Психолого-педагогические средства преодоления конфликтов в общении с учащимися профтехучилищ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить факторы, приводящие к возникновению конфликтов при общении с учащимися профтехучилищ.

Содержание

Введение
Раздел 1 Психологические основы конфликтных ситуаций в учебном процессе
1. Основные теоретические подходы к изучению конфликта
2. Психологические аспекты конфликта
3. Специфика учебной деятельности профтехучилищ
4. Эмпирическое изучение стилей поведения в конфликтных ситуациях
Раздел 2 Анализ педагогических ситуаций и разрешение конфликтов в профессиональной деятельности инженера-педагога
2.1 Общий подход к анализу конфликтных ситуаций
2.2 Способы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности инженера-педагога
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ НОВ.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Большую опасность представляет и такой  тип, как «сверхпокладистый». Такие люди могут не создавать проблем в чисто человеческих отношениях, ибо они всегда и всем уступят и пообещают помочь в любом деле. Но как только доходит до выполнения обещания, они могут создать вам трудности, ибо их слова часто расходятся с делом. Например, сотрудник может взяться за какую-либо работу, но не выполнить ее, начальник может пообещать повысить зарплату и будет затягивать повышение это до самой пенсии. Основная проблема «сверхпокладистых» людей состоит в том, что они никому не могут отказать в их просьбах, а на выполнение всех обещаний у них не хватает ни сил, ни времени. Отсюда у этих людей проистекают не только межличностные, но и внутриличностные конфликты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1.   Специфика учебной деятельности профтехучилищ.

     Развитие  человека в целом, как и каждой отдельной особенности ее личности, — это равнодействующее взаимодействие двух процессов (но не факторов): биологического созревания и доминирующего над ним социального формирования, стихийного или целенаправленного. Учащиеся профтехучилищ находятся на важнейшем этапе биологического полового созревания и социального становления личности. Понимание их возрастных особенностей требует хорошего знакомства с основами возрастной психологии, несмотря на то, что контингент учащихся профессионально-технических учебных заведений за последние десятилетия значительно повзрослел. Если раньше в училищах обучались преимущественно подростки, то теперь в большинстве — юноши и девушки с полным средним образованием в возрасте 16,5—17 лет. Также удлинился срок обучения в средних профессионально-технических учебных заведениях, дающих общее среднее образование и производственную квалификацию. Увеличение возраста контингента учащихся профтехучилищ и удлинение общих сроков их обучения весьма существенно и вполне закономерно сказывается на процессе становления их личностей. Таким образом, чем продолжительнее общественно необходимые сроки образования и обучения, тем позже наступает действительная социальная зрелость. Отсюда — удлинение периода юности и некоторая неопределенность возрастных границ вообще. проявляются почти все особенности психики подросткового возраста. 
Потребности, вызванные физическим и психическим развитием, побуждают подростка и юношу к подвижности и разнообразной деятельности, к острым ощущениям и приятным переживаниям. У них обострены ощущения, восприятия, память, эмоции, внимание и психомоторика, но еще недостаточно развиты мышление, чувства, воля. Нервное возбуждение преобладает над торможением, а это порождает такие психические состояния, как безудержная энергичность, не вполне зрелая инициативность и беспредельная активность. Пока еще нет необходимых для успешной деятельности целеустремленности, стойкой заинтересованности полезными делами, сосредоточенности и дееспособности. Недостает и таких психических свойств, как самостоятельность, осмотрительность, самокритичность, сообразительность, расчетливость, осторожность и дальновидность. В поведении и деятельности подростка и юноши появляются подчас непосильные для них противоречия. Основное — противоречие между быстро возрастающими физическими, нравственными и материальными потребностями, порождающими обилие желаний, и весьма ограниченными, во многом недостаточными возможностями их удовлетворения.

