Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать видение проблемы развития детей с речевыми нарушениями в современной психолого-педагогической литературе.
Задачи работы:
1) раскрыть понимание речи, ее роли, значения и функций в научной литературе,
2) дать определение речевым нарушениям,

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения психолого-педагогической характеристики детей с речевыми нарушениями 3
1.1. Понимание речи, ее значения и функций в научной литературе 6
1.2. Речевые нарушения и их причины 6
1.3. Типология нарушений: теоретический и клинический подход 9
1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями 11
Выводы по первой главе 14
Заключение 14
Список литературы 14
Приложение 14

Работа содержит 1 файл

ПсихПедРечевНарушен.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

    1 уровень речевого развития  характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или 1-2 сильно искаженных предложения. Основной контингент дошкольников в группах ОНР составляют дети с 2 и 3 уровнями речевого развития. На 2 уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.

    Наиболее  распространен у детей 5-6 летнего  возраста с ОНР 3 уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой  фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи - описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.

    Ограниченность  словарного запаса, отставание в овладении  грамматическим строем родного языка  затрудняют процесс развития связной  речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.

    Дети с ОНР, имеющие 3 уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических языковых навыков. О необходимости специальной систематической работы по формированию у детей навыков связных высказываний свидетельствуют и данные изучения состояния связной речи учащихся младших классов коррекционной школы для детей с нарушениями речи.

    К началу школьного обучения уровень  сформированности лексико-грамматических средств языка у них значительно  отстает от нормы. Самостоятельная  связная контекстная речь у младших  школьников долгое время остается несовершенной. Это создает детям дополнительные трудности в процессе обучения.

 

Список литературы

 
  1. Барменкова, Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи: дисс. … канд. пед. наук / Т. Д. Барменкова. - М., 1995. – 176 с.
  2. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб.:Библиопопис,1995. - 208с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.:Педагогика,1968.-406с.
  4. Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения // Логопед. - 2004. - № 6. - С. 4-9.
  5. Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитие речи // Дефектология. - 
    1988. - № 4.
  6. Волкова Ю.H. Логопедическое обследование детей с общин недоразвитием речи: Из опыта работы // Ребенок в детском саду. - 2003.-№4.-С.75-87.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. - М.: Просвещение,1983.
  9. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией // Дефектология. - 2008. - № 2.
  10. Голод В.М., Власенко И.Т. Нейропсихологическое изучение детей // Методы выявления нарушений речи у детей / Под ред. Г.В. Чиркиной, И.Т. Власенко. — М., 2010.
  11. Горелова И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Лабиринт, 2008.
  12. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С.Стеланов; Под ред. Б.П. Оузанова. - М.:Новая школа, 2006. -80с.
  13. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Интеллект // Недоразвитие речи у дошкольников / Под ред. P.M. Беловой-Давид. — М., 1972.
  14. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. – 1964. - № 6.
  15. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. - М., 1968.
  16. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — 
    М., 2005.
  17. Конюшкова Е.П., Ястребова А.В. Логопедическая работа с учащимися общеобразовательной школы, имеющими нарушения речи // Дефектология. - 2004. - № 4. - С. 43-48.
  18. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 
  19. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.-М.:Педагогика,2010.-224с.
  20. Левина P.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). — М.: Учпедгиз, 1959.
  21. Левина Р.Е. Принцип анализа речевых на рушений у детей: Труды 2-й научной сессии по дефектологии.— М., 1959.
  22. Левина Р.Е., Никашана Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной.- М., 2003.
  23. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008. -680с.
  24. Логопедия: Учеб. пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. — М.: Просвещение, 2009.
  25. Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927.
  26. Львов М.Р. Речевое развитие человека // Начальная школа.-2000.-№6.-С.98-105.
  27. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.
  28. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб.: Союз, 1997.
  29. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 2007.
  30. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973.
  31. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.-2-е изд.-М.:Педагогика-Пресс,2009.-440с.
  32. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. О.С.Ляпидевского. — М., 2009.
  33. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  34. Тихеева Е.И. Развитие речи детей.-4-е изд.-М.:Просвещение,2001.-398с.
  35. Филичева  Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). — М., 1993.
  36. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. — М., 1993.
  37. Фуреева Е.Л., Шипилова Е.М., Филиппова О.М. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  38. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 2005.
  39. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учеб. пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2-х т. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  40. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. - М.: Просвещение, 2006.

 

Приложение

 

Варианты  пересечения психолого-педагогической и клинико-педагогической классификации  речевых нарушений у детей 

Психолого-педагогическая классификация Клинико-педагогическая классификация
ФНР Дислалия, дизартрия, стертая форма дизартрии, ринодалия
НПОЗ  
 
ФФНР Дислалия, дизартрия, стертая форма дизартрии, ринолалия
ЛГНР Задержка речевого развития, задержка психического развития, выход из алалии
ОНР Алалия, дизартрия, стертая форма дизартрии, задержка речевого развития, задержка психического развития
НОНР  
Нарушение темпа и ритма речи Тахилалия, брадилалия, заикание


Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями