Вопрос №8 Понятие
о принципах обучения. Характеристика
принципов обучения (3-4 по выбору).
Принципы
обучения (от лат. «основа») – исходные
теоретические положения, определяющие
деятельность учителя и характер познавательной
деятельности учащихся.
Принципы выполняют нормативную
функцию. Они не просто советуют или
подсказывают учителю, как ему действовать,
а требуют полного выполнения
всего предусмотренного ими комплекса
педагогических действий. Учитель, который
нарушает проверенные веками требования
принципов, никогда не достигнет высокого
качества обучения и педагогического
мастерства.
В различных дидактических
системах, ставящих перед собой различные
цели, действуют и разные принципы
обучения. В современной гуманистической
дидактике принципы обучения объединены
вокруг главного принципа природосообразности.
Общепринятыми в отечественной педагогике
считаются следующие принципы:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип научности;
- принцип сознательности и активности обучения;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности обучения;
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- принцип прочности результатов обучения
- принцип связи обучения с жизнью, с практикой;
- принцип наглядности;
- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Впервые систему
принципов обучения разработал Ян Амос
Коменский. Он их назвал основоположениями,
на которых должен строиться учебный процесс.
Рассматривая человека как часть вселенной,
он заметил, что принципы обучения можно
вывести из общих законов природы и жизни
людей. Обучение как одна из сторон развития
человека подчиняется этим общим законам.
Эта идея получила название «природосообразность
обучения».
Определённый вклад в
разработку принципов обучения внёс И.Г.Песталоцци.
Он обосновал принцип наглядности обучения.
Если Коменский рассматривал наглядность
как средство усвоения учебного материала,
то Песталоцци характеризует наглядность
как средство развития логического мышления.
Большой вклад в разработку принципов
обучения внёс К.Д.Ушинский,
дал принципам глубокое психологическое
обоснование. Они вошли в отечественную
педагогику, получив новое философское
обоснование и научное содержание.
Требования принципов
педагогики реализуются через систему
правил. Правило – это описание
педагогической деятельности в конкретных
условиях для достижения определённой
цели. Правила обучения являются переходным
звеном от теории к практике.
Принцип доступности
Доступным для ребёнка
является лишь то, что соответствует
его уровню мышления, объёму накопленных
знаний, умений и способов мышления.
Известны классические правила,
практически реализующие принцип
доступности, сформулированные ещё
Я.А.Коменским: от лёгкого к трудному, от
известного к неизвестному, от простого
к сложному. Теория и практика современного
обучения расширяют перечень обязательных
для реализации правил доступного обучения.
- Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учеников, опираясь на их возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт детей, их интересы, особенности развития.
- Учебный процесс ведите в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у слабых и средних.
- При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учеников, а при закреплении – средних и слабых.
- Доступность зависит от ясности изложения и речи учителя: чётко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, приводя яркие примеры, факты из жизни и литературы.
- Не увеличивайте длительность своих монологов: тонко чувствуйте, что необходимо объяснить. А что дети сообразят самостоятельно.
- На первом этапе обучения используйте не весь объём знаний, а лишь основное, чтобы школьники усвоили основательно главное, затем при закреплении вводите новые примеры, факты.
- Доступность не означает лёгкости обучения. Функция учителя состоит не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учеников, а в том, чтобы помочь, направить, раскрыть непонятное через понятное.
Принцип прочности
В данном принципе закреплены
закономерности:
- Прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения школьников к данному материалу, обучению, учителю.
- Прочность усвоения знаний обуславливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения.
- Память учеников имеет избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
Правила реализации
принципа прочности обучения:
- В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учеников, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
- Частота повторения должна соответствовать ходу кривой забывания. Наибольшее число повторений требуется сразу же после ознакомления учеников с новым материалом, т.е. в момент максимальной потери информации, после чего количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезнуть полностью.
- Приучайте каждого работать в соответствии с его возможностями, но в то же время – в полную силу. Боритесь с ленью, формируйте оптимальный темпоритм деятельности.
- Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важных качеств: интереса и положительного отношения к нему.
- Развивайте память учеников: учите их пользоваться различными мнемотехническими приёмами, облегчающими запоминание.
- Не следует повторять изученное по той же схеме, что и само изучение: предоставьте возможность ученикам рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.
- Для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры.
- Во время изучения нового всегда связывайте его с ранее пройденным, повторяйте старое в новом.
- Перед упражнением чётко укажите, что и как надо делать, какие требования будут предъявлены к результатам работы; проведите пробные упражнения.
- Не давайте лёгких и однообразных видов работы: они мало развивают и быстро утомляют. Упражнения подбирайте так, чтобы они имели смысл.
Принцип систематичности
и последовательности в обучении
Принцип опирается на следующие
научные положения: ученик только
тогда обладает настоящими и действенными
знаниями, когда в его мозгу отражается
чёткая картина окружающего мира.
Процесс обучения, состоящий
из отдельных шагов, протекает тем
успешнее и приносит тем большие
результаты, чем меньше в нём перерывов,
нарушений последовательности, неуправляемых
моментов.
Если систематически не упражнять
навыков, то они утрачиваются.
Если не соблюдать системы
и последовательности в обучении,
то процесс обучения учеников замедляется.
В практической деятельности
принцип систематичности и последовательности
обучения реализуется путём соблюдения
многих правил, важными среди которых
являются следующие:
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение школьниками системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершённые части (шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому детей.
- Постоянно используйте на уроке межпредметные связи.
- Используйте достижения методики обучения: составляйте со своими учениками опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.
- Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее изученное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.
- Чаще раскрывайте перед учениками перспективы их обучения.
- В конце раздела, курса обязательно проводите уроки обобщения и систематизации.
- Помните, что сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без неё с большим трудом.
- Не забывайте совета Я.А.Коменского: всё должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы всё сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу завтрашнему.
Принцип сознательности
и активности в обучении
В основе данного принципа
лежат установленные наукой закономерные
положения: сущность образования
составляют глубоко и самостоятельно
осмысленные знания, приобретаемые путём
интенсивного напряжения собственной
мысли.
Сознательное усвоение знаний
зависит от ряда условий и факторов:
- мотивов обучения;
- уровня и характера познавательной активности учеников;
- организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью;
- применяемых учителем методов, средств обучения и т.д.
Собственная познавательная
активность школьника является важным
фактором обучения и оказывает решающее
влияние на темп, глубину и прочность
овладения учебным материалом.
Практически
принцип сознательности и активности
обучения осуществляется путём соблюдения
ряда важных правил обучения.
- Ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения.
- Обучая, используйте все виды и формы познавательной деятельности, объединяйте анализ с синтезом, индукцию с дедукцией, сопоставление с противопоставлением, чаще применяйте аналогию.
- Используйте силу взаимообучения учеников. Обеспечивайте надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, воспринимается лучше и легче, чем объяснение учителя, а потому не объясняйте того, что могут объяснить в классе сильные ученики.
- То, что ученикам неизвестно, л<span class="Normal__Char" style="