Профилактика суицидального поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте, изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте, понятия суицида, возрастные особенности суицидального поведения, мотивов, причин и поводов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4


ГЛАВА 1. СУИЦИД: СУЩНОСТЬ, КАТЕГОРИИ, ФАЗЫ И ТИПЫ.


1.1.Понятие суицида и категории самоубийц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6


1.2.Фазы и типы самоубийств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7


1.3.Основные концепции, объясняющие причину суицидов . . . . . . .8


1.4.Классификация причин суицида среди подростков . . . . . . . . . . 11


ГЛАВА 2.РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДУ.


2.1.Предотвращение суицидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16


2.2.Помощь подросткам-суицидантам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 25


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

     Существуют  категории самоубийц с их психологическими портретами:

    • эгоист (выпавший из сообщества),
    • альтруист (слишком преданный сообществу, принимающий смерть «за компанию»),
    • аномичный самоубийца (в отсутствие общечеловеческих ценностей и принятых правил поведения),
    • фаталист (в отсутствие необходимых для самовыражения свобод) [2, с. 247].
 

     1.2.Фазы  и типы самоубийств.

     Если  говорить о самом явлении суицида, то можно выделить несколько фаз.

     Выделяется  пресуицид, когда у человека появляются сначала недифференцированные мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жить не стоит, устал от такой жизни» и тому подобное. Не имеется четкого представления о смерти, а имеется самоотрицание жизни. Такие суицидальные формы бывают свойственны и нормальным людям в тех или иных ситуациях. Но если процесс продолжается, то на следующем этапе пресуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. Например: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться» и тому подобное, которые выражают внутреннюю готовность человека к суициду.

     На  следующем этапе возникают суицидальные замыслы. Это активные формы суицидальности. Идет разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия. Следующий этап — это суицидальные намерения: когда принято решение о самоубийстве — непосредственно суждение, возникает суицидальные действия. То есть все эти этапы характеризуют подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме [2, с. 248].

     Выделяют истинный суицид, аффективный суицид и демонстративно — шантажное поведение. После того как все этапы пройдены, человек подошел к суицидальному действию как к итоговому представлению о невозможности существования в данной ситуации. Возможно, это истинный суицид, тогда человек предпринимает реальные действия, что бы лишить себя жизни.

     Пример  аффективного суицида: сотрудник силовых  структур возвращался с работы на служебной машине, совершил ДТП, сильно повредил машину и в состоянии аффекта застрелился. Человек решился и сделал, хотя явных причин так поступить у него не было.

     Пример  демонстративно-шантажного самоубийства: человек, в пьяном состоянии, после  ссоры со своей бывшей женой, вскочил  на подоконник со словами: «я сейчас выпрыгну», его успокоили, но он был пьян, а потому была нарушена координация движений и он упал с большой высоты. Это была демонстративно-шантажная попытка, но ему не повезло и она оказалась губительной. Для осуществления демонстративного суицида часто используют медицинские препараты. Демонстративно-шантажное поведение предполагает как рациональный, запланированный вариант, так и аффективные формы поведения, когда человек спонтанно организует тот или иной вид шантажа. И тот и другой случаи могут закончится летально, так как они оба провоцируют негативную форму поведения, которая может привести к тому, что у человека действительно возникнет стремление к самоубийству [2, с. 249].

     С точки зрения исследователей суицидальное поведение у подростков бывает истинным, аффективным и демонстративным.

     Таким образом, суицид (самоубийство) – следствие  болезненного и мучительного духовного  и психологического кризиса, сильного внутреннего конфликта, ведущих  к сужению сознания, потере смысла страданий и всей жизни. Суицидальное поведение помимо суицидов, включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. Существуют категории самоубийц: эгоист, альтруист, аномичный самоубийца и фаталист. Каждый из них имеет свой психологический портрет. Само явление суицида имеет несколько фаз (этапов) и типов (истинный суицид, аффективный суицид и демонстративно — шантажное поведение).

                                 

     1.3.Основные концепции, объясняющие причину суицидов.

