Психолого-педагогические условия эффективности работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности профессиональной деятельности социального педагога, работающего в образовательных учреждениях интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить формы и методы работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.
3. Разработать рекомендации для социальных педагогов, по организации эффективного взаимодействия с детьми, воспитывающимися в учреждениях интернатного типа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
1.1 Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
1.2 Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
1.3 Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
2.1 Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа
2.2 Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального педагога с детьми, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Выводы по второй главе
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

контр.работа и доклад.doc

— 764.00 Кб (Скачать)

- В использовании диагностического материала уделять особое внимание проективным методам. Детям легче выразить свой внутренний мир в творчестве, чем отвечать на вопросы. Социальному педагогу необходимо творчески подходить к тестированию детей. Использовать методы и способы физического, эстетического и морального воспитания, которые дают возможность детям- сиротам реализовать свои потребности.

- Анализируя поведение и поступки воспитанника, его взаимодействие с окружающим миром, особое внимание нужно обратить на мотивы, внешние обстоятельства и состояние ребенка. Это поможет установить, что, например, замкнутость, пассивность и безразличность, могут быть последствиями угнетенной личности [3].

Выводы по второй главе

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал:

1. Среди основных методов работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа выделяют: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, упражнение, поощрение, наказание, метод убеждения; работа проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах.

2. Для эффективного взаимодействия социального педагога с детьми, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа, необходимо учитывать следующие моменты: знать историю личного дела ребенка; спокойно обговаривать прошлое семей жизни ребенка, если у него существует такая потребность; знать детали отношений ребенка с родственниками; содействовать развитию индивидуальных способностей; приобщать ребенка к участию в различных мероприятиях; доверять детям, верить в их возможности; обговаривать с каждым ребенком его будущую жизнь, корректировать его негативное прогнозирование; воспитывать у детей- сирот уверенность в своих силах; формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом; знать особенности профориентационной работы с детьми-сиротами. Социальный педагог должен: помочь детям с поиском высшего учебного заведения, с общежитием; учитывая способности ребенка, социальный педагог может записать его на подготовительные курсы в высшее учебное заведение; во время бесед с ребенком необходимо использовать эмоциональное окрашивание позитивных эмоций; в использовании диагностического материала уделять особое внимание проективным методам; использовать методы и способы физического, эстетического, и морального воспитания, которые дают возможность детям-сиротам реализовать свои потребности.

ВЫВОДЫ

Осуществленный теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме показывает, что:

1. Государственная система опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы представляет собой систему различных типов учреждений, таких как дома ребенка, дошкольные детские дома, школы-интернаты, интернатные учреждения смешанного типа, специальные школы- интернаты для детей с отклонениями в развитии, приюты.

Общеобразовательная санаторная школа-интернат - это общеобразовательное учебное заведение 1-2,1-3 степеней с соответствующим медицинским профилем, который обеспечивает реализацию права детей, которые требуют продолжительного лечения и реабилитации, на общее среднее образование.

Детский дом семейного типа - это отдельная семья, которая создаются по желанию супругов или отдельной личности, которая не состоит в браке.

Дом ребенка - детское учреждение для содержания и воспитания детей возрастом от 1 месяца до 3 лет, от которых отказались родители в родильном доме или покинули их на произвол судьбы.

Детский дом - государственное воспитательное учреждение для детей- сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Школа интернат для детей- сирот - государственное воспитательное учреждение для детей-сирот, детей с неполных семей, а также детей, которые требуют помощи от государства вследствие болезни родителей, потери с ними связи, лишения родительских прав, в котором дети могут воспитываться и обучаться от 3 до 17 лет.

Специальная школа-интернат для детей с отклонениями в развитии - это общеобразовательное учебное заведение 1-2, 1-3 степеней с соответствующим медицинским профилем, который обеспечивает реализацию права детей, которые требуют продолжительного лечения и реабилитации, на общее среднее образование.

Приют - социальное учреждение, в котором ребенок может находиться круглосуточно, обеспечивается питанием и необходимой помощью.

У детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, зачастую наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же у ребенка недостаточно развиты навыки межличностного общения, он нервозен, добивается внимания, и в то же время его отвергает, переходит на агрессивность или оскорбления. Он не умеет быть внимателен к людям и любить. В связи с этим детские дома и школы интернаты должны выполнять не только образовательно-воспитательные функции, но также способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивая правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников.

2. Среди основных целей и задач социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа, выделяют: определение статуса ребенка, составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптация, реабилитация, интеграция ребенка, представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах, социализация воспитанников детского дома, формирование гуманных взаимоотношений. Для решения означенных задач социальный педагог применяет соответствующие методы, среди которых можно выделить: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, упражнение, поощрение, наказание, метод убеждения; работа проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В).

3. На основе изученной научно-методической литературы нами были разработаны рекомендации по эффективному взаимодействию социального педагога, с детьми в учреждениях интернатного типа. А именно: знать историю личного дела ребенка; спокойно обговаривать прошлое семей жизни ребенка, если у него существует такая потребность; знать детали отношений ребенка с родственниками; содействовать развитию индивидуальных способностей; приобщать ребенка к участию в различных мероприятиях; доверять детям, верить в их возможности; обговаривать с каждым ребенком его будущую жизнь, корректировать его негативное прогнозирование; воспитывать у детей- сирот уверенность в своих силах; формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом; знать особенности профориентационной работы с детьми- сиротами. Социальный педагог должен: помочь детям с поиском высшего учебного заведения, с общежитием; учитывая способности ребенка, социальный педагог может записать его на подготовительные курсы в высшее учебное заведение; во время бесед с ребенком необходимо использовать эмоциональное окрашивание позитивных эмоций; в использовании диагностического материала уделять особое внимание проективным методам; использовать методы и способы физического, эстетического, и морального воспитания, которые дают возможность детям- сиротам реализовать свои потребности.

