Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа
Поэтому целью нашей курсовой работы является составление программы профилактики негативных эмоциональных состояний для студентов с использованием средств музыкотерапии.
Задачи:
1.Выявить сущность и виды негативных эмоциональных состояний;
2.Изучить особенности проявления негативных эмоциональных состояний в учебной деятельности;
3.Определить возможности музыкотерапии в предупреждении негативных состояний;
4. Провести диагностическое исследование негативных эмоциональных состояний у студентов;
5. Разработать программу;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования музыкотерапии в профилактики негативных эмоциональных состояний студентов. 6
1.1 Сущность, виды и характеристика негативных эмоциональных состояний 6
1.2 Особенности проявления негативных эмоциональных состояний в студенческой среде 10
1.3 Возможность использования музыкотерапии как средства профилактики негативных эмоциональных состояний студентов
Глава 2. Разработка профилактической программы для студентов с использованием музыкотерапии 20
2.1. Диагностическое исследование негативных эмоциональных состояний студентов
2.2. Профилактическая программа негативных эмоциональных состояний студентов средствами музыки 23
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………...
Список использованных источников
Таким образом, к негативных эмоциональных состояний можно отнести: навязчивость мыслей и действий, фрустрацию, «ночную психику», тревогу, стресс, дремотные состояния, агрессию, тревожность, депрессию и т.п..
Студенческие годы - это очень сложный этап в жизни человека. На этом этапе окончательно формируется не только физическое, но и психическое развитие человека, формируется личность студента и вся его дальнейшая жизнь. Интенсивность и напряженность современной жизни студента провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний. Негативные эмоциональные состояния, диагностируемые у молодежи, становятся опасной средой благоприятной для роста числа суицидов, уходов в секты и т.п. Поэтому в данной работе была взята молодежная среда, в частности студенты ГГТУ им. Сухого. Очень важно предотвратить, предупредить, устранить и нейтрализовать основные причин, вызывающие проблемы данного характера у студентов. Одним из таких перспективных методов признана музыкальная терапия. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас, музыка фигурирует как лечебное средство. Поэтому, важным этапом нашего исследования стала разработка музыкальных занятий по профилактике негативных эмоциональных состояний.
Для профилактики и преодоления негативных эмоциональных состояний, наблюдаемых у студентов ГГТУ: агрессия, фрустрация, тревожность, мы разработали 2 вводные беседы, 3 занятия и список произведений для самостоятельного прослушивания с целью профилактики различных негативных эмоциональных состояний. По окончании профилактической программы были отмечены поднятие общего жизненного тонуса, активность, хорошее эмоциональное настроение.
Подводя итоги всей нашей работы, можно сделать вывод, что при соблюдении алгоритма использования музыкотерапии, данная технология может применяться для профилактики негативных эмоциональных состояний. Для эффективного использования потенциала музыкотерапии необходимо опираться на диагностику негативных эмоциональных состояний и индивидуальные предпочтения молодых людей.
1. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков / Н.М Платонова. - СПб: Речь, 2004. - 336 с.
2. Алтунин, А.А Психическая агрессивность // Студенческий меридиан. -1997. - № 2. - с. 9-10
3. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - с. 81-89
4. Захарова, Н. Н., Авдеев, В. М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Журн. высш. нерв. деят. - 1982. - Т. 32. вып. 5. – 929с.
5. Казаринова, А. С. Музыка в системе психопрофилактики // Труды Ленингр. НИИ психоневрол. - 1976. - Т. 78. - С. 89.
6. Кечхауашвили, Г. И. Музыка и фиксированная установка // Бессознательное: природа, функция, методы исследования. - Тбилиси. 1978. - 659
7. Душков Б.А. Психология человекознания/ Б.А. Душков. - М.: Персэ, 2003 - 477 с
8. Позин, Н. В., Любинский, И. А. и др. Элементы теории биологических анализаторов. - Москва, 1978. – 389с.
9. Разумов, А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. – Москва, 1996. - 649с.
10. Прихожан А.М., Дубровина И.В. Психология. - М.: АКАДЕМИЯ, 1999 - 461 с.
11. Фудин, Н. А., Тараканов, О. П., Классик, С. Я. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов перед экзаменом // Физиология человека. - Москва, 1996. – 760с.
12. Шушарджан, С. В., Сеиченко, Л. М. Комплексное применение рефлексе- и музыкотерапии // Поволжская учредительная и 1-я Научно-практическая конф. по традиционной медицине: Тез. докл. - Казань. 1993. – 123с.
13. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А.Г. Гладкова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432 с.
14. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983, 368 с.
15. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979, 124 с.
16. Блаво, Р. Исцеление музыкой. – Питер: Питер принт, 2003. – 188с.
17. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия.- Москва: Владос, 1999. – 176с.
18. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. - Ленинград, 1968. – 187с.
19. Изард, К. Эмоции человека. - Москва, 1980. – 540с.