     Подросток видит в жизни, на экране и в  книгах полную самостоятельность и  кажущуюся независимость взрослых, их большие и интересные дела, смелые поступки, подвиги, авторитет у окружающих, и малое, неинтересное, тяжелое и неприятное не привлекает его внимания, остается незамеченным. У него появляется страстное стремление стать или хотя бы казаться вполне взрослым, и это желание ему представляется легко осуществимым. Несоответствие между потребностями и возможностями создает противоречие, а нередко и конфликты, между подростком и родителями, учителями а также сверстниками.

     Подросток стремится осуществить свои многочисленные желания, множество своих «хочу»: пользоваться всем, что имеют взрослые; быть независимым, самостоятельным и свободным; быть сильным, смелым и ловким, чтобы доказать окружающим свою значимость. Воспитательно-учебный процесс нацелен на обучение подростка тем же качествам, но только через «надо». Противоречия между подобными «хочу и «надо» иногда создают острые конфликтные ситуации в семье, в профтехучилище, в межличностном общении в целом. Если подросток не научен понимать и не приучен к выполнению того, что «надо», то он, проявляя своеволие, сопротивляется требованиям преподавателей и следует только своим незрелым желаниям.

     У юношей и девушек одним из важнейших  компонентов в структуре личности становится самооценка. При этом они  проявляют повышенный интерес к  своей внешности, манерам поведения, значимости в среде, несколько переоценивая свои достоинства и способности. Такая саморефлексия и значительная эмоциональная возбудимость делают их чрезвычайно чувствительными к малейшим унижениям их достоинств, вызывающим обычно довольно бурную реакцию. По этой же причине они большей частью находятся в тревожном состоянии, испытывая смутные переживания какой-то неопределенности, как бы отовсюду ожидая неприятностей. Все это обусловливается половым созреванием и социально-имущественным положением по собственному самосознанию иждивенца и все еще ребенка по положению в семье. Такое состояние психики в юношеском возрасте значительно усложняет становление личности и делает этот период весьма критическим и конфликтным.

     Конфликты обычно вызываются несоответствием  желаемого положения личности в своей среде фактически сложившемуся. Юноше хочется играть в обществе одну роль, а окружающими ему отводится другая, менее достойная, по его мнению. Возникает противоречие между уровнем притязаний и возможностями их достижения. Чем больше притязания превосходят реальные возможности их достижения тем менее человек удовлетворен сложившимися обстоятельствами и самим собой. Сначала конфликт по этой причине вызревает внутри личности, происходит разлад с самим собой, затем перерастает в конфликт социальный, нарушающий нормальные контакты с группой или коллективом, и таким путем возникает аффект неадекватности.

     Влияние конфликтных ситуаций на становление  личности может быть положительным, если побеждают разумная воля, выдержка, самообладание, принципиальность и справедливость, и отрицательным, когда подавляется самостоятельность личности, унижаются ее достоинства, снижаются активность и инициативность, вызываются астенические эмоции. Но главное значение в становлении личности юноши и девушки имеют не конфликты, а формирование общественно полезной направленности, успешное накапливание профессионального опыта и развитие профессиональных способностей. Важно, чтобы учащиеся профтехучилищ понимали, что в основе их личного благополучия, самостоятельности, роли и значимости в среде в настоящем и будущем должен быть успешный учебный и производственный труд. И чтобы не только знали со слов преподавателя, но и убеждались в этом повседневно на опыте собственной учебной и производственной деятельности.

