Психолого-педагогические средства преодоления конфликтов в общении с учащимися профтехучилищ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить факторы, приводящие к возникновению конфликтов при общении с учащимися профтехучилищ.

Содержание

Введение
Раздел 1 Психологические основы конфликтных ситуаций в учебном процессе
1. Основные теоретические подходы к изучению конфликта
2. Психологические аспекты конфликта
3. Специфика учебной деятельности профтехучилищ
4. Эмпирическое изучение стилей поведения в конфликтных ситуациях
Раздел 2 Анализ педагогических ситуаций и разрешение конфликтов в профессиональной деятельности инженера-педагога
2.1 Общий подход к анализу конфликтных ситуаций
2.2 Способы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности инженера-педагога
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ НОВ.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Министерство образования и науки Украины

     Украинская  инженерно-педагогическая академия 

     Кафедра педагогики и методики профессионального  обучения

     Кафедра психологии 
 

     КУРСОВАЯ   РАБОТА

     По  профессиональной педагогике и психологии

     на тему:

     «Психолого-педагогические средства преодоления конфликтов в общении с учащимися профтехучилищ» 
 
 
 
 
 

                  Выполнил  студент: 

                Бордакова Наталья Юрьевна

                Группа: ЗСЕЕк-8 5 тех. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Харьков 2009

     Содержание 

     Введение

     Раздел 1 Психологические  основы конфликтных  ситуаций в учебном  процессе

    1. Основные теоретические подходы к изучению конфликта
    2. Психологические аспекты конфликта
    3. Специфика учебной деятельности профтехучилищ
    4. Эмпирическое изучение стилей поведения в конфликтных ситуациях

     Раздел 2 Анализ педагогических ситуаций и разрешение конфликтов в профессиональной деятельности инженера-педагога

     2.1    Общий подход к анализу конфликтных ситуаций

      2.2 Способы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности инженера-педагога

     Заключение 

     Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Проблема  взаимодействия участников педагогического  процесса приобретает все большую  остроту для современного образования. В последние годы  отношения между учениками и педагогами стали значительно  сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам, в том числе зависит от изменившегося отношения младших к старшим. Опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Реальный механизм установления нормальных отношений с учащимися видится в снижении количества и накала  конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию. Готовы ли преподаватели к работе в изменившихся условиях? К сожалению, не все из них могут положительно ответить на этот вопрос. В связи с этими обстоятельствами актуальным является теоретико-методологическое сопровождение педагогического процесса в контексте нашего проблемного поля, которое предполагает овладение инженером-педагогом технологией управления педагогическими конфликтными ситуациями.

     Объектом  нашего исследования, следовательно, выступают конфликтные ситуации в педагогическом процессе, которые возникают в деятельности и общении педагогов и учащихся профтехучилищ. Соответственно, предметом нашего научного анализа являются психолого-педагогические средства преодоления конфликтов с учащимися профтехучилищ.

     Цель  работы: выявить факторы, приводящие к возникновению конфликтов при  общении с учащимися профтехучилищ.

     Исходя  из поставленной цели, мы поставили  перед собой выполнение следующих  задач:

     - теоретическое изучение проблемы  и анализ психолого-педагогической литературы в области проблемного поля;

     -    раскрытие специфики учебного процесса в профтехучилищах и психологической сущности конфликтных ситуаций в педагогическом процессе;

     -  эмпирическое изучение способов  реагирования в конфликте (методика К. Томаса);

     -  систематизация и изучение основных способов предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности инженера-педагога.

     Таким образом, данная работа посвящена рассмотрению и анализу основных типов педагогических конфликтов и возможных путей их разрешения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел 1 Психологические  основы конфликтных  ситуаций в учебном  процессе.

    1. Основные теоретические подходы к изучению конфликта

     Многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов обусловливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов. Следовательно, необходимо дать такую дефиницию конфликта, которая являлась бы общей для всех его видов. Это в свою очередь предполагает выявление сущности конфликта и его понятия.