20. Ковалев, А.Г. Психология личности. - Москва, 1965. – 489с.
21. Тарабрина, Н.В. и др. Эксперимент исследования фрустрации при истерии // Клинико-психологическое исследование. - Ленинград., 1971. – 96с.
22. Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1985.- 208 с.
23. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Пейсахова Н.М. - Казань, 1977.
Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.
I
Не чувствую в себе уверенности.
Часто из-за пустяков краснею.
Мой сон беспокоен.
Легко впадаю в уныние.
Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
Меня пугают трудности.
Люблю копаться в своих недостатках.
Меня легко убедить.
Я мнительный.
Я с трудом переношу время ожидания.
II
Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
Я нередко чувствую себя беззащитным.
Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
Я чувствую растерянность перед трудностями.
В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III
Оставляю за собой последнее слово.
Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
Меня легко рассердить.
Люблю делать замечания другим.
Хочу быть авторитетом для других.
Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
Я мстителен.
IV
Мне трудно менять привычки.
Нелегко переключать внимание.
Очень настороженно отношусь ко всему новому.
Меня трудно переубедить.
Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
Нелегко сближаюсь с людьми.
Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
Нередко я проявляю упрямство.
Неохотно иду на риск.
Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов.
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
I 1...10 вопрос — тревожность;
II 11...20 вопрос — фрустрация;
III 21...30 вопрос — агрессивность;
Оценка и интерпретация баллов.
I. Тревожность: 0...7 — не тревожны; 8...14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня; 15...20 баллов — очень тревожны.
II. Фрустрация: 0...7 баллов — не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8...14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место; 15...20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность: 0...7 баллов — вы спокойны, выдержанны; 8...14 баллов — средний уровень агрессивности; 15...20 баллов — вы агрессивны, не выдержанны, есть трудности при общении и работе с людьми.
Тест для оценки психологического состояния
(Методика самооценки эмоциональных состояний А.Уэссман и Д.Рикс)
Инструкция.Выберите в каждом из разделов то утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние.А
10. Совершенно спокоен, абсолютно уверен в себе.
9. Хладнокровен и уверен в себе.
8. Ощущение полного благополучия; уверен, чувствую себя непринужденно.
7. В целом уверен и свободен от беспокойства.
6. Ничто особенно не беспокоит меня, чувствую себя более или менее непринужденно.
5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.
4. Переживаю некоторую озабоченность, беспокойство или неопределенность; волнуюсь, раздражен.
3. Значительная неуверенность, чувство беспокойства, иногда страх.
2. Сильная тревожность, озабоченность, почти постоянно страхи.
1. Совершенно обезумел от страха, потерял рассудок, напуган неразрешимыми трудностями.
Б
10. Жизненная сила выплескивается через край.
9. Огромная энергия, сильное стремление к деятельности.
8. Много энергии, потребность в действии.
7. Чувствую себя бодрым, энергичным.
6. В меру бодр.
5. Слегка устал, энергии не хватает.
4. Часто ощущение усталости, нехватки сил.
3. Значительная усталость, вялость, утомляемость.
2. Ужасно утомлен, почти изнурен и практически не способен к действию.
1. Абсолютно выдохся, неспособен даже к самому незначительному усилию.
В
10. Повышенное настроение, ощущение восторга, веселья.
9. Возбужден, приподнятое настроение.
8. Хорошее настроение.
7. Чувствую себя очень хорошо, жизнерадостен.
6. Чувствую себя довольно хорошо, «в порядке».
5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно, «так себе».
4. Настроение подавленное и несколько унылое.
3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно, настроение определенно унылое.
2. Очень угнетен, чувствую себя просто ужасно.
1. Крайняя депрессия и уныние, подавлен.
Г
10. Для меня нет ничего невозможного; смогу сделать все, что хочу.
9. Чувствую большую уверенность в себе и своих способностях.
8. Очень уверен в своих способностях.
7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.
6. Чувствую себя довольно компетентным.
5. Мои способности несколько ограничены.
4. Не вполне уверен в себе.
3. Подавлен своей неуверенностью и недостатком способностей.
2. Чувствую себя жалким и несчастным, устал от своей некомпетентности.
1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий, у меня ничего не получится.
Обработка результатов теста
Номер утверждения в каждом разделе соответствует количеству баллов.
Раздел А: 6-10 баллов – Вы достаточно спокойны; 3-5 баллов – повышена тревожность; 1-2 балла – выраженная тревожность.
Раздел Б и В: 9-10 баллов – избыточная активность, возбужденность, 6-8 баллов – достаточная активность, энергичность, хорошее настроение; 3-5 баллов – снижение настроения, утомляемость; 1-2 балла – подавленное настроение, выраженная утомляемость, высока вероятность депрессивного расстройства.
Раздел Г: 6-10 баллов – достаточная уверенность в себе и своих способностях; 3-5 баллов – неуверенность, курс психотерапии поможет справиться с проблемой; 1-2 балла – выраженная неуверенность, ощущение беспомощности.
3