Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 19:16, курсовая работа
Цель работы: выявить факторы, приводящие к возникновению конфликтов при общении с учащимися профтехучилищ.
Введение
Раздел 1 Психологические основы конфликтных ситуаций в учебном процессе
1. Основные теоретические подходы к изучению конфликта
2. Психологические аспекты конфликта
3. Специфика учебной деятельности профтехучилищ
4. Эмпирическое изучение стилей поведения в конфликтных ситуациях
Раздел 2 Анализ педагогических ситуаций и разрешение конфликтов в профессиональной деятельности инженера-педагога
2.1 Общий подход к анализу конфликтных ситуаций
2.2 Способы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности инженера-педагога
Заключение
Список использованной литературы
4)
бесспорная правомерность
5)
любые проявления
Силовая тактика также имеет свои специфические проявления и на поведенческом уровне. Здесь она выражается в следующих поведенческих формах:
• использовании преимущественно принудительных, силовых методов воздействия при ограниченном привлечении воспитательных средств, которые в рассмотренных условиях могут оказаться такими же малоэффективными, как в ситуации, описанной И.А. Крыловым в басне «Кот и повар»;
• применении жесткого, приказного стиля общения, рассчитанного на беспрекословное подчинение одной стороны конфликта другой;
•
использовании в целях
Метод
односторонних уступок или
1)
обнаружившаяся в ходе
2)
в условиях, когда значимость
необходимой уступки для одной
из сторон оказывается
3)
в преддверии возможных в
4)
к тактике уступок поневоле
приходится прибегать тогда,
Все же и метол односторонних уступок имеет свои слабости, поскольку он не полностью, а лишь частично реализует принцип «выигрыш — выигрыш». Ведь при его применении выгоду получает лишь одна сторона, а вторая так или иначе оказывается в убытке, что рано или поздно может оказаться источником новой напряженности.
Тактика компромисса. Эта тактика находит все более широкое применение и рассматривается в конфликтологии в качестве классического, т.е. образцового способа разрешения конфликтных ситуаций.
Под компромиссом понимается путь взаимных уступок, взаимовыгодной сделки, создание условий для хотя бы частичного удовлетворения интересов противоборствующих сторон. Компромисс, таким образом, есть вид соглашений, основанных на взаимной корректировке позиций обеих сторон по обсуждаемым проблемам, поиск взаимоприемлемой позиции по спорным вопросам.
Конечно и для успешной реализации этого метода необходим некоторый комплекс благоприятных условий. К числу таких условий можно отнести: 1) готовность обеих сторон к реализации своих целей путем взаимных уступок по принципу «выигрыш — выигрыш» или «отдай — получи»; 2) полную невозможность разрешения конфликта силовым методом или способом ухода, т.е. по принципу «выигрыш — проигрыш».
Заключение
Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: от индивидов до групп и целых социальных общностей. Также они возникают и по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д.
Конфликты как во всех сферах нашей жизни, так и в педагогическом процессе, как показывает опыт и практика, неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов. Преподаватель, который не избегает конфликтов, а стремится их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность инженеру-педагогу направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование процесса образования и воспитания учащихся.
К
сожалению, практика показывает явный
дефицит психолого-
В
проведенном исследовании достигнута
поставленная цель и реализованы основные
задачи, при этом остается еще немало пробелов
в процессе «педагогизации» и коррекции
понятийного аппарата конфликтологии.
Список использованной литературы.