... читать дальше >>>

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Украины «Об охране детства» // Голос Украины.-2001.- 6 июня, № 98 (2598).

2. Аблятипов А.С. Современное состояние и перспективы дальнейшего развития интернатных учреждений Автономной Республики Крым // Проблеми сучасної педагогічної освiти: 3б. статей. Сер.: Педагогiка i психологiя. Вип.3. - К.: Педагогiчна пресса, 2001. - С.281-295.

3. Артюшкіна Л.М.Специфіка професійної діяльності соціального педагога загальноосвітньої школи-інтернату для дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування / Л.М.Артюшкіна, А.О Поляничко // Практична психологія та соціальна робота.- 2004.- № 2.- С.42-47

4. Беспалько О.В. Соцiальна педагогiка в схемах i таблицях: Навчальний посiбник.- К.: Центр навчальної літератури, 2003.- 134 с.

5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд., испр - М.: Академия, 2004.- 160 с.

6. Вачков И.В. Основы группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие.- М.: Издательство «Ось-89», 1999.- 176с.

7. Дементьева И. Социальная адаптация детей-сирот // Социальный педагог.- 2003.- № 2.- С.64-72.

8. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова; Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.

9. Дубровина И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности детей.- М., 1982.

10. Капська А.Й. Актуальні проблеми соціально-педагогічної роботи (модульний курс дистанційного навчання) / А.Й. Капська, О.В. Беспалько, Р.Х. Вайнола; Заг. ред. А.Й. Капської. - К., 2002.-164 с.

11. Макаренко С. Скрытое социальное сиротство // Воспитание школьников.- 2006.- № 7. - С.22-25.

12. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 480 с.

13. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- М.; Инфра-М, 2002.- 393 с.

14. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш учеб. заведений: В 2 кн.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Кн.2: Процесс воспитания.- 256с.

15. Психолого-педагогічні основи роботи з «дітьми вулиці» / За ред. О.В. Безпалько.- К.,2000.

16. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юрист, 2000.- 424 с.

17. Сорочинська В.Є. Організація роботи соціального педагога: Навчальний посібник.- К.: Кондор, 2005.-198с.

18. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой.- М.: Гуммит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 416с.

19. Технології навчально-педагогічної роботи: Навч. посібник /За заг. ред. А.Й.Капської - К., 2000.- 372 с.

20. Шкуркіна В.М. Особливості соціально-педагогічної роботи з дітьми - сиротами в умовах інтернатного закладу // Практична психологія та соціальна робота.- 2004.- № 4.- С. 60-62.

21. Шульга Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: учебное пособие / Т.И. Шульга, Н.Я Олифиренко, А.В. Быков.- М.: Изд-во УРАО, 2003.- 400с.

22. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г Студенов.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 432с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Государственная система опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы[4].

 

Тип учреждения

Возраст детей

Количество детей

 

Дом ребенка

0- 3

100- 150

 

Дошкольный детский дом

3- 7

25- 250

 

Школа-интернат

7- 17

350- 450

 

Интернатное учреждение смешанного типа

3- 17

100- 400

 

Специальная школа-интернат для детей с отклонениями в развитии

7-17

100- 300

 

Приют

3- 17

25- 100

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Карта психологических особенностей и статуса воспитанников детских домов и школ интернатов[12]

 

Дошкольники

Младшие школьники

Подростки

Все возрастные группы

Статус детей

 

Эмоциональная глухота

Задержка делового общения со взрослыми

Неадекватное отношение к оценке взрослого

Пассивность во всех видах деятельности

Отсутствие способности к сопереживанию

Отклонения в развитии образа «Я»

Неосознаваемость поведения

Дисгармоничность интеллектуальной сферы

Недоразвитие наглядно образных форм

Несформированность внутреннего (идеального) плана мышления

Ситуативность мышления и поведения

Столкновение потребности общения со взрослыми с фрустрацией потребности в эмоционально- личностном общении

Несформированность внутренней позиции

Конфликтность системы требований

к мужественности и женственности

Ориентировка в отношении к себе на оценку окружающих

Размытость и неясность образа «Я»

Слабость интимно- личностных контактов со взрослыми

Малая избирательность в отношении со взрослыми

Слабая ориентация на будущее

Эмоциональная упрощенность и обесцененное содержание образа «Я»

Сниженная самооценка

Несформированность в избирательности в отношениях к взрослым, сверстникам и предметному миру

Импульсивность, неосознанность и несамостоятея-тельность поведения

Дети-сироты

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Дети, находящиеся под опекой

Дети одиноких матерей

Брошенные дети

Отказные дети

Подкидыши

Дети из бедных семей

Дети, родители которых находятся на длительном лечении

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Социально-педагогическая деятельность в интернатном учреждении

В таблице указаны задачи, функции деятельности, методы и формы организации социально-педагогической деятельности. Выделены наиболее типичные функции, которые выполняет социальный педагог в детском доме[18].

Информация о работе Психолого-педагогические условия эффективности работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа