Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:57, контрольная работа
Педагогика- это наука о воспитании. Свое название педагогика получила от греческого слова « пейдагогос», что означает детовотство.
Воспитание возникло тогда, когда возникло человеческое общество. По мнению некоторых зарубежных педагогов, зародыш воспитания надо искать в мире животных. Наблюдая жизнь разных животных, натуралисты столкнулись с явлением похожим на воспитание в человеческом обществе (медведица, волчица).
Опирался на эти и аналогичные факты фр. социолог Шарль Лижурно. Он настолько сближал воспитание в человеческом обществе и в мире животных, что пришел к их полному отождествлению. Однако существенное отличие заключается в том, что животное в лучшем случае собирает, в то время как человек производит.
Вопрос №1. Происхождение воспитания. Исторический характер воспитания.
Педагогика- это наука о воспитании. Свое название педагогика получила от греческого слова « пейдагогос», что означает детовотство.
Воспитание возникло тогда, когда возникло человеческое общество. По мнению некоторых зарубежных педагогов, зародыш воспитания надо искать в мире животных. Наблюдая жизнь разных животных, натуралисты столкнулись с явлением похожим на воспитание в человеческом обществе (медведица, волчица).
Опирался на эти и аналогичные факты фр. социолог Шарль Лижурно. Он настолько сближал воспитание в человеческом обществе и в мире животных, что пришел к их полному отождествлению. Однако существенное отличие заключается в том, что животное в лучшем случае собирает, в то время как человек производит. В мире животных действуют инстинкты, в человеческом обществе воспитание представляет собой сознательно осуществляемую передачу подрастающему поколению социального опыта, знаний, умений и навыков.
Научное толкование происхождение
воспитания дает диалектический материализм,
который рассматривает
Исходным вопросом происхождения воспитания является труд. Изготовление самых примитивных орудий труда требовало от людей определенных знаний, умений и навыков, и передачи их подрастающему поколению – а это и есть начало воспитания.
Воспитание – целенаправленный, организованный процесс формирования личности.
В педагогике понятие «воспитание» рассматривается в широком и узком социальном и педагогическом смыслах.
В широком социальном смысле - это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. (Под опытом понимается всё созданное человечеством в процессе исторического развития).
В узком социальном смысле – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов, с целью формирования у него определённых знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле – это специально – организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие коллектива воспитателей и воспитуемого, с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле – воспитание, это процесс и результат воспитательной работы, направленной на расширение конкретных воспитательных задач.
Воспитание – это общая и вечная категория.
Общая категория – воспитание было во всех общественно – экономических формациях.
Вечная – эта категория была, есть и будет.
Возникнув в глубокой древности воспитание, передает с меняющим друг друга поколением социальный опыт. Чем сложнее этот опыт, тем больше его передача нуждается в специально – организованной деятельности, т.е. обучении.
Характер воспитания может быть различным. Он зависит от того, в чьих интересах оно осуществляется. Например, в классовом обществе воспитание носит классовый характер.
Истории известно 5 общественно – экономических формаций. Каждой формации присущ свой характер воспитания.
Первобытно – общинный строй.
Воспитание было одинаково для всех, лишь с некоторой дифференциацией для мальчиков и девочек. В период разложения этого строя нарушается равноправие, которое начинает подразделяться на умственное и физическое.
Умственное воспитание становится привилегией детей жрецов, старейшин, вождей. Простое население стало получать трудовое воспитание.
Цель воспитания – выжить.
Рабовладельческий строй.
Воспитание носит классовый характер.
Самыми сильными рабовладельческими
государствами были Спарта и Афины,
в которых сложились
Так в Спарте 9 тыс. рабовладельцев держали в повиновении 250 тыс. рабов, это и определило характер воспитания, которое было военно-физическим.
Дети рабовладельцев с 7 до 18 лет направлялись в военные лагеря, где они закалялись в трудностях и различных физических упражнениях, развивались мужество, воинственность и выносливость.
В спартанском воспитании преобладал военный дух.
Умственное воспитание ограничивалось изучением элементов счета, письма; эстетическое – к заучиванию военных песен, стихов, танцев.
В Спарте физическое воспитание получали и девочки.
Несколько по – иному строилось воспитание в Афинах, где процветала торговля, развивалось искусство, кипела политическая борьба. Вот почему аристократы большое значение предавали ораторскому искусству, обучению музыке, письменности и поэзии. С Юношами проводили политические и философские беседы, стремились подготовить к политической деятельности.
Вполне понятно, что ни в Спарте, ни в Афинах дети угнетенных специального образования не получали. Они овладевали только трудовыми навыками. Удел раба – смирение и покорность.