     Несмотря  на то, что на протяжении веков ученые стремились дать теоретическое обоснование суицидальному поведению, в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу самоубийств. Среди множества концепций выделяются три основные:

  • психопатологическая;
  • психологическая;
  • социальная [5, с. 6].

     Психопатологическая концепция исходит из того, что все самоубийцы-душевнобольные люди, а суицидальные действия проявления острых или хронических психических расстройств. В настоящее время эта концепция представляет больше исторический интерес.

     Психологическая концепция отражает крайнюю точку зрения, согласно которой в формирование суицидальных тенденций личности ведущее место занимает психологический фактор. Большинство отечественных ученых не считают психологическую концепцию ведущей и рассматривают ее в совокупности с социальными и биологическими факторами.

     Для значительного числа подростков характерны импульсивность, неспособность  продолжительное время обдумывать принятые решения, предусмотреть последствия  поступка и смоделировать свое поведение  таким образом, чтобы не пострадали самолюбие и собственные интересы. Эмоционально неустойчивые подростки склонны к завершению конфликтных ситуаций суицидальными действиями. Эти подростки из-за незначительных психотравмирующих ситуаций, житейских трудностей могут входить в состояние растерянности с элементами тревоги, вегетативными проявлениями. Мировые исследования показали, что большинство подростков, совершивших суицид, отличались повышенной внушаемостью, выраженной способностью к сопереживанию и сочувствию, переносу встречающихся в литературе и кино коллизий на собственное поведение, быстром вживании в образ, возможности испытать в несуществующих ситуациях истинное эмоциональное потрясение, а также некоторой несамостоятельностью мышления, зависимостью от мнения окружающих, стремлением строить свое поведение по образу и подобию героев книг, кинофильмов или погибших родственников. Указанные особенности личности подростков создают своеобразную суицидальную настроенность в подростковом возрасте.

     В подростковом возрасте импульсивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость, рефлексия обостряют чувство самоанализа, повышают интерес к проблемам жизни и смерти. Молодые люди склонные к «переоценке ценностей», мучительно ищут свое место в обществе, ищут «смысл жизни».

     Бескомпромисность, эгоцентричность, отсутствие жизненного опыта, в свою очередь, усиливают реакцию протеста, усугубляют конфликт между несформировавшимся «я» и обществом.

     Мышление  суицидентов соответствует формальной логике и выраженным влиянием на интеллект  аффективной сферы. Недостаточно развитое воображение затрудняет возможность прогнозировать последствия своих действий, снижает психологические защитные механизмы и делает суицидальную попытку более вероятной [4, с. 4].

       Амбрумова А. Г. и ряд других исследователей выдвигают концепцию о том, что суицид - это феномен социально-психологической дезадаптации личности, т.е. ключевые понятия для данного явления - социально-психологическая адаптация и дезадаптация. На уровне личности акцент в процессе адаптации переносится на социальные взаимодействия, опосредованные психической деятельностью и ее высшей формой - сознанием. Объективным критерием успешности социально-психологической адаптации человека служит его поведение в обычной и экстремальных ситуациях. Авторы различают лимитирующую и трансформирующую адаптацию.

         Рассматривая социально-психологическую дезадаптацию в динамике, ведущей к суициду, выделяются две фазы: предиспозиционная и суицидальная. Предиспозиционная фаза дезадаптации не служит прямой детерминантой суицидального поведения. Решающее значение для перехода ее в суицидальную имеет конфликт. Конфликт, переживаемый личностью, образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую - тенденция, препятствующая ее удовлетворению. Конфликт при этом может быть внешним и внутренним. Напряженность и сила конфликта зависят от силовых соотношений образующих его тенденций: чем больше выражено различие сил, тем проще конфликт разрешается; самым же трудным, приобретающим черты экстремальности, считается конфликт равносильных тенденций. Разрешение конфликта зависит от значимости сферы, в которой он происходит, и от системы резервных адаптационных механизмов. В случае их слабости, т.е. в условиях предиспозиционной дезадаптации, и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию, единственной реакцией, подменяющей собой все другие типы, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности. Социальная концепция предполагает, что суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях значимого для нее микросоциального конфликта. Исходя из этого выделяются суицидоопасные ситуационные реакции, специфические для подросткового возраста: реакция депривации, эксплозивная реакция и реакция самоустранения.

