Психолого-педагогические средства преодоления конфликтов в общении с учащимися профтехучилищ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить факторы, приводящие к возникновению конфликтов при общении с учащимися профтехучилищ.

Содержание

Введение
Раздел 1 Психологические основы конфликтных ситуаций в учебном процессе
1. Основные теоретические подходы к изучению конфликта
2. Психологические аспекты конфликта
3. Специфика учебной деятельности профтехучилищ
4. Эмпирическое изучение стилей поведения в конфликтных ситуациях
Раздел 2 Анализ педагогических ситуаций и разрешение конфликтов в профессиональной деятельности инженера-педагога
2.1 Общий подход к анализу конфликтных ситуаций
2.2 Способы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности инженера-педагога
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ НОВ.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, профессионально-техническое образование учащихся — это единый процесс, за качество которого несет ответственность весь педагогический коллектив училища: преподаватели, инженеры-педагоги, мастера производственного обучения, воспитатели, инструктора и наставники на производстве. Потому какой бы теоретический и общеобразовательный курс ни читал инженер-педагог или преподаватель, будучи включенным в этот единый процесс, он должен быть хорошо знаком и с теорией, а, следовательно, и с психологией производственного обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4   Эмпирическое изучение  стилей поведения  в конфликтных  ситуациях 

     Полноценный анализ кофликтных ситуаций, а, следовательно, и профессиональное и эффективное их разрешение, невозможны без применения соответствующих диагностических процедур. Под педагогико-конфликтологическим диагностированием мы понимаем широкую сферу деятельности инженеров-педагогов и управленцев системы образования по выявлению и оцениванию реального состояния проблем и затруднений педагогического процесса. Конфликтогенность поведения учащихся целесообразно изучать достаточно проверенными в отечественной и зарубежной практике психодиагностическими методиками с обязательным привлечением школьных психологов, применяя ряд методик: опросник диагностики доминирующего стиля поведения в конфликтной ситуации К. Томаса; тест Розенцвейга с конфликтными ситуациями; патохарактерологический опросник Е.А. Личко; методика наблюдения группового взаимодействия Р. Бейлса; 16-факторный опросник Р. Кеттелла; опросник акцентуации личности К.Леонгарда; подростковый вариант ММРI; опросник диагностики агрессивности детей Баса-Дарки.

     Наше  внимание обуславливается тематикой  работы и обращено к изучению стилей поведения в конфликтных ситуациях. Оригинальную тестовую методику определения склонности людей к одному из способов поведения в конфликтной ситуации предложил в 90-е годы американский психолог К. Томас. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях он считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов. Она содержит два основополагающих измерения. Первое - кооперация. Она связана с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт. Второе измерение - напористость. Она характеризует акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

     1. Соперничество (конкуренция) как стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

     2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

     3. Компромисс.

     4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

     5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

     Каждый  из пяти перечисленных возможных  вариантов описывается 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной  ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар. За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

     В результате эмпирического исследования нами было опрошено 10 юношей и 10 девушек 1 курса Харьковского профессионально-технического училища №21 (выборка=20 чел.). Наша выборка обосновывается следующим обстоятельством: так как не наблюдается четких возрастных различий межу респондентами, их способы поведения в конфликтных ситуациях, по нашему предположению, могут варьироваться в зависимости от пола. 

     Цель  эмпирического исследования: определение склонности респондентов к одному из способов поведения в конфликтной ситуации в зависимости от пола респондентов и анализ полученных результатов на основе проведенного тестирования. Соответственно, объектом исследования являются учащиеся профтехучилищ, а предметом – склонность учащихся профтехучилищ к тому или иному стилю поведения в конфликтной ситуации. Инструментарий исследования составила тестовая методика К. Томаса.

     Результаты тестирования.

     В зависимости от объективных и  субъективных факторов каждый человек выбирает соответствующую стратегию поведения в определенной конфликтной ситуации. В результате нашего тестирования были выявлены следующие индикаторы. Обнаружилось, что конфликтный потенциал в решении проблем наиболее выражен у юношей. Для них практически не характерны типы поведения «избегание» и «приспособление», а наиболее систематично проявляется тип «соперничество». Как следствие, они наименее ориентированы на совместные действия, как желаемый результат видят одобрение и принятие собственного варианта решения проблемы, не смотря на последствия причинения ущерба другим, чужим интересам. Это в целом не противоречит возрастным особенностям подростковой психики, когда преобладают такие психические состояния, как безудержная энергичность, протестность, не вполне зрелая инициативность и беспредельная активность. В то же время, у девушек разброс в ответах менее выражен, что свидетельствует о некой пассивности и минимизированной конфликтности. Часто тяжело выделить доминирующие стратегии поведения, наблюдается склонность к кооперации. Преобладают типы как «компромисс» и «приспособление», так «сотрудничество» и «соперничество».

     Общая картина показывает, к сожалению, достаточно высокий уровень конфликтности в группе. У всех тестируемых имеется в ответах наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах – «соперничество». Представляется, что такая ситуация обусловлена не только возрастными особенностями учащихся профтехучилища, но и объективной сложившейся ситуацией: респонденты являются первокурсниками всего несколько месяцев, еще идет «притирка» между самими подростками в коллективе, только налаживается опыт общения с педагогами и т.д.

