Профориентация старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить особенности профориентационной работы.
Задачи:
- рассмотреть профессиональное определение школьников в зависимости от возрастных особенностей;
- определить содержание, формы. методы профессиональной ориентации старшеклассников;
- ознакомиться с основной литературой профориентационной деятельности.

Содержание

Введение
1. Теория профориентации
1.1 Объект и принципы профориентационной деятельности
1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии
2. Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников
3. Научная литература о профориентации
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Результаты  психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Причиной этого является недостаточные знания о конкретных особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями.

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для  старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее  и склонный даже мысленно «перепрыгивать»  через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.

Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.3

В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга  не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.

По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.4

Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.

Выбор профессии  и овладение ею начинается с профессионального  самоопределения. На этом этапе ученики  должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда  предметом размышлений оказывается  не только конечный результат, но и  способы его достижения. Жизненный план - это план потенциально возможных действий. В содержании планов существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены.

При этом высокий  уровень притязаний не подкрепляется  столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей  желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.

При этом девушки  ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется  их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей  самостоятельной жизни. Главное  противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.

Ещё один момент, связанный с самоопределением, —  изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведающие деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы, которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к “ненужным” учебным дисциплинам, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди младших подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.5

Профессия все  больше начинает рассматриваться и  как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как  средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности.

молодежь  профессиональный самоопределение

 

2. Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников

 

В процессе профессионального  становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко  выраженных периода:

1. Период поступления  в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

2. Период обучения  в профессиональном учебном заведении  (овладение соответствующими теоретическими  знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).

3. Начало трудовой  деятельности (профессиональная адаптация  в период прохождения производственной  практики, закрепление и развитие  полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии.

Работа по решению  задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального  воспитания.

В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить следующие: “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр.

Все формы профессионального  воспитания можно объединить в три группы:

- индивидуальные

- групповые

- массовые.

К методам профессиональной ориентации относятся:

- информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы — краткие описания профессий; справочная литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.

- методы профессиональной  психодиагностики (в идеале —  помощь в самопознании): беседы-интервью  закрытого типа (по строго обозначенным  вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.

- методы морально-эмоциональной  поддержки клиентов: группы общения,  тренинга общения, сложные методы  индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, “праздники труда”, и т.п.

- методы оказания  помощи в конкретном выборе  и принятии решения: построение  цепочки основных ходов, построение  системы различных вариантов  действий клиента для достижения  цели, использование различных схем  альтернативного выбора.

Составными  компонентами профориентационной работы являются:

- профессиональное  просвещение;

- изучение школьников  в целях профориентации;

- профессиональная  консультация;

- профессиональный  отбор;

- социально-профессиональная  адаптация молодежи.

Профессиональное просвещение.

Важным компонентом  системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.6

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что  такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа по профпросвещению  включает в себя:

- профинформацию

- профпропаганду

- профагитацию.

Знания о  профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому  вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В связи с  этим перед школой, как и перед  всем обществом, стоит довольно сложная  задача – исправить идущие вразрез  с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.7

Планировать работу по профессиональному просвещению  в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует  в соответствии с предварительной  профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую  работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные  результаты, она должна проводиться  умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в  которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:

- профпросвещение  предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся  об экономике страны, её отраслях, предприятиях, профессиях;

- в процессе  проведения работы по профессиональному  просвещению необходимо учитывать  направленность в развитии отраслей  данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и  профессиональных учебных заведений;

- профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

- ознакомление  с миром профессий следует  тесно увязывать с профессиональными  интересами, склонностями и способностями  молодежи и динамикой развития  этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями  различных профессий, лекции о различных отраслях экономики, производствах и профессиях и т.д.

Значительное  место в работе по профпросвещению  занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники  или представители различных  профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Информация о работе Профориентация старшеклассников