Феодальный строй.
Воспитание носило богословский характер или, иначе говоря, церковно-догмастический.
Школа была преимущественно церковной: соборная, приходская, монастырская. Лучшими считались монастырская и соборная. Если в приходской школе учили церковному пению и чтению религиозных книг, то в монастырской и соборной изучали тривиум (риторика, грамматика, диалектика) и квадривиум (арифметика, астрономия, геометрия, богословие).
В средние века на базе соборных и монастырских школ открывались первые университеты: Болонский, Парижский, Оксфордский и другие. Преподавание велось на латинском языке.
Воспитание в средние века, его цели, содержание и методика отражали сословный характер феодального общества, низкий уровень его экономического и духовного развития, не требовавшего высокой грамотности.
Капиталистический строй.
Капиталистический строй – это классовое общество. Воспитание здесь носит двойственный характер: одна система воспитания для детей трудящихся. Это начальная школа, проф.- тех. заведения; другая – для детей буржуазии. Это классические гимназии, лицеи, колледжи, университеты.
Характер воспитания капиталистической системы хорошо раскрыл Энгельс: «Если буржуазия заботится о существовании рабочих лишь, сколько ей это необходимо, то и образование она дает лишь в той мере, в какой это отвечает ее интересам».
Таким образом, в разные эпохи воспитание было разным. Оно отличалось целью, содержанием, задачами, формами и методами. В этом смысле мы рассматриваем воспитание, как историческую категорию.
Вопрос №2 Основные методы научно-педагогических исследований
Педагогика как всякая наука развивается. В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов.
Методы научно-педагогических исследований – это способы получения научной информации с целью установления связей и зависимостей.
Существует два уровня педагогических исследований:
- эмпирический;
- теоретический.
К эмпирическому уровню относятся такие исследования как наблюдение, изучение документации и результатов деятельности, изучение творчества учащихся, беседы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
К теоретическому - моделирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Научное наблюдение – это специально организованное, более или менее длительное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Это наиболее доступный и распространенный метод в этой группе. Научное наблюдение отличается от обычного. Главное отличие заключается в следующем:
Для того чтобы наблюдение было объективным и результативным оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним.
Но этот метод имеет свои недостатки:
Более объективные результаты дает включенное наблюдение, когда исследователь является непосредственным организатором разнообразной деятельности, а также при наблюдении использует ТСО: видеозапись, звукозапись.
Изучение документации и ученического творчества (журнал, тетради, рисунки, протоколы собраний, расписание учебных занятий, календарное планирование, личные дела и др.).
Изучение данных материалов дает знание о состоянии здоровья и успеваемости ученика, системно ли проходит опрос учащихся, насколько дифференцированно подходит к опросу учеников, грамотно ли составлено расписание и как это влияет на работоспособность детей. Этот метод следует сочетать с другими методами педагогических исследований.
К ученическому творчеству относятся: поделки, рисунки, домашние работы, рефераты и др. Изучение этих материалов дает исследователю очень многое (насколько развиты психологические процессы: память, мышление, воображение, какой психологический климат в семье и др.). Ведь даже древние говорили, что творение указывает на творца.
Беседа – это сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он используется как дополнительный для получения необходимых уточнений и разъяснений.
Чтобы результаты беседы были объективны необходимо:
Разновидностью беседы является интервьюирование. Этот метод пришел из социологии. Исследователь заранее подготавливает вопросы.
Также к социологическим методам исследования относятся анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами, письменные ответы на специально подготовленные вопросы, с дальнейшей их обработкой. Таким образом, можно сравнительно быстро изучить проблему и опросить большое количество учащихся.
Рейтинг (оценивание) – испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности. Близким к нему является метод компетентных оценок. Суть его состоит в том, что оценка поведения, характера и других качеств учащихся дается компетентными лицами (учителями, администрацией школы и др.) На основании этой оценки исследователь делает соответствующие выводы.
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
Педагогический эксперимент – строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор сам наблюдает процесс, который сам целенаправленно и планомерно осуществляет.
Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.
Данный метод требует:
По месту проведения эксперимент может быть естественный (без нарушения учебно-воспитательного процесса) и лабораторный. По цели различают констатирующий, проверочный, формирующий эксперименты.
Моделирование – это имитирование реально существующей педагогической системы путем создания реальной модели.
Изучение передового педагогического опыта – изучение и теоретическое осмысление практики работы лучших школ и учителей. К.Д.Ушинский отмечал, что для педагогической науки практический опыт имеет значение лишь тогда, когда из него выводится теоретическая мысль, или обобщенное методическое положение.
Информация о работе Происхождение воспитания. Исторический характер воспитания