       

     Раздел 2 Анализ педагогических ситуаций и разрешение конфликтов в профессиональной деятельности инженера-педагога.

     2.1 Общий подход к анализу конфликтных ситуаций.

     В педагогической практике основными  видами межличностных конфликтов являются конфликты: ученик — ученик; ученик — учитель; учитель — учитель. Наше внимание посвящено анализу проблем, которые относятся к ситуации ученик — учитель.

     Взаимодействие  педагога с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего  эти ситуации моделирует и создает  сам преподаватель и применяет их в педагогических целях для организации учебной деятельности, для научно обоснованного структурирования взаимной деятельности педагогов и учащихся, для воздействия на последних. Такие ситуации называются педагогическими. Нередко они могут носить конфликтный характер. Таким образом, в поле нашего анализа находится конфликтные педагогические ситуации, то есть ситуации, субъектами которых являются участники педагогического процесса.

     В свою очередь, следует различать  понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация". Под конфликтной ситуацией следует понимать такое совпадение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но при этом отсутствие открытой активной борьбы в данный момент. То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту.

     Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала  разобраться, имеется ли проблема, которая  возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.

     Можно выделить сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:

  • кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на самом деле);
  • недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);
  • инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
  • напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);
  • дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).

            Педагогически важно отслеживать  сигналы, свидетельствующие о  зарождении конфликта. В практике инженера-педагога больше интересует не столько устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации и качественное управление этой ситуацией. Ведь инцидент можно заглушить путем “нажима”, тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива. Под управлением конфликтной ситуацией понимается: предупреждение инцидента разрешением конфликтной ситуации; перевод ее в педагогическую задачу; моделирование познавательных конфликтных ситуаций в учебно-воспитательных целях.

     Различают конфликтные педагогические ситуации по времени: постоянные и временные (дискретные, одноразовые); по содержанию совместной деятельности: учебные, организационные, трудовые, межличностные и др.; по сфере психологического протекания: в деловом и неформальном общении. Деловые конфликты возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем делового характера, а вторые – на основе противоречий в личностных интересах. Личностные конфликты могут касаться восприятия и оценки людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы и т.п.

     Также среди конфликтов между учителем и учеником можно выделить следующие конфликты: деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий; поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в училище и вне ее; отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

     В конфликтных ситуациях их участники  прибегают к различным формам защитного поведения:

     - агрессия (проявляется в конфликтах по “вертикали”, т.е. между учеником и учителем, между учителем и администрацией и т.п.; она может быть направлена на других людей и на самого себя, нередко принимает форму самоунижения, самообвинения);

     - проекция (причины приписываются всем окружающим, свои недостатки видятся во всех людях, это позволяет справиться с излишним внутренним напряжением);

     - фантазия (что не удается выполнить в реальности, начинает достигаться в мечтах; достижение желаемой цели происходит в воображении);

     - регрессия (происходит подмена цели; снижается уровень притязаний; при этом мотивы поведения остаются прежними);

     - замена цели (психологическое напряжение направляется в другие области деятельности);

     - уход от неприятной ситуации (человек неосознанно избегает ситуации, в которых потерпел неудачу или не смог осуществить выполнение намеченных задач).

     Сознательное  управление педагогом конфликтной  ситуацией возможно лишь с позиции  конструктивного отношения к конфликту. Оно характеризуется, с одной стороны, неприятием нереалистических (эмоциональных, беспредметных) конфликтов в общении между людьми, с другой, разумным и конструктивным отношением к реалистическим (предметным, деловым) конфликтам. Разрешение такого конфликта приводит к развитию явления, несовершенство которого вскрывает конфликтное противоречие, которое, как и любое другое противоречие, является источником развития.

     Очевидно, что управление конфликтной ситуацией  предпринимается преподавателем не только ради самой ситуации или собственной безопасности. Каждая конфликтная ситуация, возникшая на занятии стихийно или смоделированная педагогом, должна стать мощным источником развития ее участников. Управление конфликтом - это последовательно проводимые педагогом воспитательные действия, это способность педагога увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению. Управление конфликтом имеет следующие различные стадии: 1) восприятие конфликта и первичная оценка ситуации; 2) исследование конфликта и поиск его причин; 3) поиск путей разрешения конфликта [7].

     В обобщенном виде мы можем рассмотреть  следующие способы управления педагогическими  ситуациями. Разделим конфликты на два блока: реалистические (или предметные) и нереалистические (или беспредметные). Реалистические вызываются неудовлетворением определенных требований участников и несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением преимуществ между ними. Они направлены на борьбу с предполагаемым источником неудовлетворенности или несправедливости и имеют целью достижение определенного результата. Нереалистические конфликты, хотя и требуют взаимодействия между двумя или более людьми, причиной своей имеют не противоречащие друг другу устремления противников, а потребность освободиться от напряжения, по крайней мере, у одного из них.

Информация о работе Психолого-педагогические средства преодоления конфликтов в общении с учащимися профтехучилищ