Профориентация старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 11:41, реферат

Описание работы

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны (а не только «граждан мира»...), а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах.

Содержание

Вступление.

1.Сложности в выборе профессии.

2.Типичные ошибки при выборе профессии.

3. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

4.Практические рекомендации.

Заключение.

Литература.

Работа содержит 1 файл

Профориентация старшеклассников.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

              План

Вступление.

1.Сложности в  выборе профессии.

2.Типичные ошибки  при выборе профессии.

3. Критерии и  показатели готовности старшеклассников  к профессиональному самоопределению.

4.Практические  рекомендации.

Заключение.

Литература.

 

Цель: актуализировать  значимость профориентационной работы со старшеклассниками в школе.

    Вступление.

Актуальность  профориентационной помощи школьникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан  своей страны (а не только «граждан мира»...), а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и «соблазнов» еще в период обучения в школе. Например, если учащийся серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в криминал, проституцию, наркоманию... Таким образом, профориентационная работа со школьниками - это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних, да еще самых острых социальных проблем.

 

1 .Сложности  в выборе профессии.

Выбор профессии можно рассматривать  как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.

Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей  простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Вот здесь  как раз и выступает на первый план профориентация, которая помогает разобраться в себе, дать правильный прогноз.

Типичные ожидания учащихся 8-9 классов:

-проблема: куда  пойти после 9-го класса?

-более конкретный  интерес к профессиям;

-появляется  интерес к профессиональным учебным  заведениям;

-выбор подготовительных  курсов;

-интерес к   своей профпригодности («проведите на мне тестик - к какой

профессии подхожу»).

Типичные ожидания учащихся 10-11 классов:

-выбор профессии;

-выбор учебного  заведения;

-выбор подготовительных  курсов;

-интерес   к   ценностно-смысловым   и   нравственным   аспектам   будущей

трудовой жизни;

-главное для  старшеклассника - стремление к  более конкретному выбору.

 

2. Типичные ошибки  при выборе профессии  Выбор профессии «за компанию»

Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.

Выбор престижной профессии

В данный момент престижными считаются профессии  экономиста, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

Отождествление  учебного предмета с  профессией

Например, ученица хорошо пишет сочинения  и решает, что её призвание-журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки,умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.

Отождествление  профессии с конкретным человеком, который  нравится.

К примеру, младший брат восхищается старшим, лётчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

Несоответствие  здоровья и условий  труда по избранной  профессии

Необходимо  знать и учитывать особенности  организма подростка, условий, в  которых придётся работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляет очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий ряд строгих медицинских противопоказаний (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).

Устаревшие  представления о  характере труда  и возможности  профессии.

Незнание  динамики развития профессий в связи  с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием  профессии скрыт совершенно новый  темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

Неумение  разобраться в  себе, своих склонностях, способностях мотивах.

 

Помощь    в    самопознании    могут    оказать    психолог,    специалисты    по профориентации, учителя, родители, специальная литература.

Выбор профессии под  давлением родителей

Очень  часто  родители  совершают  ошибки,  влияющие  на  правильность

профессионального выбора подростка.

-нередко родители  активно предлагают, а иногда  даже настаивают на выборе

варианта,  который  в  силу  различных  обстоятельств  жизни  не  удалось

осуществить им самим. То есть через ребёнка они  пытаются осуществить

свою мечту

-часто родительские  советы можно объединить под  рубрикой «полезно для

семейной жизни»: Будь врачом, нас и себя будешь лечить», «Становись

поваром - хоть готовить научишься» и т.д.

-ещё  одно  родительское заблуждение-представление   о том,  что  высшее

образование,     которое     непременно     должен     получить     их     ребёнок

автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и оплачиваемой

работы.   Особенно   печально,   когда   установка   на   получение   высшего

образования столь  сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и

склонности, и  реальная оценка ситуации.

Важно,   чтобы   молодой   человек   понимал,   что   желаемый   им   уровень

образования, в  данном случае высший, может быть достигнут  и ступенчатым

путём: ПУ-техникум -вуз,работа и заочная форма обучения.

 

З.Критерии      и      показатели      готовности      старшеклассников      к профессиональному самоопределению.

К   основным   результативным   критериям   и   показателям   эффективности  профориентационной работы, прежде всего, относится;

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного 
    представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии 
    школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем 
    достаточности    информации    в    данном    случае    является    ясное 
    представление  им требований  профессии  к человеку,  конкретного 
    места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  • Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном 
    выборе   профессии.   Показатели   сформированности   потребности   в 
    обоснованном     профессиональном     выборе     профессии     —    это 
    самостоятельно проявляемая школьником активность по получению 
    необходимой информации о той или иной профессии, желание (не 
    обязательно   реализуемое,   но   проявляемое)   пробы   своих   сил   в 
    конкретных   областях   деятельности,   самостоятельное   составление 
    своего профессионального плана.
  • Результативным   критерием   является   и   уверенность   школьника   в 
    социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему 
    как  к  жизненной  ценности.  По  данным  исследований  жизненных 
    ценностей  учащихся  VIII—XI   классов  отношение  к  труду  как  к 
    жизненной ценности прямо  соотносится у них с потребностью в 
    обоснованном выборе профессии.
  • В качестве результативного критерия можно выделить также степень 
    самопознания  школьника.  От того,  насколько  глубоко  он  сможет 
    изучить свои профессионально важные качества, во многом будет 
    зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что 
    только   квалифицированный   специалист   может   дать   школьнику 
    достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально 
    важных качествах.
  • Последний   результативный   критерий   —   наличие   у   учащегося 
    обоснованного профессионального плана.

    Для этого можно использовать анкетирование, наблюдение за детьми и различные тесты и методики по профориентации, мотивации выбора профессии.

    Таблица. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения.

 

склонностей,       способностей,

Критерии

Когнитивный (К) 
 

10-11 классы

| Показатели  I9 класс

1.       Знание       своих индивидуальных качеств.

2. Владение  способами самодиагностики и  саморазвития. 

        3. Знание многообразия 13. Знание предметной 
        мира труда и профессий; | стороны профессиональной 
        необходимости | деятельности;       общих       и

        профессионально | специальных

                                    | профессионально       важных 
        го выбора в соответствии | качеств (ПВК). 
        со     своими     желаниями, I 
        склонностями, |

        способностями. I

        4.   Понимание   специфики 14.  Знание  своих  интересов, 
        профильного обучения, его | склонностей, способностей, 
        значения для |

        профессионального |

        самоопределения. | 

1.    Заинтересованность    в | 1. Устойчивые

 получении  знаний. I познавательные интересы.

Мотивационно-ценностный

(М-Ц) 

2. Положительное

| отношение  к продолжению | обучения в соответствии с | избираемым профилем.

j

13. Осознанная  мотивация 
на профильное обучение 
как условие для

достижения    поставленной цели     выбора     желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание

необходимости         выбора профиля      обучения      на основе  соотнесения  своих профессиональных намерений с личностными 

2. Отношение к избираемой 
профессиональной 
деятельности        (понимание 
общественной      и     личной 
значимости избираемой 
профессиональной 
деятельности,      присутствие 
интереса      к      избираемой 
профессии        в        системе 
ценностных ориентации).

Информация о работе Профориентация старшеклассников