Происхождение воспитания. Исторический характер воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

Педагогика- это наука о воспитании. Свое название педагогика получила от греческого слова « пейдагогос», что означает детовотство.
Воспитание возникло тогда, когда возникло человеческое общество. По мнению некоторых зарубежных педагогов, зародыш воспитания надо искать в мире животных. Наблюдая жизнь разных животных, натуралисты столкнулись с явлением похожим на воспитание в человеческом обществе (медведица, волчица).
Опирался на эти и аналогичные факты фр. социолог Шарль Лижурно. Он настолько сближал воспитание в человеческом обществе и в мире животных, что пришел к их полному отождествлению. Однако существенное отличие заключается в том, что животное в лучшем случае собирает, в то время как человек производит.

Работа содержит 1 файл

ПЕДАГОГИКА60.docx

— 220.49 Кб (Скачать)

Широкую известность приобрела  инновационная деятельность таких  передовых учителей и руководителей  школ, как В.Ф. Шаталов, Н.П.Гузик, Е.Н.Ильин, В.А.Гербутов (Минск), Лысенкова и др. проявивших педагогическое мастерство в совершенствовании обучения и воспитания и стимулировавших развитие педагогической теории.

Обогащение и совершенствование  методов исследования является одним  из факторов развития педагогической науки.

 

Вопрос №3 Сущность понятий развитие, человек, личность, индивидуальность, индивид. Закономерности развития.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений аналитического строения организма, психических функций, деятельности и поведения.                         

Показателями  физического развития является изменение роста, веса, кровенного давления.

Показателями  психического развития является развитие психических процессов речи, памяти, воображение.

Показателями  социального развития является  развитие тех или иных видов деятельности (общение, трудовая, общественная, умственная).

Проблема развития человеческой личности решается в разных аспектах философией, психологией, возрастной физиологией, социологией и другими науками. Процесс развития человека взаимосвязан и с педагогикой. Педагогика изучает  не процесс развития человека и формирования его личности вообще, а выявляет и изучает эффективные условия  развития личности, её индивидуальности.

Педагогические аспекты  развития личности содержатся в трудах Я.А.Коменского, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, а также белорусских педагогов С.Будного, С.Полоцкого, К.Лыщинского и др.

В общем развитии человека наблюдаются две линии – биологическая  и социальная.

Когда рождается ребёнок, то говорят, что родился человек  как биологическое существо. Нельзя сказать, что родилась личность. Процесс  биологического созревания и изменения  человека (развитие скелета, мускулатуры, внутренних органов и систем) проявляется  в возрастных этапах его развития. Однако биологическое развитие человека тесно связано с приобретением им значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо (речь, навыки и привычки обращения с вещами, поведения в семье и на улице, трудовой деятельности). Социальные свойства и качества не являются врождёнными, а формируются у человека прижизненно. Т.о., будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств. Поэтому он рассматривается в науке как биосоциальное существо.

Человек – представитель вида Homo sapiens как биосоциальное существо, обладающее сознанием, мышлением, речью.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек.

Личность – человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; это совокупность всех качеств и свойств человека, которые он приобретает в процессе взаимоотношений с другими людьми и которые характеризуют его как члена общества.

     Личность будет тем значительнее, чем больше она отражает в своих свойствах, качествах и деятельности общественного прогресса, а также, на сколько эта личность творческая.

       Понятие человек, личность тесно связаны с понятием индивидуальность.

Индивидуальность – своеобразие психических, личностных и иных качеств и свойств индивида, то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что обусловливает специфический стиль её деятельности и поведения. Это особенности, проявляющиеся в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферах, в потребностях, интересах, способностях и т.д.

Закономерности  развития личности:

  1. Развитие личности внутренне детерминированный процесс, который определяется внутренними противоречиями, а также психофизиологическими особенностями.
  2. Развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития, особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий.
  3. Развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственностью, средой, воспитанием, собственной деятельностью человека.
  4. Развитие личности детерминировано типом ведущей деятельности. Ведущая деятельность та, которая обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии.
  5. Развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует.
  6. Воздействие различных факторов детерминируется половозрастными и индивидуальными особенностями человека.

Движущие  силы развития

Источником и  движущей силой развития человека и  формирования его личности являются противоречия (взаимодействия противоположных сторон объекта). Различают внутренние и внешние противоречия. Внутренние противоречия порождаются конфликтом противоположных сторон внутри самого человека (расхождение между возникающими новыми потребностями или требованиями к себе и достигнутым уровнем развития, т.е. между потребностями и возможностями). Внешние противоречия порождаются взаимодействием человека с окружающим миром (привычные нормы поведения и новые требования, стремление к общению со взрослыми и стремление к самостоятельности).

 

Вопрос №4 Факторы  развития личности.

Развитие – это общий процесс становления человека в физическом, психическом, интеллектуальном, духовном плане. Соответственно говорят о физическом, психическом, интеллектуальном, духовном развитии.

Установлено, что процесс  и результаты человеческого развития  обусловлены совместным взаимодействием 3-х факторов:

-    наследственность;

-    среда;

-    воспитание.

  Наследственность. Является базой для развития человека, это воспроизведение у потомков биологических сходств с родителями. По наследству передаются общечеловеческие задатки  (ходьба в вертикальном положении, строение органов и систем, голосового аппарата, наличие второй сигнальной системы). По наследству передаются и индивидуальные задатки, отличающие одного человека от другого (телосложение, цвет волос, некоторые особенности нервной системы, определённая группа крови, резус фактор). Передаются по наследству ряд болезней: гипертония, шизофрения, эпилепсия и др.

