Происхождение воспитания. Исторический характер воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

Педагогика- это наука о воспитании. Свое название педагогика получила от греческого слова « пейдагогос», что означает детовотство.
Воспитание возникло тогда, когда возникло человеческое общество. По мнению некоторых зарубежных педагогов, зародыш воспитания надо искать в мире животных. Наблюдая жизнь разных животных, натуралисты столкнулись с явлением похожим на воспитание в человеческом обществе (медведица, волчица).
Опирался на эти и аналогичные факты фр. социолог Шарль Лижурно. Он настолько сближал воспитание в человеческом обществе и в мире животных, что пришел к их полному отождествлению. Однако существенное отличие заключается в том, что животное в лучшем случае собирает, в то время как человек производит.

Работа содержит 1 файл

ПЕДАГОГИКА60.docx

— 220.49 Кб (Скачать)

 

Вопрос №1. Происхождение  воспитания. Исторический характер воспитания.

Педагогика- это наука о воспитании. Свое название педагогика получила от греческого слова « пейдагогос», что означает детовотство.

Воспитание возникло тогда, когда возникло человеческое общество. По мнению некоторых зарубежных педагогов, зародыш воспитания надо искать в  мире животных. Наблюдая жизнь разных животных, натуралисты столкнулись  с явлением похожим на воспитание в человеческом обществе (медведица, волчица).

Опирался на эти и аналогичные  факты фр. социолог Шарль Лижурно. Он настолько сближал воспитание в человеческом обществе и в мире животных, что пришел к их полному отождествлению. Однако существенное отличие заключается в том, что животное в лучшем случае собирает, в то время как человек производит. В мире животных действуют инстинкты, в человеческом обществе воспитание представляет собой сознательно осуществляемую передачу подрастающему поколению социального опыта, знаний, умений и навыков.

Научное толкование происхождение  воспитания дает диалектический материализм, который рассматривает воспитание, как социальное явление присуще  только человеческому обществу.

Исходным вопросом происхождения  воспитания является труд. Изготовление самых примитивных орудий труда требовало от людей определенных знаний, умений и навыков, и передачи их подрастающему поколению – а это и есть начало воспитания.

Воспитание – целенаправленный, организованный процесс формирования личности.

В педагогике понятие «воспитание» рассматривается в широком и  узком социальном и педагогическом смыслах.

В широком  социальном смысле - это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. (Под опытом понимается всё созданное человечеством в процессе исторического развития).

В узком социальном смысле – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов, с целью формирования у него определённых знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком  педагогическом смысле – это специально – организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие коллектива воспитателей и воспитуемого, с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле – воспитание, это процесс и результат воспитательной работы, направленной на расширение конкретных воспитательных задач.

Воспитание  – это общая и вечная категория.

Общая категория  – воспитание было во всех общественно – экономических формациях.

Вечная – эта категория была, есть и будет.

Возникнув в глубокой древности  воспитание, передает с меняющим друг друга поколением социальный опыт. Чем сложнее этот опыт, тем больше его передача нуждается в специально – организованной деятельности, т.е. обучении.

Характер воспитания может  быть различным. Он зависит от того, в чьих интересах оно осуществляется. Например, в классовом обществе воспитание носит классовый характер.

Истории известно 5 общественно  – экономических формаций. Каждой формации присущ свой характер воспитания.

Первобытно  – общинный строй.

Воспитание было одинаково  для всех, лишь с некоторой дифференциацией  для мальчиков и девочек. В  период разложения этого строя нарушается равноправие, которое начинает подразделяться на умственное и физическое.

Умственное воспитание становится привилегией детей жрецов, старейшин, вождей. Простое население стало  получать трудовое воспитание.

Цель воспитания – выжить.

Рабовладельческий строй.

Воспитание носит классовый  характер.

Самыми сильными рабовладельческими государствами были Спарта и Афины, в которых сложились своеобразные системы воспитания.

Так в Спарте 9 тыс. рабовладельцев держали в повиновении 250 тыс. рабов, это и определило характер воспитания, которое было военно-физическим.

Дети рабовладельцев с 7 до 18 лет направлялись в военные  лагеря, где они закалялись в трудностях и различных физических упражнениях, развивались мужество, воинственность и выносливость.

В спартанском воспитании преобладал военный дух.

Умственное воспитание ограничивалось изучением элементов счета, письма; эстетическое – к заучиванию военных  песен, стихов, танцев.

В Спарте физическое воспитание получали и девочки.

Несколько по – иному  строилось воспитание в Афинах, где  процветала торговля, развивалось искусство, кипела политическая борьба. Вот  почему аристократы большое значение предавали  ораторскому искусству, обучению музыке, письменности и поэзии. С Юношами  проводили политические  и философские  беседы, стремились подготовить к  политической деятельности.

Вполне понятно, что ни в Спарте, ни в Афинах дети угнетенных специального образования не получали. Они овладевали только трудовыми  навыками. Удел раба – смирение и  покорность.

Феодальный  строй.

Воспитание носило богословский характер или, иначе говоря, церковно-догмастический.

Школа была преимущественно  церковной: соборная, приходская, монастырская. Лучшими считались монастырская и соборная. Если в приходской школе учили церковному пению и чтению религиозных книг, то в монастырской и соборной изучали тривиум (риторика, грамматика, диалектика) и квадривиум (арифметика, астрономия, геометрия, богословие).

