1 
уровень речевого развития  характеризуется 
полным или почти полным отсутствием средств 
общения у детей с ОНР в том возрасте, когда 
у нормально развивающегося ребенка навыки 
речевого общения в основном сформированы. 
Фразовая речь у таких детей почти полностью 
отсутствует; при попытке рассказать о 
каком либо событии они способны назвать 
лишь отдельные слова или 1-2 сильно искаженных 
предложения. Основной контингент дошкольников 
в группах ОНР составляют дети с 2 и 3 уровнями 
речевого развития. На 2 уровне речевого 
развития общение осуществляется не только 
с помощью жестов и несвязных слов, но 
и путем употребления достаточно постоянных, 
хотя и очень искаженных в фонетическом 
и грамматическом отношении речевых средств. 
Дети начинают пользоваться фразовой 
речью и могут ответить на вопросы, беседовать 
со взрослым по картинке о знакомых событиях 
окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем 
речевого развития связной речью практически 
не владеют.
    Наиболее 
распространен у детей 5-6 летнего 
возраста с ОНР 3 уровень речевого 
развития. Дети уже пользуются развернутой 
фразовой речью, но при этом отмечаются 
фонетико-фонематические и лексико-грамматические 
недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются 
в разных видах монологической речи - описание, 
пересказ, рассказы по серии картин и др.
    Ограниченность 
словарного запаса, отставание в овладении 
грамматическим строем родного языка 
затрудняют процесс развития связной 
речи, переход от диалогической формы 
речи к контекстной.
    Дети 
с ОНР, имеющие 3 уровень речевого развития, 
значительно отстают от нормально развивающихся 
сверстников в овладении навыками связной, 
прежде всего монологической речи. У детей 
с ОНР отмечаются трудности программирования 
содержания развернутых высказываний 
и их языкового оформления. Для их высказываний 
(пересказ, различные виды рассказов) характерны: 
нарушение связности и последовательности 
изложения, смысловые пропуски, низкий 
уровень используемой фразовой речи. В 
связи с этим формирование связной монологической 
речи старших дошкольников с ОНР приобретает 
первостепенное значение в общем комплексе 
коррекционных мероприятий. На полноценное 
овладение детьми монологической речью 
должна быть направлена и работа по развитию 
у них лексических и грамматических языковых 
навыков. О необходимости специальной 
систематической работы по формированию 
у детей навыков связных высказываний 
свидетельствуют и данные изучения состояния 
связной речи учащихся младших классов 
коррекционной школы для детей с нарушениями 
речи. 
    К 
началу школьного обучения уровень 
сформированности лексико-грамматических 
средств языка у них значительно 
отстает от нормы. Самостоятельная 
связная контекстная речь у младших 
школьников долгое время остается несовершенной. 
Это создает детям дополнительные трудности 
в процессе обучения.
 
Список литературы
 
  - Барменкова, 
  Т. Д. Характеристика нарушений связного 
  речевого высказывания у детей дошкольного 
  возраста с общим недоразвитием 
  речи: дисс. … канд. пед. наук / Т. Д. Барменкова. 
  - М., 1995. – 176 с.
 
  - Богомолова 
  А.И. Логопедическое пособие для занятий 
  с детьми. - СПб.:Библиопопис,1995. - 208с.
 
  - Божович Л.И. 
  Личность и ее формирование в детском 
  возрасте.-М.:Педагогика,1968.-406с.
 
  - Визель Т.Г. 
  Мозговая организация речевой функции 
  и ее нарушения // Логопед. - 2004. - № 6. - С. 
  4-9.
 
  - Власенко 
  И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа 
  речевых и неречевых процессов у детей 
  с недоразвитие речи // Дефектология. - 
  1988. - № 4. 
  - Волкова Ю.H. 
  Логопедическое обследование детей с 
  общин недоразвитием речи: Из опыта работы 
  // Ребенок в детском саду. - 2003.-№4.-С.75-87.
 
  - Выготский 
  Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.
 
  - Выготский 
  Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. - М.: Просвещение,1983.
 
  - Гаркуша Ю.Ф. 
  Опыт развития произвольного внимания 
  у детей с моторной алалией // Дефектология. 
  - 2008. - № 2.
 
  - Голод В.М., 
  Власенко И.Т. Нейропсихологическое изучение 
  детей // Методы выявления нарушений речи 
  у детей / Под ред. Г.В. Чиркиной, И.Т. Власенко. 
  — М., 2010.
 
  - Горелова 
  И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: 
  Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — 
  М.: Лабиринт, 2008.
 
  - Дефектология: 
  Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С.Стеланов; 
  Под ред. Б.П. Оузанова. - М.:Новая школа, 
  2006. -80с.
 
