1
уровень речевого развития характеризуется
полным или почти полным отсутствием средств
общения у детей с ОНР в том возрасте, когда
у нормально развивающегося ребенка навыки
речевого общения в основном сформированы.
Фразовая речь у таких детей почти полностью
отсутствует; при попытке рассказать о
каком либо событии они способны назвать
лишь отдельные слова или 1-2 сильно искаженных
предложения. Основной контингент дошкольников
в группах ОНР составляют дети с 2 и 3 уровнями
речевого развития. На 2 уровне речевого
развития общение осуществляется не только
с помощью жестов и несвязных слов, но
и путем употребления достаточно постоянных,
хотя и очень искаженных в фонетическом
и грамматическом отношении речевых средств.
Дети начинают пользоваться фразовой
речью и могут ответить на вопросы, беседовать
со взрослым по картинке о знакомых событиях
окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем
речевого развития связной речью практически
не владеют.
Наиболее
распространен у детей 5-6 летнего
возраста с ОНР 3 уровень речевого
развития. Дети уже пользуются развернутой
фразовой речью, но при этом отмечаются
фонетико-фонематические и лексико-грамматические
недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются
в разных видах монологической речи - описание,
пересказ, рассказы по серии картин и др.
Ограниченность
словарного запаса, отставание в овладении
грамматическим строем родного языка
затрудняют процесс развития связной
речи, переход от диалогической формы
речи к контекстной.
Дети
с ОНР, имеющие 3 уровень речевого развития,
значительно отстают от нормально развивающихся
сверстников в овладении навыками связной,
прежде всего монологической речи. У детей
с ОНР отмечаются трудности программирования
содержания развернутых высказываний
и их языкового оформления. Для их высказываний
(пересказ, различные виды рассказов) характерны:
нарушение связности и последовательности
изложения, смысловые пропуски, низкий
уровень используемой фразовой речи. В
связи с этим формирование связной монологической
речи старших дошкольников с ОНР приобретает
первостепенное значение в общем комплексе
коррекционных мероприятий. На полноценное
овладение детьми монологической речью
должна быть направлена и работа по развитию
у них лексических и грамматических языковых
навыков. О необходимости специальной
систематической работы по формированию
у детей навыков связных высказываний
свидетельствуют и данные изучения состояния
связной речи учащихся младших классов
коррекционной школы для детей с нарушениями
речи.
К
началу школьного обучения уровень
сформированности лексико-грамматических
средств языка у них значительно
отстает от нормы. Самостоятельная
связная контекстная речь у младших
школьников долгое время остается несовершенной.
Это создает детям дополнительные трудности
в процессе обучения.
Список литературы
- Барменкова,
Т. Д. Характеристика нарушений связного
речевого высказывания у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием
речи: дисс. … канд. пед. наук / Т. Д. Барменкова.
- М., 1995. – 176 с.
- Богомолова
А.И. Логопедическое пособие для занятий
с детьми. - СПб.:Библиопопис,1995. - 208с.
- Божович Л.И.
Личность и ее формирование в детском
возрасте.-М.:Педагогика,1968.-406с.
- Визель Т.Г.
Мозговая организация речевой функции
и ее нарушения // Логопед. - 2004. - № 6. - С.
4-9.
- Власенко
И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа
речевых и неречевых процессов у детей
с недоразвитие речи // Дефектология. -
1988. - № 4.
- Волкова Ю.H.
Логопедическое обследование детей с
общин недоразвитием речи: Из опыта работы
// Ребенок в детском саду. - 2003.-№4.-С.75-87.
- Выготский
Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.
- Выготский
Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. - М.: Просвещение,1983.
- Гаркуша Ю.Ф.
Опыт развития произвольного внимания
у детей с моторной алалией // Дефектология.
- 2008. - № 2.
- Голод В.М.,
Власенко И.Т. Нейропсихологическое изучение
детей // Методы выявления нарушений речи
у детей / Под ред. Г.В. Чиркиной, И.Т. Власенко.
— М., 2010.
- Горелова
И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики:
Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. —
М.: Лабиринт, 2008.