     Реакция депривации чаще наблюдается у подростков 12-16 лет. Проявляется угнетением эмоциональной активности, потерей интереса к прежним увлечения и занятиям, погружением в негативно окрашенные переживания (страх наказания за проступки, плохую успеваемость и т.д.). Чаще встречается в семьях с авторитарными воспитательными установками. Суицидальное поведение характеризуется стойкими намерениями умереть, которые быстро исчезают при разрешении конфликтной ситуации.

     Эксплозивная  реакция чаще встречается у несовершеннолетних 16-18 лет и проявляется в форме враждебности к окружающим, особенно к участникам конфликта, сочетается с другими формами девиантного поведения (пьянством, правонарушениями). Часто формируется у подростков с завышенными претензиями. Суицидальные действия обычно диктуются стремлением отомстить обидчикам, настоять на своем, доказать свою правоту. Суициды совершаются на высоте аффекта, в апогее конфликта, часто на глазах у обидчиков. В постсуицидальном периоде возможны повторные попытки, особенно если подростку удалось с их помощью изменить ситуацию в свою пользу.

     Реакция самоустранения наблюдается чаще у подростков с чертами социальной и психической незрелости (хронические соматические заболевания, невысокий интеллект, признаки социально-педагогической запущенности). Нередко возникает при резкой смене жизненного стереотипа и характеризуется стремлением уйти от возникающих трудностей. При этом подросток впадает в отчаяние при малейшей неудаче или конфликте. Такие подростки внушаемы, несамостоятельны, часто попадают под влияние сверстников, ведущих асоциальный образ жизни. Суицидальное поведение расценивается ими обычно как выход из создавшейся конфликтной ситуации. Имитации суицидов встречаются редко, однако при неудавшемся суициде такие подростки активно просят о помощи, боятся умереть, стыдятся своего поведения [5, с. 9].

     Выделенные  типы суицидальных реакций следует  соотносить с широко известными в литературе ситуационно-личностными реакциями у детей и подростков: оппозиции, отказа, имитации, эмансипации, реакциями, обусловленными сексуальным влечением и формированием самосознания. 

     1.4.Классификация причин суицида среди подростков.

     Существует ряд причин, которые встречаются у подростков-суицидантов наиболее часто. Единой классификации причин суицидов среди подростков не существует, так как каждый случай суицида – индивидуален, и равнять их по одной линейке никак нельзя. Однако некоторые общие тенденции, присущие именно подростковым суицидам, все же существуют.

      1.Любовь. Романтически настроенные юноши и девушки, испытавшие первое разочарование в любви, имеют высокую склонность к суициду. Причем, чаще всего они театрально обставляют свое самоубийство, долго его планируют, продумывают предсмертные записки, и особенно заботятся о том, чтобы после смерти их тела выглядели красиво. Наиболее частые способы «любовного» самоубийства – самоотравление (медикаментами или ядом) и перерезание вен. Нередко способы самоубийства, совершенные на почве любовных неудач, копируются из художественной литературы и фильмов. Зачастую самоубийства являются способом шантажа и манипуляции объектом любви, попыткой вызвать у него угрызения совести. Поэтому в предсмертных записках, суициденты обвиняют во всем своих возлюбленных, и сопровождают это фразами типа «Вот я умру, и ты поймешь…».

      К самоубийствам на почве любви  можно также отнести суициды, совершаемые из-за смерти любимого человека. Подростки, отличающиеся высоким  уровнем эмоциональности и возбудимости, особенно тяжело переживают смерть близких. Они нередко замыкаются в себе, становятся нелюдимы и в результате могут выбрать добровольное расставание с жизнью [7, с. 124].

Информация о работе Профилактика суицидального поведения подростков