     Среди многих возрастных особенностей учащихся профтехучилищ на особом месте стоят  особенности их общения. Юноши и девушки в общении познают друг друга, самих себя, окружающий мир, делятся знаниями, опытом, развивают свои умственные и другие способности, побуждают друг друга к тем или иным делам и поступкам, сказывающимся на формировании их интересов, склонностей и в целом личности. Недаром говорится: «С кем поведешься, от того и наберешься» [5, с. 26]. Подростки превыше всего ставят дружбу, товарищество, взаимную выручку; те же взаимоотношения продолжаются и в юношеские годы. При этом на поведение учащихся подросткового и раннего юношеского возраста друзья влияют в несколько раз сильнее, чем родители и педагоги. Это объясняется тем, что незрелость и неопытность подростка вынуждают его искать поддержку в ком-либо из окружающих. Ему нужен друг, который понимал бы его желания и помогал их осуществлять. И если он не находит такого друга среди родственников и педагогов, то непременно найдет кого-либо из посторонних взрослых или сверстников, разделяющего его интересы и стремления и чем-то восполняющего присущие ему недостатки. Этот друг обычно и становится его фактическим наставником. Будет ли он положительно влиять на подростка или развращать его — зависит от его нравственности.

     Под влиянием товарищей подросток или  юноша может удовлетворить и  как-то удовлетворяет свои потребности  и желания. И если это удовлетворение доставляет ему большую радость, то его, может быть, случайный интерес  к какому-то действию или поступку перерастает сначала в склонность, затем в страсть или привычку. Так у учащихся появляется склонность, например, к математике, физике или химии, к столярному, слесарному или какому-либо другому делу, но точно так же они могут привыкнуть к лживости, хулиганству и другим аморальным поступкам. Все предосудительные поступки в подростковом и раннем юношеском возрасте происходят от обилия мимолетных желаний и от слишком короткого предвидения последствия. Почти все пагубные желания начинаются с развлечений, сначала безобидных и представляющихся легко осуществимыми. Однако на деле оказывается, что осуществление их превышает возможности подростков. В этом сказывается естественная потребность развития личности. Если бы подростки делали только то, что могут, они не развивали бы свои психические свойства. Подростки не умеют видеть дальше непосредственного удовлетворения-своего какого-либо желания и вовремя затормозить его, когда оно поведет к опасным последствиям. Научить учащихся предвидению результатов поступков и сдержанности в поведении — главнейшая задача инженера-педагога. Сущность подросткового возраста состоит в том, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая старые к нему отношения, сложившиеся в пору его детства. Каждый подросток и юноша успешными делами стремятся утвердить свою личность среди окружающих. Значит, надо помогать им добиваться успехов в полезных коллективных делах и этим проявлять свои достоинства.

     В юношеском возрасте при плодотворной учебной и воспитательной работе все рассмотренные выше «шероховатости» психики подростков и их общения постепенно сглаживаются. Складывается мировоззрение. Более четко вырисовываются характер и индивидуальные черты личности. Учебная и производственная деятельность становится более сознательной и целеустремленной. Появляется стремление к организованности, возрастает чувство ответственности за порученное дело, дисциплинированность. 
Юноши видят дальше непосредственных действий и поступков, начинают предвидеть их результаты и последствия. У них появляются самообладание, настойчивость, становятся более твердыми решения, формируется воля. В своей деятельности они уже больше руководствуются здравым смыслом, чем влечениями и желаниями. Их переживания и волнения уже подчинены волевому контролю, но еще более сильны благодаря развитию моральных и эстетических чувств.

     Однако  и в этом возрасте все еще проявляются  «следы» подростковой психики. Поэтому  все воздействия на юношей по существу должны быть такими же, как и на подростков, к которым надо относиться так же, как ко взрослым, потому что они хотят быть взрослыми и даже считают себя такими.

