Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 15:06, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте, изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте, понятия суицида, возрастные особенности суицидального поведения, мотивов, причин и поводов.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ГЛАВА 1. СУИЦИД: СУЩНОСТЬ, КАТЕГОРИИ, ФАЗЫ И ТИПЫ.
1.1.Понятие суицида и категории самоубийц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2.Фазы и типы самоубийств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3.Основные концепции, объясняющие причину суицидов . . . . . . .8
1.4.Классификация причин суицида среди подростков . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2.РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДУ.
2.1.Предотвращение суицидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.2.Помощь подросткам-суицидантам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
2.Родители. Прежде всего, стоит сразу сказать, что невнимание со стороны родителей или же конфликты с ними чаще всего являются причиной именно детских суицидов, и реже – подростковых, так как ценность родительского внимания с возрастом утрачивается, и 16-17-летние подростки легче переносят отрыв от родителей, чем дети младшего возраста. Самоубийства такого рода часто являются случайными, например, когда ребенок хочет только напугать маму, чтобы она обращала на него больше внимания, но в результате, не рассчитав вреда, наносимого себе, погибает. Нередко такие случаи происходят в семьях, где уже есть один ребенок, и рождается новый малыш, которому, естественно, родители уделяют больше внимания. А старшего как бы лишают детства, заставляя его ухаживать за младшим братом или сестрой. Известны случаи, когда на этой почве убивали себя даже пятилетние дети. Поэтому в данном случае психологическую работу следует вести не с детьми, поступки которых являются в какой-то мере зеркалом, отражающим поведение их отцов и матерей, а с самими родителями [3, с. 96].
3.Учеба. Учебный процесс и сложности, связанные с ним – достаточно распространенная причина самоубийства. Особенно часто встречается она у студентов, обучающихся точным наукам и осваивающих технические специальности (особенно часто – студенты физико-математических институтов, будущие программисты, генетики, химики и т.д.) Вероятно, это происходит потому, что подобные специальности нередко выбирают для себя люди замкнутые, неадаптивные, необщительные. Такие подростки имеют высокий и очень высокий коэффициент интеллекта, и это делает их в некоторой степени изгоями среди сверстников. Многие из них обретают себя в Интернете, и получают свою «порцию» любви, ненависти, дружбы и героизма в чатах и сетевых играх. Те же, у кого такие «компенсаторные механизмы» и умение ослаблять фрустрацию, неразвиты, нередко пытаются убить себя.
4.Мода и подражание. Возможно, это покажется диким и странным, но в последнее время самоубийство, особенно групповое, у молодых людей вошло в моду. Молодые люди встречаются на интернет-сайтах, посвященных суициду, и договариваются между собой о том, как, когда и где им добровольно перейти границу между жизнью и смертью. Подобные случаи фиксировались и в нескольких европейских странах (Германия, Швеция, Голландия). Вообще стоит сказать, что массовая культура современности всячески способствует этой «смертельной моде». Создается бесчисленное множество кинофильмов и книг на эту тему, рок-звезды, вроде застрелившегося лидера группы «Нирвана» Курта Кобейна, личность которого возведена в ранг культа молодыми декадентами, также являются отличным примером для подражания. Те, кто убивает себя, по какой-то неизвестной причине, в нашем обществе приобретают ранг непризнанных гениев, и вызывают у подростков желание следовать их примеру.
5.Одиночество. Чувство одиночества – весьма частая причина суицидальных попыток и завершенных суицидов у подростков. Одиночество коренится глубоко в психике неуверенных в себе, замкнутых и ранимых молодых людей. Порой они даже переживают своеобразный феномен – «одиночество в толпе», когда их окружают толпы людей, и вроде все знакомы, но они безгранично одиноки. Точнее, чувствуют себя таковыми. За этим чувством тянется и постоянная мысль о том, что никто не способен понять подростка, и что с ним вообще что-то «не так». Еще одна особенность, способная усугубить эту причину, кроется в структуре детских и молодежных компаний. Дети и подростки, объединяясь в группы по какому-либо признаку (даже если просто живут в одном дворе), становятся весьма жестокими. Поэтому частенько подростки, и без того забитые, становятся изгоями и объектами для насмешек, что, конечно, тоже играет немалую роль в решении ребенка или подростка добровольно уйти из жизни. Именно такие «изгои» чаще всего самостоятельно обращаются в центры психологической помощи, и пытаются найти поддержку и понимание там.
