Профилактика суицидального поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте, изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте, понятия суицида, возрастные особенности суицидального поведения, мотивов, причин и поводов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4


ГЛАВА 1. СУИЦИД: СУЩНОСТЬ, КАТЕГОРИИ, ФАЗЫ И ТИПЫ.


1.1.Понятие суицида и категории самоубийц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6


1.2.Фазы и типы самоубийств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7


1.3.Основные концепции, объясняющие причину суицидов . . . . . . .8


1.4.Классификация причин суицида среди подростков . . . . . . . . . . 11


ГЛАВА 2.РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДУ.


2.1.Предотвращение суицидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16


2.2.Помощь подросткам-суицидантам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 25


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

      13.Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то специалисты или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса. Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о лицах, совершивших суицидальные попытки. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к неудачникам. Часто они сталкиваются с двойным презрением: с одной стороны, они «ненормальные», так как хотят умереть, а с другой — они столь «некомпетентны», что и этого не могут сделать качественно. Они испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.

      Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко  разрешаются полностью, даже когда  кажется, что худшее позади. Поэтому  никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни [6, с. 9].

Вывод: Подростки с аддиктивным суицидальным поведением считают, что их эмоции, переживания уникальны, отличаются от переживаемых чувств других людей, и именно их эмоции невыносимы, поэтому они и приходят к своему роковому решению. Крайне важно, чтобы подросток поверил, что в своих проблемах он не одинок, а суицид – не единственный способ решения проблем. Следует также донести мысль до подростка, что самоубийство на самом деле не является “изысканной” или “благородной” смертью “мужественного человека”. Естественная смерть рано или поздно приходит к каждому, а выбор не спешить умирать требует большего мужества, чем уход из жизни. Для суицидента характерна как заниженная самооценка так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный; эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль.Его отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. Также отмечаются трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с задачами курсовой работы определили следующие   выводы:

    1. Рассмотрены сущность суицида, категории самоубийств, а также этапы и типы суицида;

   Суицид, или самоубийство – это осознанное лишение себя жизни. Существуют категории самоубийц: эгоист, альтруист, аномичный самоубийца и фаталист. Каждый из них имеет свой психологический портрет. Само явление суицида имеет несколько фаз (этапов) и типов (истинный суицид, аффективный суицид и демонстративно — шантажное поведение).

             2. Охарактеризованы основные концепции, объясняющие причину суицидов.

     Причина суицидального поведения понятие глубокое и сложное. Это все то, что вызывает и обусловливает суицид. От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия, существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины, в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий.

     Повод в отличие от причины - это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин. 

    1. Исследована классификация причин суицида среди подростков.

     Анализ современной научной литературы позволяет классифицировать причины суицида:

     - Лично-семейные конфликты, в том числе семейные конфликты, развод, болезнь, смерть близких; одиночество, неудачная любовь, оскорбления со стороны окружающих, половая несостоятельность.

     - Состояние здоровья, в том числе психические заболевания, соматические заболевания; уродства.

     - Конфликты, связанные с асоциальным поведением суицидента, в том числе опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора.

     - Материально-бытовые трудности.

     - Конфликты, связанные с учебой, в том числе конфликты со сверстниками, преподавателями, неуспехи в учебе.

          - Другие мотивы. 

    4. Показана работа с подростками, склонными к суициду.

     Самоубийство не является громом с ясного неба: учащиеся с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер. Превенция самоубийств является для учителей и других работников школы задачей огромной стратегической важности, для решения которой необходимо:

  • своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
  • формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
  • облегчение душевных страданий;
  • проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
  • оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
  • контроль посещаемости занятий и прогулов;
  • дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
  • своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем или наркотиками;
  • осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
  • оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.

     Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. И хотя нами были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства - явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.  
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
     

  1. Горин, К. Самоубийство Убийство? // Аргументы и факты. – 1996. - № 17. – 3-5с.
 
 
  1. Лучшие  рефераты по социологии / Сост. О.А. Нор-Аревян. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2001. – 320с.
 
 
  1. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 445с.
 
 
  1. О мерах  по профилактике суицидов. – Управление образования Витебского облисполкома, – от 21.09.2009. - № 1109. – 1-8с.
 
 
  1. Погодин, И.А. Психология суицидального поведения: Пособие для студентов вузов. – Мн.: Тесей, 2005. – 208с.
 
 
  1. Профилактика  суицидального поведения среди  детей и подростков (Памятка для  учителей и других работников школ). – УЗ «Витебский областной психоневрологический диспансер». – 2008. – 1-13с.
 
 
  1. Семь путей  к катастрофе: Деструктивное поведение  в современном мире / Короленко, Ц.П., Донских, Т.А. – Новосибирск: Наука. – 1990. – 224с.
 
 
  1. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич, Е.С. – Мн.: Современное слово, 2001. – 928с.
 
 
  1. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. – Мозырь: Содействие, 2006. – 224с.
 
 
  1.  Абрумова, А.Г. Психология самоубийства // Социально-клиническая психиатрия, 1996. – 376с.
 
 
  1.  Гилинский, Я.И., Я.И. Юнацкевич, Социологические и психологические основы суицидологи. – СПб., 1999. – 435с.
 
 
  1.  Кондратенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1988. – 342с.
 
 
  1.  Аптер, А. Самоубийства и суицидальные попытки у молодежи. В кн.: Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств. Ред. Д. Вассерман. Пер. Е. Ройне. М: Смысл, 2005. – 208с.
 
 
  1.  Бэрон  Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб:  Питер, 2001. – 352с.
 
 
  1.  Личностные  свойства осужденных и социально  – психологические методы их исследования/ Под ред. Ю.Е. Виноградова и Г.Ф. Хохрякова. – М.: Просвещение, - 1982. – 289с.
 
 
  1.  Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: Учебник для высших юридических заведений. – М., МЦУПЛ, 1999. – 464с.
 
 
  1.  Шнейдма, Э. Десять общих черт самоубийств / Суицидология: Прошлое и настоящее / Мохонков А.Н. – М.: Когито – центр, 2001 – 354с.

Информация о работе Профилактика суицидального поведения подростков