     Не  менее важную роль в развитии потенциальных  конфликтных ситуаций играет и отношение  к обучению в профтехучилищах. На первое место юноши ставят профессии творческие, на второе — общественно значимые, на третье — наиболее высокооплачиваемые должности. Понравится профессия по какому-либо из этих признаков или по виду деятельности, но возможно ли ею овладеть, удобно ли будет для семьи, сможет ли она обеспечить получение необходимого образования? Приходится выбирать род занятий не только по призванию, но и по возможностям. Большинство юношей, их родителей и учителей считают, что надо получить высшее образование (таким сложилось общественное мнение об уровне образования молодежи), а поступить в вуз могут, как известно, не все. Вот и приходят юноши и девушки в профтехучилища разочарованными, потерпевшими много неудач в своих стремлениях и переживших немало неприятностей из-за этого от учителей и родителей. У них уже подорвано желание учиться, и принуждает к этому только необходимость куда-то устроиться и чему-то научиться. Все эти и подобные им обстоятельства определяют отношение поступивших в профтехучилище новичков к обучению в нем и психическое состояние в первое время занятий. Отсюда - настороженность и критичность к преподавателям, замкнутость и натянутость отношений с ними, боязнь плохих оценок и неприятностей от родителей.

     Отношение новичков к мастерам производственного  обучения и к занятиям в учебных мастерских значительно лучше. Объясняется такое различие отношений к теоретическому и производственному обучению следующим. Во-первых, тем, что занятия в мастерских — это не «надоевшая учеба», а практическая работа, изготовление каких-то предметов, которые можно руками пощупать и видя которые полюбоваться результатами своего труда, а подростки и юноши склонны к таким занятиям еще с детства. Во-вторых, мастер — это образец того, кем они должны стать после окончания училища, у него надо многое перенять, чтобы получить профессию, а специальность всегда пригодится. К тому же мастер чаще общается с учащимися, заботится о них, поэтому он и становится идеалом. 
Все эти нюансы отношений новичков к обучению в училище ставят преподавателей общеобразовательных, общетехнических и специальных учебных предметов в весьма затруднительное положение. Надо заинтересовать новичков предметом, вселить уверенность в успехах, вызвать радость познания, создать настроение удовлетворенности избранной профессией и занятиями в данном училище. 
Необходимо устранить замкнутость, отчужденность новичков от преподавателя и соучеников, возродить свойственные их возрасту общительность, откровенность, товарищество и дружбу.

     Специфика профессионально-технического образования является неотъемлемая практическая компонента. Практика учащегося в психологическом понимании — это реальная деятельность, к которой он ранее готовился в процессе теоретического обучения, учебных упражнений и тренировок. Она может быть учебной, главная цель которой — продолжение обучения, осуществляемого в учебных лабораториях, мастерских или на полигонах, и производственной — в реальных условиях производства. Психологическое различие этих двух видов практики заключается в том, что в учебной — весь процесс работы учащегося и виды изготовляемой им продукции подчинены задачам обучения, а в производственной — главной задачей становится производство продукции на штатном рабочем месте, где учебные и воспитательные задачи превращаются как бы в попутные, подчиненные условиям производственной деятельности, но выступают как решающие в формировании личности квалифицированного рабочего. 
Общее в учебной и производственной практике — продолжение обучения и воспитания учащихся в более усложненных условиях их деятельности. В процессе учебной и производственной практики применяются, проверяются и уточняются теоретические знания, совершенствуется и закрепляется весь комплекс профессиональных навыков, умений и способностей. 
Воспитание, обучение, упражнение, тренировка и практика должны быть тесно взаимосвязаны как в педагогическом процессе образования, так и в психологическом — формирования личности. Попытки формировать навыки путем только одной тренировки — муштры — малоэффективны, как и попытки приобретения знаний только повторением — зубрежкой. 
По своей психологической сущности воспитание включает в себя необходимое, но недостаточное для него обучение, обучение — упражнения, а упражнение — тренировку как повторение. Но с точки зрения последовательности этих педагогических процессов в системе профессионально-технического образования тренировка всегда должна следовать за учебными упражнениями, упражнение — за изучением материала, и все это должно быть направлено на воспитание необходимых квалифицированному рабочему личных качеств. Такое сочетание всех видов учебной и воспитательной работы в условиях профессионально-технического образования особенно важно потому, что от этого зависит успешность обучения и воспитания учащихся [6, с. 47-54].

Информация о работе Психолого-педагогические средства преодоления конфликтов в общении с учащимися профтехучилищ