6.Психические
заболевания и расстройства
7.Другие причины. В эту группу можно отнести те группы суицидов, которые едва ли можно назвать широко распространенными, но все же они имеют место и присущи именно подростковым самоубийствам.
Юбилейные
самоубийства. Дети и подростки, зачастую
склонные к демонстративной
Самоубийства-убийства. К классу самоубийств-убийств относятся те случаи, когда подросток не только убивает себя, но и забирает с собой на тот свет пару-тройку, а то и десяток-другой одноклассников, или даже свою семью, или просто людей, которых он ненавидит.
Самоубийства, связанные с неизлечимыми заболеваниями, неполноценностью, уродствами. Как правило, у подростков формируется крайне болезненное отношение как к своей внешности, так и к внешности сверстников. И врожденные уродства, неизлечимые болезни, любая неполноценность могут опять же вызвать осуждение и издевки со стороны сверстников. Причем такие издевательства зачастую даже поощряются родителями других детей. И те несчастные не в силах вынести гонения и преодолеть чувство отчаяния, могут выбрать добровольный уход из жизни.
Самоубийства,
связанные с недовольством
Самоубийства,
связанные с причастностью
По данным Л.Я. Жезловой, у 59,4% детей с суицидальным поведением в возрасте 7-14 лет отмечалось покушение на самоубийство. Среди детей - суицидентов до 13 лет больные шизофренией составили 70%, а лица с ситуационными реакциями - 18%; в более старшем возрасте (13-14 лет) число страдающих шизофренией уменьшилось до 38%, а количество лиц с ситуационными реакциями, наоборот, возросло до 60%. Е. Шир и др. считают, что концепция смерти у ребенка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 11-14 годам, т.е. только начиная с этого возраста ребенок по-настоящему осознает реальность и необратимость смерти, а поэтому термин "суицид" и "суицидальное поведение" для раннего возраста малоприемлем. По данным А.Е. Личко, среди подростков с незавершенными суицидами 32% были в возрасте 17 лет; 31% - 16 лет; 21% - 15 лет; 12% - 14 лет и лишь 4% - в возрасте 12-13 лет. Как уже отмечалось, частота законченных суицидов среди подростков относительно невелика и не превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальные действия в этом возрасте чаще имеют демонстративный характер и нередко могут носить черты "суицидального" шантажа. Б.Н. Алмазов, обследовав группу подростков 14-18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4% из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания, у 30% самопорезы были совершены в результате ссоры со сверстниками, у 20% как обряд "братанья кровью", у 20% как демонстрация, бравада перед сверстниками и сверстницами. При последующем стационарном обследовании 15% из них признаны психически здоровыми, у остальных отмечены различные аномалии развития личности: психический инфантилизм, пограничная умственная отсталость, в 50% случаев - акцентуация характера. Однако дифференцировать покушения и демонстративные суицидальные попытки у подростков бывает чрезвычайно трудно. А.Е. Личко, А.А. Александров, обследовав группу подростков в возрасте 14-18 лет, нашли, что примерно у половины из них (49%) суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции (аффективный тип суицидальных действий), которая развивается по механизму "короткого замыкания", когда порой малозначительный повод играет роль "последней капли" и провоцирует суицидальное действие. При этом действия подростка в момент суицидальной попытки нередко внешне кажутся демонстративными. Они совершаются на глазах у обидчика, сопровождаются плачем или, наоборот, бравадой спокойствия. Однако эта "игра в самоубийство" часто заходит слишком далеко и может закончиться трагично.
