Психолого-педагогические средства преодоления конфликтов в общении с учащимися профтехучилищ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить факторы, приводящие к возникновению конфликтов при общении с учащимися профтехучилищ.

Содержание

Введение
Раздел 1 Психологические основы конфликтных ситуаций в учебном процессе
1. Основные теоретические подходы к изучению конфликта
2. Психологические аспекты конфликта
3. Специфика учебной деятельности профтехучилищ
4. Эмпирическое изучение стилей поведения в конфликтных ситуациях
Раздел 2 Анализ педагогических ситуаций и разрешение конфликтов в профессиональной деятельности инженера-педагога
2.1 Общий подход к анализу конфликтных ситуаций
2.2 Способы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности инженера-педагога
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ НОВ.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     4) бесспорная правомерность действий  стороны, имеющей силовое преимущество, когда эти действия связаны с обеспечением жизненно важных для данной структуры проблем.

     5) любые проявления деструктивных  форм поведения со стороны  членов организации (учащихся).

     Силовая тактика также имеет свои специфические  проявления и на поведенческом уровне. Здесь она выражается в следующих поведенческих формах:

     • использовании преимущественно принудительных, силовых методов воздействия при ограниченном привлечении воспитательных средств, которые в рассмотренных условиях могут оказаться такими же малоэффективными, как в ситуации, описанной И.А. Крыловым в басне «Кот и повар»;

     • применении жесткого, приказного стиля  общения, рассчитанного на беспрекословное  подчинение одной стороны конфликта  другой;

     • использовании в целях обеспечения  успеха силовой тактики механизма конкуренции, который был известен уже древним римлянам под названием метода «разделяй и властвуй» и который нередко применяется и поныне под более обтекаемым названием механизма сдержек и противовесов; эти механизмы чаще всего используются на практике в виде сочетания средств наказания для нерадивых и мер поощрения для добросовестных.

     Метод односторонних уступок или приспособления. Для успешного применения этого метода также существует ряд специфических предпосылок, связанных с конкретными особенностями конфликтной ситуации:

     1) обнаружившаяся в ходе конфликта  явная ошибка, допущенная одной  из сторон, в этих условиях  невозможен ни уход от конфликта,  ни его силовое подавление, а  единственно возможной тактикой, которая поможет «сохранить лицо» станет уступка. Подобный шаг, например, преподавателя несомненно будет воспринят как проявление его самокритичности, способности к объективной оценке требований учеников, что в конечном итоге поведет к укреплению единства коллектива, повышению эффективности его работы;

     2) в условиях, когда значимость  необходимой уступки для одной  из сторон оказывается несопоставимой  с ее значением для другой  стороны. В этих обстоятельствах,  идя на некоторые небольшие  уступки, одна сторона предотвращает  возможность значительного выброса конфликтной энергии другой стороной и тем самым опять-таки добивается восстановления согласия.

     3) в преддверии возможных в ближайшем  будущем кризисных событий для  группы, когда необходимо беречь  силы, энергию, ресурсы для этого  будущего и ценой уступок сохранить в данный период мир и спокойствие.

     4) к тактике уступок поневоле  приходится прибегать тогда, когда  отказ от них грозит одной  из сторон значительно более  серьезным непосредственным уроном, когда складывается ситуация  выбора, как говорят, «между жизнью и кошельком».

     Все же и метол односторонних уступок  имеет свои слабости, поскольку он не полностью, а лишь частично реализует  принцип «выигрыш — выигрыш». Ведь при его применении выгоду получает лишь одна сторона, а вторая так или  иначе оказывается в убытке, что рано или поздно может оказаться источником новой напряженности.

     Тактика компромисса. Эта тактика находит все более широкое применение и рассматривается в конфликтологии в качестве классического, т.е. образцового способа разрешения конфликтных ситуаций.

     Под компромиссом понимается путь взаимных уступок, взаимовыгодной сделки, создание условий для хотя бы частичного удовлетворения интересов противоборствующих сторон. Компромисс, таким образом, есть вид  соглашений, основанных на взаимной корректировке позиций обеих сторон по обсуждаемым проблемам, поиск взаимоприемлемой позиции по спорным вопросам.

     Конечно и для успешной реализации этого  метода необходим некоторый комплекс благоприятных условий. К числу  таких условий можно отнести: 1) готовность обеих сторон к реализации своих целей путем взаимных уступок по принципу «выигрыш — выигрыш» или «отдай — получи»; 2) полную невозможность разрешения конфликта силовым методом или способом ухода, т.е. по принципу «выигрыш — проигрыш».

     Заключение

     Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: от индивидов до групп и целых социальных общностей. Также они возникают и по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д.

     Конфликты как во всех сферах нашей жизни, так и в педагогическом процессе, как показывает опыт и практика, неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов. Преподаватель, который не избегает конфликтов, а стремится их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность инженеру-педагогу направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование процесса образования и воспитания учащихся.

     К сожалению, практика показывает явный  дефицит психолого-педагогических и конфликтологических знаний и  умений у современных педагогов, что создает излишнюю психическую  напряженность, трудозатратность педагогического процесса. При этом, в отечественной системе педагогического образования педагогическая конфликтология и педагогическая диагностика еще не заняли достойного места в педвузах и системе повышения педагогической квалификации. В результате при обилии рекомендаций по профилактике и разрешению конфликтов на первый план выступает потребность в усилении диагностической составляющей профессионально-педагогической деятельности.

     В проведенном исследовании достигнута поставленная цель и реализованы основные задачи, при этом остается еще немало пробелов в процессе «педагогизации» и коррекции понятийного аппарата конфликтологии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы.

  1. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 96.
  2. Дмитриев А.В. Конфликтология. — М.: Гардарика, 2000. — С. 54.
  3. И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. Конфликтология.  – М.: Инфа-М, 2004. – 240 с.
  4. Коузер Л. Основы конфликтологии. — СПб.: Светлячок, 1999 —246 с.
  5. Зюбин Л. М. Психологические особенности трудных учащихся профессионально-технических училищ. М., 1966.
  6. К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. "Психология" "Высшая школа", Москва, 1977 г.
  7. Конфликтология. Учебное пособие. Библиотека научной и учебной литературы [Электронный ресурс]. Режим доступа: //WWW.I-U.RU

Информация о работе Психолого-педагогические средства преодоления конфликтов в общении с учащимися профтехучилищ