Профориентация старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить особенности профориентационной работы.
Задачи:
- рассмотреть профессиональное определение школьников в зависимости от возрастных особенностей;
- определить содержание, формы. методы профессиональной ориентации старшеклассников;
- ознакомиться с основной литературой профориентационной деятельности.

Содержание

Введение
1. Теория профориентации
1.1 Объект и принципы профориентационной деятельности
1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии
2. Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников
3. Научная литература о профориентации
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Изучение школьников в целях профориентации.

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная  профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Профессиональная  консультация учащихся.

В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:

1. Подготовительная  профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

2. Цель завершающей  профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.

3. Уточняющая  профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.

На каждом из этих этапов профконсультация носит  разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.

На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную.8

Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной  профдиагностики личности школьников.

Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.9

Профессиональная  консультация для учащихся по форме  проведения

Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест.10

Социально-профессиональная адаптация молодежи

Профессиональная  адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.11

Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.

В процессе приспособления к трудовому коллективу можно  выделить три стадии:

- ознакомление  с новой ситуацией;

- стадия приспособления  к этой ситуации - работник переориентируется,  признает главные элементы новой  системы ценностей, но у него  сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки”

- стадия ассимиляции  - полное приспособление к трудовому  коллективу, усвоение его установок.12

 

 

3. Научная литература по профориентации

 

Профориентация  как самопознание и обретение  личных приемов самоанализа и саморефлексии. Это одна из первых и существенных задач при первом в жизни выборе профессии: научиться анализировать себя в контексте некоторой системы требований и условий, освоить и присвоить способы самоанализа и самоизучения, которые потом пригодятся в жизни в самых разных ситуациях.

Почти все книги  по данной теме обращаются к самопознанию, рассматривая его для старшеклассников сквозь призму психологической диагностики  особенностей, возможностей и способностей. И набор этих тестов удивительно  устойчиво кочует из книги в книгу. В большинстве случаев речь идет о методиках изучения свойств нервной системы, когнитивных способностей и личностных свойств, с одной стороны, и набора специальных методик изучения профессиональных склонностей и интересов — с другой. Для организации занятий по самоанализу и самоизучению можно обратиться к книге Г.В. Резапкиной «Я и моя профессия», которая среди прочего хороша тем, что выходит в комплекте с рабочей тетрадью для школьников Т.Л. Павловой.13

Непревзойденными  мастерами игрового подхода в этой области были и остаются Н.С. и Е.Ю. Пряжниковы. Изучение способностей и интересов в профориентационных тестах непосредственно связано с другой задачей — познания мира современных профессий и предъявляемых ими требований к психологическим особенностям человека.

Методы и  технологии самоопределения в проблемной жизненной ситуации — тоже задача профориентации. Выбор профессии  — один из самых первых серьезных  социально-личностных выборов для  большинства современных российских детей. Их потенциальная взрослость значительно притормаживается в своем формировании существующей системой общего среднего образования, и к моменту профессионального самоопределения большинство из них еще не имеют осознанного опыта личных выборов.

Ситуация выбора профессии становится для них экспериментальной площадкой, школой осознанного целеполагания и выбора. Вернее, может стать и позволить обрести новый жизненный опыт и новые психологические способности — способность выбирать и достигать цели. О том, как методологически и методически верно организовать такую работу, к счастью, есть хорошие книжки. Из известных относятся работы А.П. Чернявской, В.Р. Шмидт, авторского коллектива под редакцией С.Н. Чистяковой и Н.Ф. Родичева. Жизненное и профессиональное самоопределение в ней рассматриваются сквозь призму собственно человеческих способностей и умений, которые взрослеющий человек должен в себе взрастить.14

Книга Шмидт  дорога тем, что, во-первых, предлагает решать задачи профориентации силами педагога и педагогическими методами — просто и умно составленными и проведенными диалогами, беседами. А во-вторых, «вспоминает» о родителях и дает понятные, но очень важные для этой категории «соучастников» профессионального самоопределения советы. Вообще в книге много современных и не банальных мыслей и идей. Например, серия диагностических бесед «Быть или не быть... журналистом, юристом, менеджером, психологом, педагогом». Учащимся предлагается на доступном им языке поразмышлять о требованиях и возможностях профессии, ее социальном статусе, видах профессиональной карьеры и о многом другом. Отличный материал собран под общим названием «Горячая десятка заблуждений в выборе профессий».15