На условность границ между суицидами, покушениями и суицидальными попытками у подростков указывают и другие авторы. Е. Шир отмечает, что большинство суицидальных действий в подростковом возрасте, будучи микросоциально обусловленными (отношения в семье, в школе и т.п.), направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Поэтому в подростковом возрасте чаще всего речь идет не о "покушении на самоубийство", а лишь о применении "суицидальной техники" для достижения той или иной первичной (несуицидальной) цели. Иногда суицидальное поведение у подростков определяется стремлением к временному "выключению" из ситуации. И в том и в другом случаях, несмотря на отсутствие суицидальных намерений, потенциальная опасность таких действий достаточно высока.
Итак, на этом можно завершить краткую характеристику вероятных причин подростковых суицидов. Но не стоит, однако, забывать, что все эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе, но в менее выраженных формах (то есть, генеральной причины нет, есть множество беспокойств, которые, накапливаясь, подводят подростка к краюбездны).
Вывод:
Суицид есть “следствие социально-психологической
дезадаптации личности в условиях переживаемого
микросоциального конфликта”. Действительно,
сознательный уход из жизни возможен во
имя какой-то большой цели, убеждений,
ради спасения людей и т.д. Такие поступки,
совершаемые по альтруистическим мотивам,
высоко оцениваются обществом. Однако
в подростковом возрасте мотивы суицидальных
действий чаще всего эгоистические. Суицидальное
поведение у подростков часто объясняется
тем, что молодые люди, не имея достаточного
жизненного опыта, не в состоянии правильно
определить цель своей жизни и наметить
пути ее достижения. Взрослым необходимо
уделять больше времени внимательному
выслушиванию своих детей и стараться
понять, что они на самом деле имеют в виду
и о чем думают. Со своей стороны молодежь
тоже должна с пониманием относиться к
взглядам и ценностям взрослых. Детям
и родителям для более эффективного общения
вовсе не обязательно соглашаться всегда
и во всем. Если возникают различия во
взглядах, то тем и другим важно показать
словом и жестом, что между ними сохраняются
безусловная любовь и поддержка.
2.РАБОТА
С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ
К СУИЦИДУ
2.1.Предотвращение суицидов.
Диагностика предсуицидального синдрома имеет важно профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства.
Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждений, школах, детских дошкольных интернатах. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается прежде всего на детях как наименее защищенной части населения. Их проблемам переживаниям стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе. От, так называемых, «трудных» детей и подростков школы стараются избавиться.
Учитывая изложенное, остроту и важность проблемы, а также в целях предупреждения и профилактики самоубийств несовершеннолетних, Министерство образования Республики Беларусь рекомендует следующее.
1.Включить в планы работы отделов образования райгорисполкомов инспекционные рейды по изучению в учреждениях образования (в том числе, социально-педагогических и интернатных) вопросов соблюдения прав и законных интересов учащихся, профилактики суицидов.
2.При проведении аттестации педагогических и руководящих работников учитывать результаты инспекционных рейдов по обеспечению и реализации прав и законных интересов обучающихся и воспитанников, а также материалов изучения:
3.Информировать комиссию по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел о выявленных случаях дискриминации, физического или психического насилия, оскорблений, грубого обращения с несовершеннолетними и обсуждать случаи нарушений их прав и законных интересов на педагогических советах учреждений образования, советах органов управления образованием с принятием адекватных мер реагирования.
4.Совместно с органами здравоохранения, внутренних дел и прокуратуры провести анализ причин суицидов в регионе, разработать комплекс мер по профилактике суицидов среди детей и подростков, обеспечить надлежащий контроль за его реализацией.
5.Развивать систему информирования детей и их родителей о системе психологической и социально-педагогической помощи, сети учреждений внешкольного образования и воспитания, спортивно-массовой работе.
6.Инициировать вопросы сотрудничества и осуществления социального партнерства с общественными объединениями, организациями Белорусской православной церкви, заинтересованными структурами и ведомствами, отвечающими за воспитание, образование и здоровье детей и подростков, с целью обеспечения права на формирование ответственной и способной к жизни в обществе личности.
Информация о работе Профилактика суицидального поведения подростков