В средние века на базе соборных и монастырских школ открывались  первые университеты: Болонский, Парижский, Оксфордский и другие. Преподавание велось на латинском языке.

Воспитание  в средние  века, его цели, содержание и методика отражали сословный характер феодального  общества, низкий уровень его экономического и духовного развития, не требовавшего высокой грамотности.

Капиталистический строй.

Капиталистический строй  – это классовое общество. Воспитание здесь носит двойственный характер: одна система воспитания для детей  трудящихся. Это начальная школа, проф.- тех. заведения; другая – для  детей буржуазии. Это классические гимназии, лицеи, колледжи, университеты.

Характер воспитания капиталистической  системы хорошо раскрыл Энгельс: «Если буржуазия заботится о  существовании рабочих лишь, сколько  ей это необходимо, то и образование  она дает лишь в той мере, в  какой это отвечает ее интересам».

Таким образом, в разные эпохи воспитание было разным. Оно отличалось целью, содержанием, задачами, формами и методами. В  этом смысле мы рассматриваем воспитание, как историческую категорию.

 

Вопрос №2 Основные методы научно-педагогических исследований

Педагогика как всякая наука развивается. В настоящее  время педагогические исследования осуществляются с помощью целой  системы разнообразных методов.

Методы научно-педагогических исследований – это способы получения научной информации с целью установления связей и зависимостей.

Существует два уровня педагогических исследований:

- эмпирический;

- теоретический.

 К эмпирическому уровню  относятся такие исследования  как наблюдение, изучение документации и результатов деятельности, изучение творчества учащихся, беседы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.

К теоретическому  - моделирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Научное наблюдение – это специально организованное, более или менее длительное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Это наиболее доступный и распространенный метод в этой группе. Научное наблюдение отличается от обычного. Главное отличие заключается в следующем:

  1. Выделяются задачи.
  2. Выделяются объекты наблюдения.
  3. Разрабатывается план наблюдения.
  4. Результаты обязательно фиксируются.
  5. Полученные данные обязательно обрабатываются (в этом и отличается наблюдение).

Для того чтобы наблюдение было объективным и результативным оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним.

Но этот метод имеет  свои недостатки:

  1. Не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений.
  2. Невозможно обеспечить объективность информации.

Более объективные результаты дает включенное наблюдение, когда исследователь является непосредственным организатором разнообразной деятельности,  а также при наблюдении использует ТСО: видеозапись, звукозапись.

Изучение документации и ученического творчества (журнал, тетради, рисунки, протоколы собраний, расписание учебных занятий, календарное планирование, личные дела и др.).

Изучение данных материалов дает знание о состоянии здоровья и успеваемости ученика, системно ли проходит опрос учащихся, насколько  дифференцированно подходит к опросу учеников, грамотно ли составлено расписание и как это влияет на работоспособность  детей. Этот метод следует сочетать с другими методами педагогических исследований.

К ученическому творчеству относятся: поделки, рисунки, домашние работы, рефераты и др. Изучение этих материалов дает исследователю очень многое (насколько развиты психологические процессы: память, мышление, воображение, какой психологический климат в семье и др.). Ведь даже древние говорили, что творение указывает на творца.

Беседа – это сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он используется как дополнительный  для получения необходимых уточнений и разъяснений.

Чтобы результаты беседы были объективны необходимо:

  1. Наличие плана беседы.
  2. Обсуждение вопроса с различных позиций.
  3. Постановка вопросов в удобной для собеседника форме.
  4. Умение использовать ситуацию.
  5. Вход беседы с согласия собеседника может записываться.

Разновидностью беседы является интервьюирование. Этот  метод пришел из социологии. Исследователь заранее  подготавливает вопросы.

Также к социологическим  методам исследования относятся анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами, письменные ответы на специально подготовленные вопросы, с дальнейшей их обработкой. Таким образом, можно сравнительно быстро изучить проблему и опросить большое количество учащихся.

Рейтинг (оценивание) – испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности. Близким к нему является метод компетентных оценок. Суть его состоит в том, что оценка поведения, характера и других качеств учащихся дается компетентными лицами (учителями, администрацией школы и др.) На основании этой оценки исследователь делает соответствующие выводы.

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Педагогический  эксперимент – строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор сам наблюдает процесс, который сам целенаправленно и планомерно осуществляет.

Педагогический эксперимент  может охватывать группу учеников, класс, школу. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

Данный метод  требует:

  1. Выдвижение гипотезы.
  2. Детальную разработку исследуемого вопроса.
  3. Составление плана и строгое его соблюдение.
  4. Точную фиксацию результатов и формулировку выводов.

По месту проведения эксперимент  может быть естественный (без нарушения учебно-воспитательного процесса) и лабораторный. По цели различают констатирующий, проверочный, формирующий эксперименты.

Моделирование – это имитирование реально существующей педагогической системы путем создания реальной модели.

Изучение передового педагогического опыта – изучение и теоретическое осмысление практики работы лучших школ и учителей. К.Д.Ушинский отмечал, что для педагогической науки практический опыт имеет значение лишь тогда, когда из него выводится теоретическая мысль, или обобщенное методическое положение.

Информация о работе Происхождение воспитания. Исторический характер воспитания