности, хорошо владел техникой межличностного общения [3].

Выводы по первой главе

Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил выяснить следующее:

1. Государственная система опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы представляет собой систему различных типов учреждений, таких как дома ребенка, дошкольные детские дома, школы-интернаты, интернатные учреждения смешанного типа, специальные школы- интернаты для детей с отклонениями в развитии, приюты.

2. У детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, зачастую наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же у ребенка недостаточно развиты навыки межличностного общения, он нервозен, добивается внимания, и в то же время его отвергает, переходит на агрессивность или оскорбления. Он не умеет быть внимателен к людям и любить. В связи с этим детские дома и школы интернаты должны выполнять не только образовательно-воспитательные функции, но также способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивая правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы.

3. Среди основных целей и задач социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа выделяют: определение статуса ребенка, составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптация, реабилитация, интеграция ребенка, представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах, социализация воспитанников детского дома, формирование гуманных взаимоотношений.

эффективность работа педагог интернат

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

2.1 Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа

Вновь прибывшие в школу-интернат воспитанники нередко находятся в состоянии дисфории (подавленном состоянии), обусловленном резкой переменой образа жизни, тяжелыми переживаниями, связанными с решением их судьбы в инстанциях, разрывом ранее сложившихся межличностных отношений[7].

Повышенная ранимость, психологическая напряженность, замкнутость ребенка, большая вероятность срыва в поведении указывают на особое значение бережного, тактичного отношения к ребенку со стороны педагогов, персонала, воспитанников интерната.

Наиболее целесообразным методом изучения личности ребенка в первые недели пребывания его в интернате является наблюдение, изучение материалов личного дела, беседа, рисуночные методики («Дом- дерево- человек», «Несуществующее животное») на заданную или свободную тему. При этом нежелательно предлагать темы, актуализирующие негативные переживания, связанные с утратой близких, друзей и т. д. [7].

Наблюдение - систематическое целенаправленное изучение объекта. Наблюдение, как метод познания, дает возможность получить первичную информацию об объект.

Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях[14]. Социальный педагог ставит перед собой задачи, выделяет объект и разрабатывает схему наблюдения. Результаты обязательно фиксируются, полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.

Социального педагога в первую очередь должны интересовать наличное состояние ребенка, механизмы его «психологической защиты». В этой связи важно наблюдение за собственным инициативным поведением ребенка, его нерегламентированными занятиями в часы досуга, свободного общения. Недопустимо, чтобы ребенок чувствовал себя подопытным.

Ребенку можно предложить несложные практические или интеллектуальные задания со «строительным материалом», мозаикой, конструктором, разрезанными картинками. Наблюдение за игровой деятельностью, конструктивно-интеллектуальными занятиями дают педагогу ценную информацию об интеллектуальных проблемах, назревших или потенциальных конфликтах, неудовлетворенных потребностях, страхов. Наблюдения раскрывают способность ребенка планировать свою деятельность, руководить совместной деятельностью других детей, подчиняться действующим правилам или распоряжениям [7].

К традиционным методам работы социального педагога в учреждениях интернатного типа относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения детей, их чувства и намерения, оценки и позиции [14]. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир воспитанника, выявить причины тех или иных его поступков.

Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение [14]. Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование дает возможность получить информацию о воспитаннике, проводится в устной или письменной форме. При создании анкеты или плана интервью важно сформулировать вопросы так целью выявления существенных признаков воспитанника, чтоб они отвечали поставленной целям.

Разновидностью выборочного анкетирования является тестирование, которое проводится с целью выявления существенных признаков воспитанника.

Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Тесты составляют так, чтобы однозначно определить те или иные особенности воспитанников.

Различают формальные и неформальные ситуации тестирования, в ходе первых предусматривают получить ответы на стереотипные вопросы, вторые проводят в форме беседы на тему. Главным условием при этом является создание атмосферы психологического комфорта и доверия. Тестирование, в отличие от других методов, дает возможность выявить индивидуальные характеристики воспитанника.

Также применяется метод убеждения. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации [14].

Метод поощрения можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Поощряя, социальный педагог должен стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами [14].

Наказание - это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми [14].

Таким образом, среди основных методов работы социального педагога в учреждениях интернатного типа выделяют: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, поощрение, наказание, метод убеждения.

Работа проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах. Индивидуальная форма работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный педагог совместно с воспитанником решает его личностные и социальные проблемы [22].

Ситуация «один на один» предполагает определенные отношения между социальным педагогом и воспитанником. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействия, но и выдвигаются специфические требования к ролям социального педагога, необходимым знаниям о воспитаннике, обеспечивающие условия для работы в системе «один на один». Прежде всего, между социальным педагогом и воспитанником должен быть установлен контакт [22].

Социальная групповая работа - это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности. Клиентами социальной групповой работы являются воспитанники, имеющие различное происхождение проблем [22].

Несмотря на разнообразие тренинговых упражнений, приемов и техник, используемых в групповой работе, принято выделять несколько базовых методов, а именно, групповую дискуссию, ситуационно-ролевые игры (Л.А. Петровская, Г.А. Ковалев, Т.С. Яценко), а также тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства (Ю.Н.Емельянов), включающий в себя техники невербального взаимодействия, которые развивают восприимчивость «языку тела», медитативные техники и др. [6].

Социальная групповая работа - это метод интерперсональной помощи при работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных групповых целей. В социальной групповой работе используют развивающие, реабилитационные, организационно- реабилитационные подходы [22].

2.2 Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального педагога с детьми, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

Рекомендации, которые будут приведены ниже, помогут улучшить работу социального педагога в учреждениях интернатного типа для детей- сирот.

Социальный педагог должен:

- Знать историю личного дела ребенка.

- Спокойно обговаривать прошлую жизнь ребенка, если у него есть такая потребность.

- Знать детали отношений ребенка с родственниками (бабушками, дедушками, тетями, дядями, старшими братьями, сестрами).

- Заниматься поиском новой семьи.

- Принимать все качества ребенка, но необходимо акцентировать внимание ребенка на положительных чертах характера, содействовать развитию индивидуальных способностей.

- Приобщать детей к участию в разнообразных мероприятиях. Очень важно помочь ребенку быть в ситуации успеха, играя разные социальные роли.

- Доверять детям, верить в их возможности. Разнообразие позитивного опыта поможет глубже раскрыть способности ребенка, поверить в свои силы, в способность обучаться разным видам деятельности, повышать самооценку.

- Обговаривать с каждым ребенком его будущую взрослую жизнь, корректировать его негативное прогнозирование. Установка только на позитив: ты будешь прекрасным мужем (женой); желанное количество детей; работа, которая нравится и приносит прибыль.

- Воспитывать у детей-сирот уверенность в своих силах, в нужности их в этом мире; в способности реализовывать свои мечты, стать компетентной личностью в современном мире.

- Формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом: «к людям», «для людей», «вместе с людьми»

- Знать особенности профориентационной работы с детьми-сиротами.

Профориентационная работа проводится с 8 класса, но беседы на эту тему могут проводиться и раньше. После обязательного диагностирования способностей с учетом психо - эмоциональной сферы ребенка, также необходимо учитывать современное состояние рынка труда, наличие вакансий, предусматривать заработную плату.

- Во время бесед с ребенком необходимо использовать эмоциональное окрашивание позитивных чувств (радость, удивление, удовлетворение), связанных с деятельностью ребенка, с проявлением его личностных качеств. Главное условие для эффективной общей работы - искренность со стороны социального педагога. Ребенок откроется и будет согласен на сотрудничество, если почувствует, что его действительно любят.

Информация о работе Психолого-педагогические условия эффективности работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа