Психолого-педагогические условия эффективности работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности профессиональной деятельности социального педагога, работающего в образовательных учреждениях интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить формы и методы работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.
3. Разработать рекомендации для социальных педагогов, по организации эффективного взаимодействия с детьми, воспитывающимися в учреждениях интернатного типа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
1.1 Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
1.2 Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
1.3 Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
2.1 Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа
2.2 Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального педагога с детьми, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Выводы по второй главе
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

контр.работа и доклад.doc

— 764.00 Кб (Скачать)

§1. Методическое обеспечение исследования.

Базой нашего исследования стала ОГОУ «Пятницкая общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования». В исследовании приняли участие воспитанники в возрасте 14-18 лет учащиеся 8-11 классов в количестве 15 человек. Для диагностики выраженности качеств, способствующих успешной адаптации нами были использованы следующие методики:

- методика диагностики направленности мышления;

- методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда-Шмишека

- методика диагностики самоактуализации личности;

- диагностика определения отношения к образовательной среде.

1. Методика диагностики направленности мышления

Одним из показателей уровня социальной адаптации является практическая направленность мышления, то есть свойство познавательной активности, характеризующее её подчинённость предметно- преобразовательным целям. В качестве диагностического инструмента данного свойства мы провели экспресс опросник на выраженность практической направленности мышления у воспитанников школы-интерната. Исследуемым предлагалось продолжить приведённые высказывания одним из приведённых ниже, соответствующим именно им вариантом, например:

Вам больше подходит работа, заключающаяся в:

А) рассмотрении интересных явлений, выяснении новых закономерностей;
Б) создании полезных продуктов - удобных и надёжных (см. Приложения).

Затем ответы учащихся соотносились с приведённым ключом, где необходимо было подсчитать количество совпадений. Полученная цифра свидетельствует об уровне практической направленности мышления.

Полученные нами результаты приведены от общего количества исследуемых в нижеследующей диаграмме:

Диаграмма №1. Диагностика направленности мышления.

 

Результаты:

 

Отсюда следует, что всего лишь 4% опрошенных имеют низкую  выраженность практической направленности мышления, а 96% опрошенных имеют соответственно среднюю и высокую направленность практического мышления (См. диаграмму №1).

2. Методика «Определений акцентуаций характера К. Леонгарда-Шмишека»

Данная методика направлена на определение акцентуаций характера, то есть чрезмерной выраженности черт характера, что напрямую влияет на успешную адаптацию ребёнка в социуме.

Инструкция: учащимся были  предложены утверждения, касающиеся их характера. В случае согласия с утверждением рядом с его номером необходимо поставить знак «+» («да»), если нет — знак «—» («нет»). Нельзя долго думать над вопросами, правильных и неправильных ответов нет.

Пример: 1. У Вас часто веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и пр.? (см. Приложения).

Обработка: необходимо подсчитать количество совпадений с ключом и умножить на определённый коэффициент, разный для каждой шкалы. Полученная цифра свидетельствовала о выраженности того или иного качества характера.

При обработке результатов мы использовали средний арифметический показатель каждого типа акцентуации характера и получили следующую гистограмму, на которой можно наглядно увидеть преобладающий тип характера воспитанников:

Гистограмма №2. Определение акцентуаций характера К. Леонгарада-Шмишека

Согласно вышеприведенной гистограмме наиболее выраженными среди учащихся являются циклотимные, неуравновешенные, эмотивные, педантичные и экзальтированные типы (см. гистограмму №2).

3. Методика диагностики самоактуализации личности

Предложенная методика позволяет определить уровень самоактуализации личности. Самоактуализация - это полное раскрытие талантов и способностей личности; это реализация творческого потенциала личности: каждый человек талантлив и способен. Именно поэтому данная методика была отобрана нами для определения общего уровня социальной адаптации воспитанников школы-интерната.

Воспитанникам предлагалось ответить на ряд вопросов, выбрав подходящий для них вариант ответа из предложенных. Каждый вопрос соответствовал определённой шкале. При обработке результатов необходимо было подсчитать количество совпадений по каждой шкале. Мы получили следующие результаты, которые занесли в гистограмму:

Гистограмма №3. Диагностика самоактуализации личности

Как можно определить по приведенной диаграмме, у воспитанников школы-интерната наиболее выражена шкала поддержки, хотя уже на момент начала тестирования можно было предположить, что она будет лидировать, так как на её определение было отведено больше всего вопросов. Остальные шкалы примерно одинаково соотнесены между собой (см. гистоаграмму №3).

4. Диагностика определения отношения к образовательной среде

Так как ведущим видом деятельности воспитанников интернатного учреждения является учебная, то отношение к образовательной среде является неотъемлемой частью определения уровня социальной адаптации. Данная диагностика позволяет определить общее отношение детей к образовательной среде школы, уровень удовлетворённости характеристиками образовательной среды и уровень защищённости в образовательной среде школы (см. Приложения).

Воспитанникам предлагалось показать своё отношение к тем или иным явлениям в школе-интернате, поставив + (положительное отношение), - (отрицательное отношение) или 0 (нейтральное отношение). Также предлагалось оценить свою удовлетворённость образовательной средой и уровень защищённости в школе-интернате по пятибалльной шкале.

При обработке результатов количество позитивных, нейтральных и негативных ответов суммируется. Отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов. При определении уровня удовлетворённости защищенности количество баллов суммируется и делится на количество вопросов анкеты.

Полученные результаты мы занесли в следующую таблицу:

Таблица №1. Диагностика отношения к образовательной среде

Отношение

Количество учащихся

Положительное

48%

Отрицательное

28%

Нейтральное

14%

 

Коэффициенты уровня удовлетворённости образовательной средой школы-интерната и уровня защищённости представлены в следующие таблице:

Таблица №2. Коэффициент уровня удовлетворенности образовательной средой и уровня защищённости

Удовлетворенность образовательной средой

Коэффициент 3,4

Высокий уровень

Уровень защищенности

Коэффициент 2,3

Средний уровень

 

§2. Результаты.