В книге С.Н. Чистяковой и ее соавторов много  важного рефлексивного материала. По сути, учащимся предлагаются различные технологии размышления о выборе профессии. Значительней всего, пожалуй, идея профессиональных проб на этапе самоопределения и выбора. В книге не только раскрыта идея таких проб, но и приведен интереснейший пример такого рода методики. Это новое важное направление в профориентационной работе. В книге даны ссылки на первоисточник идеи, что тоже вызывает уважение и доверие к авторам.16

 

 

Заключение

 

Выбор профессии  сегодня — это не всегда и не обязательно выбор судьбы вообще. Это — нормальный процесс осмысления человеком себя в контексте культуры и ее ценностей, эпохи и ее социальных ожиданий и нахождения своего места в мире «здесь и сейчас». Будет меняться мир, буду меняться и я. И наоборот, я расту, меняются мои приоритеты. Если человек личностно свободен и оснащен необходимыми инструментами самоанализа, постановки целей и их достижения, если он умеет анализировать ситуацию и соотносить ее со своими интересами, если он умеет работать с информацией и превращать ее в знание и выбор — он прошел хороший курс профориентации в школе. В этом ему помогает специальная литература и практические занятия с людьми, занимающимися профориентацией школьников.

В данной курсовой изучены теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников, содержание, формы и методы профориентационной работы, а также научная литература, посвященная данной теме.

Профессиональное  самоопределение является центральным  новообразованием ранней юности. Процесс  профессионального самоопределения  включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. У всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение – система убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его «Я-концепции». Самооценка старшеклассника – устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Происходит изменение учебной мотивации в старших классах. Учеба становится базой, предпосылкой для будущей профессиональной деятельности. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор. Поэтому необходимо изучить вплотную проблему оптимизации профориентационной деятельности в учебных заведениях.

В данной курсовой мы не только выполнили поставленные задачи, но и наметили ряд новых, существенно важных задач, которые будут освящены в дальнейших работах.

 

 

Использованная  литература

 

1. Абрамова, Г.С. "Возрастная психология" / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. – 267 с.

2. Кон, И.С. "Психология юношеского возраста" / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. – 119 с.

3. Максимов, В.Г. "Профессиональная ориентация школьников" / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. – 301 с.

4. Кулагина, И.Ю. "Возрастная психология" / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

5. Сафронова, Г.Я. "Технический лицей — новая форма профессиональной подготовки молодежи" / Г.Я Сафронова, В.В. Темник // Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. - 1991. - № 3 - С. 69—77.

6. Пряжников, Н.С. "Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения" /Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-80 с.

7. Саруханов, Э.Р. "Проблемы управления профессиональной ориентацией" / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. – 274 с.

8. Павлютенков, Е.М. "Формирование мотивов выбора профессии" / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980. – 143 с.

9. Чернявская, А.П. "Психологическое консультирование по профессиональной ориентации" / А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.

10. Дубровина, И.В. "Формирование личности старшеклассника" / И.В. Дубровина. — М.: Педагогика, 1989. – 169 с.

11. Пряжников, Н.С. "Игровые профориентационные упражнения" / Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-56 с.

12. Пряжников, Н.С. "Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения" /Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.- 80 с.

13. Чистякова, С.Н. "Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи" / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1997. – 284 с.

14. Резапкина Г.В. "Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов"./ Г.В. Резапкина. — М.: Генезис, 2004.

15. Павлова Т.Л. "Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости". / Т.Л. Павлова. — М: ТЦ «Сфера», 2005.

Размещено на Allbest.ru

1 Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. – 267 с.

2 Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. – 119 с.

3 Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. – 301 с.

4 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

5 Сафронова, Г.Я. Технический лицей — новая форма профессиональной подготовки молодежи / Г.Я Сафронова, В.В. Темник // Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. - 1991. - № 3 - С. 69—77.

6 Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. – 274 с.

Информация о работе Профориентация старшеклассников