- Дефектология:
Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С.Стеланов;
Под ред. Б.П. Оузанова. - М.:Новая школа,
2006. -80с.
- Жинкин Н.
И. Язык. Речь. Интеллект // Недоразвитие
речи у дошкольников / Под ред. P.M. Беловой-Давид.
— М., 1972.
- Жинкин Н.
И. О кодовых переходах во внутренней речи
// Вопросы языкознания. – 1964. - № 6.
- Соколов
А. Н. Внутренняя речь и мышление. - М., 1968.
- Каше Г.А.
Подготовка к школе детей с недостатками
речи. —
М., 2005.
- Конюшкова
Е.П., Ястребова А.В. Логопедическая работа
с учащимися общеобразовательной школы,
имеющими нарушения речи // Дефектология.
- 2004. - № 4. - С. 43-48.
- Коррекционная
педагогика: Основы обучения и воспитания
детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов,
В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова;
Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский
центр «Академия», 2008.
- Лапшин В.А.,
Пузанов Б.П. Основы дефектологии.-М.:Педагогика,2010.-224с.
- Левина P.Е.
Опыт изучения неговорящих детей (алаликов).
— М.: Учпедгиз, 1959.
- Левина Р.Е.
Принцип анализа речевых на рушений у
детей: Труды 2-й научной сессии по дефектологии.—
М., 1959.
- Левина Р.Е.,
Никашана Н.А. Характеристика общего недоразвития
речи у детей // Основы теории и практики
логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной.- М., 2003.
- Логопедия:
Учеб. для студентов дефектол. фак. пед.
вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.
- 3-е изд. перераб. и доп. - М.:Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС,2008. -680с.
- Логопедия:
Учеб. пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева,
Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой.
— М.: Просвещение, 2009.
- Лурия А.
Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. —
М., 1927.
- Львов М.Р.
Речевое развитие человека // Начальная
школа.-2000.-№6.-С.98-105.
- Основы теории
и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной.
- М., 1968.
- Пиаже Ж.
Речь и мышление ребенка. — СПб.: Союз,
1997.
- Понятийно-терминологический
словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова.
- М., 2007.
- Правдина
О.В. Логопедия. - М., 1973.
- Психологический
словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.-2-е
изд.-М.:Педагогика-Пресс,2009.-440с.
- Расстройства
речи у детей и подростков / Под ред. О.С.Ляпидевского.
— М., 2009.
- Специальная
педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов,
Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой.
– М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Тихеева
Е.И. Развитие речи детей.-4-е изд.-М.:Просвещение,2001.-398с.
- Филичева
Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и
воспитания детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием (старшая группа детского
сада). — М., 1993.
- Филичева
Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения
у дошкольников. — М., 1993.
- Фуреева
Е.Л., Шипилова Е.М., Филиппова О.М. Нарушения
речи у школьников: коррекционно-педагогическая
работа при общем недоразвитии речи в
массовой школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Хватцев
М.Е. Логопедия. - М., 2005.
- Хрестоматия
по логопедии (извлечения и тексты): Учеб.
пособие для студентов высших и средних
специальных педагогических учебных заведений:
В 2-х т. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И.
Селиверстова. - М.: Гуманит.-изд. центр
ВЛАДОС, 2007.
- Цветкова
Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление
интеллектуальной деятельности. - М.: Просвещение,
2006.
Приложение
Варианты
пересечения психолого-педагогической
и клинико-педагогической классификации
речевых нарушений у детей
Психолого-педагогическая
классификация |
Клинико-педагогическая
классификация |
ФНР |
Дислалия, дизартрия,
стертая форма дизартрии, ринодалия |
НПОЗ |
|
ФФНР |
Дислалия, дизартрия,
стертая форма дизартрии, ринолалия |
ЛГНР |
Задержка речевого
развития, задержка психического развития,
выход из алалии |
ОНР |
Алалия, дизартрия,
стертая форма дизартрии, задержка
речевого развития, задержка психического
развития |
НОНР |
|
Нарушение
темпа и ритма речи |
Тахилалия, брадилалия,
заикание |