Происхождение воспитания. Исторический характер воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

Педагогика- это наука о воспитании. Свое название педагогика получила от греческого слова « пейдагогос», что означает детовотство.
Воспитание возникло тогда, когда возникло человеческое общество. По мнению некоторых зарубежных педагогов, зародыш воспитания надо искать в мире животных. Наблюдая жизнь разных животных, натуралисты столкнулись с явлением похожим на воспитание в человеческом обществе (медведица, волчица).
Опирался на эти и аналогичные факты фр. социолог Шарль Лижурно. Он настолько сближал воспитание в человеческом обществе и в мире животных, что пришел к их полному отождествлению. Однако существенное отличие заключается в том, что животное в лучшем случае собирает, в то время как человек производит.

Работа содержит 1 файл

ПЕДАГОГИКА60.docx

— 220.49 Кб (Скачать)

Методы обучения

Формы организации  обучения

К основным вопросам, которые разрабатывает  дидактика, относятся следующие:

  • Исследование научно-педагогических основ содержания образования;
  • Раскрытие сущности, закономерностей и принципов обучения;
  • Освещение закономерностей учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • Развитие методов обучения;
  • Совершенствование и обновление организационных форм учебной работы.

Задачи  дидактики состоят в том, чтобы

  1. Описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;
  2. Разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии и др.

Существуют  частные дидактики, или предметные методики. Они исследуют специфические особенности обучения по отдельным учебным предметам или уровню образования (методика начального обучения, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет основу частных дидактик, базируясь в тоже время на результатах их исследований. Дидактика и частные методики развиваются в тесной связи между собой и обогащают друг друга.

Наряду с другими отраслями  педагогики дидактика постоянно развивается. С одной стороны она анализирует и обобщает реальный опыт учителей, имеющих заметные успехи в учебной работе. С другой – она экспериментирует, выдвигает новые подходы в разных направлениях дидактики. Например, компьютеризация обучения, исследование проблем развивающего обучения в разных вариантах и др. Всё это обогащает дидактику.  Дидактика одновременно наука и теоретическая, и прикладная. Она имеет связь с другими науками: психологией, социологией, историей педагогики и др.

 

 

Вопрос №6 Общее  понятие о процессе обучения. Структура  процесса обучения.

    Чтобы  обеспечить  для личности соответствующее  современным требованиям образование,  нужно хорошо ее обучать, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс.  

«Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя  и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся» (Ильина, Т.А.)

     «Обучение  - упорядоченное взаимодействие  педагога с учащимися, направленное  на достижение поставленной цели»  (Подласый, И.П.)

     «Обучение  - это целенаправленный, систематический  процесс взаимосвязанной деятельности  учителя и учащегося (преподавание + учение), направленный на формирование  у школьников  системы знани , умений, навыков и развитие их способностей» (Тихонов Л.Н.)

       Таким  образом, обучение - это целенаправленный, заранее спланированное общение, в результате которого происходит  развитие, образование и воспитание личности.

    Процесс обучения - это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию спосоностей, вырыботке взглядов.

       Обучение  всегда носит конкретно-исторический  характер. Каждой исторической эпохе  свойственен свой характер обучения (цели, содержание, методика.) Процесс обучения характеризуется такими  параметрами (признаками), как целостность (единство преподавания умения, взаимосвязь трех функций), системность (обучение является  по своей  сути системой , которая содержит множество компонентов: цель, ученую информацию, формы деятельности, способы осуществления педагогического руководства), комплектность (согласование процессов оучения, воспитания и развития, оптимальное соотношение знаний, умений навыков).

   Современная дидактика рассматривает процесс обучения  как двусторонний: обучение (сотрудничество) = преподавание (деятельность педагога) + учение (деятельность учеников).

   В  педагогической литературе  выделяют  следующие задачи обучения:

  • Стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.
  • Организация их познавательной деятельности по овладению научными ЗУНами.
  • Развитие мышления, творческих способностей  и дарований.
  • Выработка научного мироззрения и нравственно-эстетической культуры.
  • Совершенствование  учебных умений и навыков.
  • Формирование умения самостоятельно углублять  свои знания (самообразование), учить  учиться и др.

       Наибольшее  признание  в отечественной  дидактике получила следующая модель процесса обучения:

Цель обучения—преподавание—(содержание, методы, средства, формы)—учение—результаты обучения.