     Понятие конфликта. Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

     В отечественной литературе большинство  определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Так, например Л.Г. Здравомыслов определяет конфликт как «важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточку социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [1, с 96]. А.В. Дмитриев под конфликтом понимает «тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны» [2, c. 54]. Несмотря на все достоинства, выражающиеся в фиксации многообразных атрибутов социального конфликта, приведенным определениям присущ, на наш взгляд, один существенный недостаток. Они не включают внутриличностный конфликт и не оставляют для него «места». Речь идет лишь о сторонах конфликта, начиная от «борьбы между индивидами» и выше. Но существует борьба и на уровне отдельного индивида, противоборство между элементами внутренней структуры личности, которое и находит свое выражение во внутриличностном конфликте. Этот конфликт — проявление противоречий не на уровне социальных групп или целых народов, а на личностном уровне, но от этого он не делается менее актуальным.

     В этом плане всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. Далее, в любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями. Если теперь объединить названные признаки конфликта в единое целое, то можно дать следующее определение.

     Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. На наш взгляд, в данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, функций и динамики.

     Объект  и предмет конфликта. Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Столкновение между индивидами или социальными группами не бывает беспочвенным, а происходит только в том случае, если его участники не могут «поделить» что-то между собой. Этим «что-то», из-за чего субъекты конфликта вступают в противоборство, могут быть самые различные материальные и духовные ценности: собственность, власть, ресурсы, статус, идея и т.д. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта.

     Следует различать понятия «объект» и  «предмет» конфликта. В общем  смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта. В отличие от этого предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

     Типология конфликтов. Исходя из изложенного выше понимания сущности конфликта, его объекта и предмета, мы не будем рассматривать типологию «конфликтов» в рамках неживой природы, деление конфликтов на биологические и социальные, на человеческие и природные. Речь пойдет о конфликте в собственном, «узком» смысле слова, т.е. о конфликтах, возникающих в процессе человеческой деятельности и поведения людей, о конфликтах, представляющих собой особое качество взаимодействия между людьми или между различными элементами внутренней структуры самой личности.

     Однако  даже в этом случае, имея в виду только человеческое взаимодействие, дать какую-либо законченную типологию конфликтов не представляется возможным. Это объясняется тем, что имеется огромное разнообразие субъектов, целей, мотивов, областей, видов, систем и уровней, временных рамок и человеческого взаимодействия, каждое из которых может служить основанием для типологии конфликтов. Рассмотрим самые распространенные из них.

     Одним из наиболее широких и очевидных  оснований классификации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:

1) внутриличностные,

2) межличностные,

3) между личностью и группой,

4) межгрупповые,

5) межгосударственные (или между коалициями государств).

Также конфликты могут различаться по самым разным основаниям.

  1. По сферам жизнедеятельности людей:

• бытовые;

• семейные;

• трудовые;

• воинские;

• учебно-педагогические и др.

  1. По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:

• ресурсные;

• статусно-ролевые;

• социокультурные;

• идеологические и др.

  1.   По направленности воздействия и распределения полномочий:

• конфликты «по вертикали» (начальник — подчиненный, вышестоящая организация — нижестоящая организация);

• конфликты «по горизонтали» (между руководителями одного ранга, между коллегами).

Помимо  этого, различают также конфликты:

   • явные и латентные;

   • конструктивные и деструктивные;

   • кратковременные и длительные;

   • реалистические и нереалистические;

   • локальные, региональные и международные и т.д.

     Однако  ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или (еще лучше) предупреждения [3, с. 32-46].

     Структура конфликта. Любой конфликт представляет собой целостную динамическую систему. Конфликт — это всегда процесс, переход от одной ситуации к другой, каждая из которых характеризуется своей степенью напряженности между участниками противоборства. Но, несмотря на эту динамику, любой конфликт характеризуется определенным инвариантом его элементов, образующих внутреннюю структуру конфликта как целостного явления.

     По  своему характеру и природе все  элементы конфликта могут быть разделены  на два вида: объективные (внеличностные) и личностные. К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются: 1) объект конфликта; 2) участники конфликта; 3) среда конфликта.

Информация о работе Психолого-педагогические средства преодоления конфликтов в общении с учащимися профтехучилищ