Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 11:41, реферат
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны (а не только «граждан мира»...), а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах.
Вступление.
1.Сложности в выборе профессии.
2.Типичные ошибки при выборе профессии.
3. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
4.Практические рекомендации.
Заключение.
Литература.
План
Вступление.
1.Сложности в выборе профессии.
2.Типичные ошибки при выборе профессии.
3. Критерии и
показатели готовности
4.Практические рекомендации.
Заключение.
Литература.
Цель: актуализировать значимость профориентационной работы со старшеклассниками в школе.
Вступление.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны (а не только «граждан мира»...), а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и «соблазнов» еще в период обучения в школе. Например, если учащийся серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в криминал, проституцию, наркоманию... Таким образом, профориентационная работа со школьниками - это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних, да еще самых острых социальных проблем.
1 .Сложности в выборе профессии.
Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.
Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.
Вот здесь как раз и выступает на первый план профориентация, которая помогает разобраться в себе, дать правильный прогноз.
Типичные ожидания учащихся 8-9 классов:
-проблема: куда пойти после 9-го класса?
-более конкретный интерес к профессиям;
-появляется
интерес к профессиональным
-выбор подготовительных курсов;
-интерес к своей профпригодности («проведите на мне тестик - к какой
профессии подхожу»).
Типичные ожидания учащихся 10-11 классов:
-выбор профессии;
-выбор учебного заведения;
-выбор подготовительных курсов;
-интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей
трудовой жизни;
-главное для старшеклассника - стремление к более конкретному выбору.
2. Типичные ошибки при выборе профессии Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
Выбор престижной профессии
В данный
момент престижными считаются
Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что её призвание-журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки,умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится.
К примеру, младший брат восхищается старшим, лётчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условий, в которых придётся работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляет очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий ряд строгих медицинских противопоказаний (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможности профессии.
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях мотивах.
Помощь в самопознании могут оказать психолог, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность
профессионального выбора подростка.
-нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе
варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось
осуществить им самим. То есть через ребёнка они пытаются осуществить
свою мечту
-часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для
семейной жизни»: Будь врачом, нас и себя будешь лечить», «Становись
поваром - хоть готовить научишься» и т.д.
-ещё одно
родительское заблуждение-
образование, которое непременно должен получить их ребёнок
автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и оплачиваемой
работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего
образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и
склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень
образования, в данном случае высший, может быть достигнут и ступенчатым
путём: ПУ-техникум -вуз,работа и заочная форма обучения.
З.Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;
Для этого можно использовать анкетирование, наблюдение за детьми и различные тесты и методики по профориентации, мотивации выбора профессии.
Таблица. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения.
склонностей, способностей,
Критерии
Когнитивный (К)
10-11 классы
| Показатели I9 класс
1. Знание своих индивидуальных качеств.
2. Владение
способами самодиагностики и
саморазвития.
3. Знание многообразия
13. Знание предметной
мира труда и профессий; | стороны профессиональной
необходимости | деятельности;
общих и
профессионально | специальных
| профессионально
важных
го выбора в соответствии | качеств (ПВК).
со своими желаниями,
I
склонностями, |
способностями. I
4. Понимание
специфики 14. Знание своих
интересов,
профильного обучения, его | склонностей,
способностей,
значения для |
профессионального |
самоопределения. |
1. Заинтересованность в | 1. Устойчивые
получении знаний. I познавательные интересы.
Мотивационно-ценностный
(М-Ц)
2. Положительное
| отношение к продолжению | обучения в соответствии с | избираемым профилем.
j
13. Осознанная
мотивация
на профильное обучение
как условие для
достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.
4. Осознание
необходимости
выбора профиля обучения
на основе соотнесения своих профессиональных
намерений с личностными
2. Отношение к избираемой
профессиональной
деятельности (понимание
общественной и
личной
значимости избираемой
профессиональной
деятельности, присутствие
интереса к
избираемой
профессии в
системе
ценностных ориентации).