  - Жинкин Н. 
  И. Язык. Речь. Интеллект // Недоразвитие 
  речи у дошкольников / Под ред. P.M. Беловой-Давид. 
  — М., 1972.
 
  - Жинкин Н. 
  И. О кодовых переходах во внутренней речи 
  // Вопросы языкознания. – 1964. - № 6. 
 
  - Соколов 
  А. Н. Внутренняя речь и мышление. - М., 1968.
 
  - Каше Г.А. 
  Подготовка к школе детей с недостатками 
  речи. — 
  М., 2005. 
  - Конюшкова 
  Е.П., Ястребова А.В. Логопедическая работа 
  с учащимися общеобразовательной школы, 
  имеющими нарушения речи // Дефектология. 
  - 2004. - № 4. - С. 43-48.
 
  - Коррекционная 
  педагогика: Основы обучения и воспитания 
  детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, 
  В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; 
  Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский 
  центр «Академия», 2008.  
 
  - Лапшин В.А., 
  Пузанов Б.П. Основы дефектологии.-М.:Педагогика,2010.-224с.
 
  - Левина P.Е. 
  Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). 
  — М.: Учпедгиз, 1959.
 
  - Левина Р.Е. 
  Принцип анализа речевых на рушений у 
  детей: Труды 2-й научной сессии по дефектологии.— 
  М., 1959.
 
  - Левина Р.Е., 
  Никашана Н.А. Характеристика общего недоразвития 
  речи у детей // Основы теории и практики 
  логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной.- М., 2003.
 
  - Логопедия: 
  Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. 
  вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. 
  - 3-е изд. перераб. и доп. - М.:Гуманит. изд. 
  центр ВЛАДОС,2008. -680с.
 
  - Логопедия: 
  Учеб. пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, 
  Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. 
  — М.: Просвещение, 2009.
 
  - Лурия А. 
  Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — 
  М., 1927. 
 
  - Львов М.Р. 
  Речевое развитие человека // Начальная 
  школа.-2000.-№6.-С.98-105.
 
  - Основы теории 
  и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. 
  - М., 1968.
 
  - Пиаже Ж. 
  Речь и мышление ребенка. — СПб.: Союз, 
  1997.
 
  - Понятийно-терминологический 
  словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. 
  - М., 2007.
 
  - Правдина 
  О.В. Логопедия. - М., 1973.
 
  - Психологический 
  словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.-2-е 
  изд.-М.:Педагогика-Пресс,2009.-440с.
 
  - Расстройства 
  речи у детей и подростков / Под ред. О.С.Ляпидевского. 
  — М., 2009.
 
  - Специальная 
  педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, 
  Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. 
  – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
 
  - Тихеева 
  Е.И. Развитие речи детей.-4-е изд.-М.:Просвещение,2001.-398с.
 
  - Филичева  
  Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и 
  воспитания детей с фонетико-фонематическим 
  недоразвитием (старшая группа детского 
  сада). — М., 1993.
 
  - Филичева 
  Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения 
  у дошкольников. — М., 1993.
 
  - Фуреева 
  Е.Л., Шипилова Е.М., Филиппова О.М. Нарушения 
  речи у школьников: коррекционно-педагогическая 
  работа при общем недоразвитии речи в 
  массовой школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
 
  - Хватцев 
  М.Е. Логопедия. - М., 2005.
 
  - Хрестоматия 
  по логопедии (извлечения и тексты): Учеб. 
  пособие для студентов высших и средних 
  специальных педагогических учебных заведений: 
  В 2-х т. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. 
  Селиверстова. - М.: Гуманит.-изд. центр 
  ВЛАДОС, 2007.
 
  - Цветкова 
  Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление 
  интеллектуальной деятельности. - М.: Просвещение, 
  2006.
 
 
Приложение
 
Варианты 
пересечения психолого-педагогической 
и клинико-педагогической классификации 
речевых нарушений у детей 
| Психолого-педагогическая 
  классификация | 
  Клинико-педагогическая 
  классификация | 
| ФНР | 
  Дислалия, дизартрия, 
  стертая форма дизартрии, ринодалия | 
| НПОЗ | 
      | 
| ФФНР | 
  Дислалия, дизартрия, 
  стертая форма дизартрии, ринолалия | 
| ЛГНР | 
  Задержка речевого 
  развития, задержка психического развития, 
  выход из алалии | 
| ОНР | 
  Алалия, дизартрия, 
  стертая форма дизартрии, задержка 
  речевого развития, задержка психического 
  развития | 
| НОНР | 
    | 
| Нарушение 
  темпа и ритма речи | 
  Тахилалия, брадилалия, 
  заикание |