     И.П. Пидкасистый представляет внешнюю структуру процесса обучения, которая выглядит следующим образом: социальный заказ школе (стратегические цели) — потребности учителя, потребности учеников — они формируют цели обучения — характер деятельности учителя—содержание образования — методы, средства, формы обучения — характер деятельности ученика — результат (образованность, уровень развития, уровень общей культуры).

     Несмотря на  разницу в подходах, нетрудно  заметить, что в структуре   процесса обучения  выделяют постоянные  и переменные составляющие. В качестве  постоянных составляющих выступают деятельность учителя (преподавание), деятельность ученика (учение), цель и результат процесса  обучения.  Переменными сорставлящими являются содержание, методы, средства и формы процесса обучения. Связь переменных компонентов с системообразующими зависит от цели  обучения  и его результата. Вместе  все компоненты образуют единство и целостность.

    Внутренняя структура процесса  обучения включает в себя  следующие  компоненты:

  1. Целевой (определение и осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности).
  2. Потребностно-мотивационный (формирование потребности в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся).
  3. Содержательный (определение содержания  материала, подлежащего усвоению учащимися).
  4. Деятельностно-операционный (овладение учебным материалом пол руководством учителя, ученик самостоятельно «открывает» имеющиеся в науке знания).
  5. Эмоционально-волевой (придание ученой деятельности учащегося эмоционально-положительного характера)
  6. Контрольно-регулировочный  (связан с учетом индивидуальных  особенностей и побуждением учащихся к самоконтролю);
  7. Оценочно-результативный (оценка и самооценка результатов учебной деятельности; рефлексия).

        Такова  сущностная характеристика процесса  обучения и его важнейших структурных  компонентов.

 

Вопрос №7 Функции  обучения и этапы овладения знаниями.

Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в  данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает  наше представления о нем и  позволяет сделать его более  эффективным. Понятие “функция”  близко к понятию “задача обучения”. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.

Дидактика выделяет три функции процесса обучения:

           Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании “абстрактного” знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено на ряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных.

Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии.

Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа).

К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.

Анализ образовательной  функции обучения естественно ведет  к выделению и описанию тесно  связанной с ней развивающей  функции.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследования установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивает благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности.

Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика,

Процесс обучения носит также  и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (среда, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом.

Воспитательная  функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельности учеников.

Этапы овладения знаниями

     1.Восприятие учащимися изучаемого материала. Овладение изучаемым материалом начинается с его восприятия. Сущность этого познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т.е. слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных ощущений, воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений.  
     2.Осмысление изучаемого материала - означает работу мысли.  
Процесс осмысления изучаемого материала отличается большой сложностью. Организация познавательной деятельности учащихся по восприятию изучаемых предметов и явлений в их натуральном виде или с помощью наглядных пособий имеет весьма существенное значение для осмысления изучаемого материала. Чем больше в сознании учащихся образовано представлений, чем они четче и ярче, тем больше имеется материала для “работы” мысли.  
      Этот процесс включает в себя следующие мыслительные операции: а) анализ воспринятых свойств и признаков изучаемых предметов и явлений,  б) логическую группировку существенных и несущественных признаков и свойств изучаемых предметов и явлений, в) “мысленное” постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов явлений и формулирование обобщающих выводов, понятий, законов, г) проверку обоснованности, истинности сделанных выводов.  
В конечном итоге результатом осмысления учащимися изучаемого материала являются его понимание, осознание причин и следствий познаваемых предметов, явлений, процессов и формирование понятий.  
       Но результатом осмысления изучаемого материала является не только его понимание. В процессе его у учащихся формируется умение сравнивать и анализировать изучаемые явления, вычленять их существенные и несущественные признаки, а также способность к рассуждениям, к выдвижению гипотез и теоретическим обобщениям, т.е. происходит умственное развитие. Кроме того, у них развиваются такие личностные качества, как любознательность, познавательная самостоятельность, формируются мировоззренческие и нравственно-эстетические взгляды и убеждения.  
         3. Познавательная деятельность по запоминанию изучаемого материала. Запоминание изучаемого материала не имеет ничего общего с его механическим зазубриванием. Наоборот, оно должно базироваться на глубоком и всестороннем осмыслении и понимании усваиваемых знаний и способствовать умственному развитию учащихся.  
       4. Применение усвоенных знаний на практике. Умения и навыки, так и творческие способности формируются и развиваются в процессе организации многократных упражнений. Например, с помощью упражнений у учащихся вырабатывается умение осмысленного чтения, грамотного письма, решения задач и примеров по математике.  

 

Информация о работе Происхождение воспитания. Исторический характер воспитания