Описанные методики позволяют нам составить общий психологический портрет воспитанника школы-интерната и выявить на его основе уровень социальной адаптации.

Психологический портрет

В результате исследования выявились доминирующие особенности в личностной структуре воспитанников школы-интерната.

Учащиеся школы-интерната, имеют среднюю и высокую степень практической направленности мышления (см. диаграмму №1), что свидетельствует о том, что воспитанники способны быстро адаптироваться к условиям окружающей среды и быстро принимают решения практического характера.

Наиболее выраженными чертами характера воспитанников являются циклотимные, неуравновешенные, эмотивные, педантичные и экзальтированные типы (см. гистограмму №2).

Циклотимный тип характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний Людям циклотимного типа свойственны частые периодические смены настроения а также зависимость от внешних событий Радостные события вызывают у них картины гипертими и жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей, печальные – подавленность, замедленность реакции и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. «Плохие» дни отмечаются более насыщенным дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желанием иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

Неуравновешенный тип характеризуется недостаточной управляемостью, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Для него характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, к трениям и конфликтам в которых сам и является активной провоцирующей стороной Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа — способность восторгаться, восхищаться, а также – улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у людей экзальтированного типа могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние – от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов.

Эмотивный тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны.  Для него характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта – гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Люди этого типа впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем остальные.

Педантичный тип характеризуется ригидностью инертностью психических процессов долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, являясь скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. Пунктуален, аккуратен особое внимание уделяет чистоте и по рядку, скрупулезен, добросовестен склонен жестко следовать плану в выполнении действии нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму с охотой уступает лидерство другим людям.

У воспитанников интерната более ярко выражена шкала поддержки, что свидетельствует об относительной независимости в поступках, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами (см. гистограмму №3).

Отношение к образовательной среде у данных детей положительное, уровень удовлетворенности ею тоже довольно высок, хотя все же есть дети, которые имеют и низкий уровень удовлетворенности. Уровень защищённости в школе-интернате средний, что естественно требует дополнительной работы (см. таблицы №1 и 2).

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Определение уровня социальной адаптации и личностного развития детей в условиях интернатных учреждений.

 - определение уровня социальной адаптации воспитанников в условиях детского дома;

- подбор более современных и эффективных методик на определение уровня социализации и личностного развития;

- изучение специальной психолого-педагогической литературы по работе с детьми в условиях интернатного учреждения;

- создать условия для успешной социальной адаптации и личностного развития учащихся школ-интернатов;

- целенаправленная работа по определению уровня социальной адаптации;

- индивидуальный и личностный подход к каждому воспитаннику;

2.  Реализация личностного подхода.

 - Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;

- Любить и уважать трудных сложнее,  чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;

- Создавать такую обстановку ученья,  общения,  труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему;

- Исключить  принуждение,  а  также всякое выделение недостатков ребенка.  Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка;

 - Быть искренним,  не лицемерить, не морализировать, не унижать;

 - Организовать атмосферу "успеха",  помогать детям учиться  "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

- Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков;

 - Учить школьника видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих;  развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

 - Требовать от себя больше, чем от окружающих.















 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования мы выяснили, что социальная адаптация имеет огромное влияние на личностное развитие детей в целом. Изучив теоретические основы социальной адаптации и личностного развития, мы пришли к выводу, что социальная адаптация, а следовательно и личностное развитие детей в условиях интернатного учреждения затруднено в связи с имеющимися объективными причинами.

В практической части нашего исследования было установлено, какие качества личности воспитанников школы-интерната наиболее выражены и как они влияют на их социализацию. Основываясь на полученные в ходе практической работы результаты, нам удалось составить общий психологический портрет учащегося интернатного учреждения и дать рекомендации педагогам по повышению уровня социальной адаптации учащихся и, как следствие, личностного развития.

Хотя на сегодняшний день многие и пытаются изучать проблему детей, находящихся в интернатных учреждениях, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, данная проблема всё же остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения и практической работы.





 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Александровская Э. М., Лусканова Н. Г. Психологические трудности при адаптации детей к школе//Гигиена и санитария. - 1984. - № 3. – С. 17-22
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.34-37.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М-Воронеж: МОДЭК, 1998. – 240 с.
4. Зинченко С. Н. «Трудные» дети. – Киев: Радяньска Школа., 1988. – 190 с.
5. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – Минск: Вышейша школа, 1984. – 280 с.
6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. - М.: РОУ, 1996. - 180 с.
7. Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация // Психологическая наука и образование. - 2001. - № 4. – С. 41-45.
8. Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения// Народное образование. - 2002. - № 1. - С.111-121.
9. Милованова Н. Г, Суртаева Н. Н. Предупреждение школьной дезадаптации: психолого-педагогическая диагностика. - Тюмень: Вектор-Бук, 2001. – 120 с.
10. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреж-дения и преодоления дезадаптации подростков. – Ростов: Феникс, 1997. – 340 с.
11. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.: Владос, 1997. – 290 с.
12. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. - М.:Академия. 2000. – 400 с.
13. Смирнова Е.О, Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М: Владос, 2003. - 160 с.
14. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников. – М: ЦСиЭИ, 1996. – 120 с.
15. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация их деятельности/Под ред. Г. М. Иващенко. – М: НИИ семьи. – 1997.
16. Эксакуто Т.В, Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов: Феникс, 2003. – 448 с.

Информация о работе Психолого-педагогические условия эффективности работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа