Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:57, контрольная работа
Педагогика- это наука о воспитании. Свое название педагогика получила от греческого слова « пейдагогос», что означает детовотство.
Воспитание возникло тогда, когда возникло человеческое общество. По мнению некоторых зарубежных педагогов, зародыш воспитания надо искать в мире животных. Наблюдая жизнь разных животных, натуралисты столкнулись с явлением похожим на воспитание в человеческом обществе (медведица, волчица).
Опирался на эти и аналогичные факты фр. социолог Шарль Лижурно. Он настолько сближал воспитание в человеческом обществе и в мире животных, что пришел к их полному отождествлению. Однако существенное отличие заключается в том, что животное в лучшем случае собирает, в то время как человек производит.
Методы обучения
Формы организации обучения
К основным вопросам, которые разрабатывает дидактика, относятся следующие:
Задачи дидактики состоят в том, чтобы
Существуют частные дидактики, или предметные методики. Они исследуют специфические особенности обучения по отдельным учебным предметам или уровню образования (методика начального обучения, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет основу частных дидактик, базируясь в тоже время на результатах их исследований. Дидактика и частные методики развиваются в тесной связи между собой и обогащают друг друга.
Наряду с другими отраслями педагогики дидактика постоянно развивается. С одной стороны она анализирует и обобщает реальный опыт учителей, имеющих заметные успехи в учебной работе. С другой – она экспериментирует, выдвигает новые подходы в разных направлениях дидактики. Например, компьютеризация обучения, исследование проблем развивающего обучения в разных вариантах и др. Всё это обогащает дидактику. Дидактика одновременно наука и теоретическая, и прикладная. Она имеет связь с другими науками: психологией, социологией, историей педагогики и др.
Вопрос №6 Общее понятие о процессе обучения. Структура процесса обучения.
Чтобы обеспечить
для личности соответствующее
современным требованиям
«Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся» (Ильина, Т.А.)
«Обучение
- упорядоченное взаимодействие
педагога с учащимися,
«Обучение
- это целенаправленный, систематический
процесс взаимосвязанной
Таким образом, обучение - это целенаправленный, заранее спланированное общение, в результате которого происходит развитие, образование и воспитание личности.
Процесс обучения - это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию спосоностей, вырыботке взглядов.
Обучение
всегда носит конкретно-
Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусторонний: обучение (сотрудничество) = преподавание (деятельность педагога) + учение (деятельность учеников).
В педагогической литературе выделяют следующие задачи обучения:
Наибольшее
признание в отечественной
дидактике получила следующая м
Цель обучения—преподавание—(
И.П. Пидкасистый представляет внешнюю структуру процесса обучения, которая выглядит следующим образом: социальный заказ школе (стратегические цели) — потребности учителя, потребности учеников — они формируют цели обучения — характер деятельности учителя—содержание образования — методы, средства, формы обучения — характер деятельности ученика — результат (образованность, уровень развития, уровень общей культуры).
Несмотря на разницу в подходах, нетрудно заметить, что в структуре процесса обучения выделяют постоянные и переменные составляющие. В качестве постоянных составляющих выступают деятельность учителя (преподавание), деятельность ученика (учение), цель и результат процесса обучения. Переменными сорставлящими являются содержание, методы, средства и формы процесса обучения. Связь переменных компонентов с системообразующими зависит от цели обучения и его результата. Вместе все компоненты образуют единство и целостность.
Внутренняя структура процесса обучения включает в себя следующие компоненты:
Такова
сущностная характеристика
Вопрос №7 Функции обучения и этапы овладения знаниями.
Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представления о нем и позволяет сделать его более эффективным. Понятие “функция” близко к понятию “задача обучения”. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.
Дидактика выделяет три функции процесса обучения:
Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании “абстрактного” знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено на ряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных.
Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии.
Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа).
К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.
Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.
Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследования установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивает благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности.
Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика,
Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (среда, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом.
Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.
Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельности учеников.
Этапы овладения знаниями
|
Информация о работе Происхождение воспитания. Исторический характер воспитания