     Природные  задатки это потенциальные возможности  личности. Но не все задатки  могут превращаться в способности.  Превратиться в способности они  могут только при определенных  условиях. Эта искра, которая может  разгореться, а может и погаснуть.  Может быть раннее и позднее  проявление задатков. Например: Моцарт  написал своё произведение в  6 лет, а Вангок в 45 лет.

    С наследственностью  тесно связано такое понятие  как изменчивость. Изменчивость  изменяет то, что передано по  наследству, а наследственность  закрепляет то, что изменилось.

    Таким образом,  значение природных возможностей  ребёнка велико, но фатального  воздействия на развитие личности  не имеет.

    Среда.   Мало родится от человека, иметь высокоразвитый мозг и общечеловеческие задатки. Необходимо общение с людьми, жить в человеческом обществе.

    Выделяют природную  среду (растительный, животный мир,  климат). Природная среда влияет  на  личность, но только косвенно. Наиболее важным, определяющим является  социальная среда в развитии  ребёнка. 

    В понятие социальная  среда входит: государственный строй,  система производственных отношений,  материальные условия жизни, его  экономика, политика, идеология.  Говоря о среде, выделяют микро  и макро  среду.

   Микро среда  -  это ближайшее окружение ребёнка.

   Макро среда   -  это общественный строй.

   Среда влияет как  положительно, так и отрицательно  на развитие ребёнка. 

Но важно научиться  сопротивляться негативным проявлениям  среды. Очень важно знать позицию  ребёнка в среде.

Среда действует стихийно, неорганизованно, поэтому в развитии полагаются  только на среду, значит, не рассчитывают на успех.

Воспитание.

Влияние наследственности и  среды характеризуется воспитанием.

Воспитание – это главная сила способствующая дать обществу полноценную личность. Отличительной особенностью воспитания является целенаправленность, планомерность.

Воспитание – это процесс  целенаправленной и сознательно  контролируемой социализации.

Социализация – процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта, т.е. усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу.

 Роль воспитания оценивается  по-разному, причём диапазон оценок  очень широк, от утверждения  его полной бессильности и бессмысленности, до признания его единственным средством изменения человеческой среды. Так, например Гельвеций утверждал, что воспитание может всё, а Вальтер говорил: «От всякого воспитания «друг мой» спасайся на всех парусах». Известно, что истина находится по середине, и в этой связи очень показательны слова Белинского: «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично». С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не может заставить её приносить жёлуди».

Безусловно, воспитание не может  повлиять на цвет глаз, но может оказать  влияние  путём специальных тренировок на укрепление здоровья (Суворов).

Известно, что тип нервной  деятельности не остаётся абсолютно  неизменным. Под влиянием условий  жизни, воспитания у человека могут  укрепиться тормозные процессы или  наоборот усиливается подвижность  нервных процессов.

Воспитание может ликвидировать  или ослабить неблагоприятное влияние  среды.

Благодаря воспитанию можно  поднять человека на более высокий  уровень развития (Ломоносов). Природные  задатки могут развиваться только благодаря воспитанию.

Под влиянием воспитания могут  развиться и очень слабые задатки. И в то же время неправильное воспитание может затормозить развитие сильных  задатков.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый  уровень развития. Л.С.Выготский выделил два уровня развития: 1.- актуальная зона развития – ребёнок выполняет все задания самостоятельно, 2. – «зона ближайшего развития» - всё то, что ребёнок сможет сделать в сотрудничестве и под руководством взрослых или более старших детей. Воспитание будет наиболее эффективным, если оно, согласно л.С.Выготскому, будет направлено не столько на зону актуального развития, сколько на «зону ближайшего развития». Воспитание, ориентированное на «зону ближайшего развития» ребёнка, «ведёт за собой его развитие».

Развитие личности  происходит как в результате внешнего влияния  на личность (среды и воспитания), так и в результате саморазвития.

Саморазвитие – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала.

  Таким образом, на  развитие оказывается три фактора;

   -  наследственность;

   -  среда;

   -  воспитание.

   Развитие осуществляется  в деятельности.  В деятельности  человек вступает в отношения  и вступает в активность.   

       

 

Вопрос №5 Общее  понятие о дидактике. Возникновение  и развитие дидактики. Задачи дидактики  на современном этапе.

На формирование личности человека большое значение играет образование и обучение. Оба эти понятия выступают в единстве. Образование – это результат обучения, а обучение основной путь к образованию.

Отрасль науки, которая  изучает проблемы образования и  обучения называется дидактикой.

Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий и “didasko” - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как “универсальное искусство обучения всех всему”, трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И. Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Впервые теорию образования  и обучения, как педагогическую науку, разработал Ян Амос Коменский. На основе философских размышлений, а также анализа работы школ того времени он написал труд «Великая дидактика» (1632год), в котором изложил основные принципы, методы, организацию, содержания образования.  

Значительный вклад в  развитии мировой дидактики внесли: Руссо, Песталоцци, Дистервег, Ушинский и др. На развитие отечественной дидактики в конце 19 начале 20 веков большое влияние оказали труды таких педагогов как С.Т.Шатский, П.П.Блонский, Л.В.Занков, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Н.Я.Лернер.

Дидактика является относительно самостоятельным разделом педагогики и имеет свой понятийный аппарат:

Процесс обучения

Дидактические принципы

Содержание образования

Информация о работе Происхождение воспитания. Исторический характер воспитания