Профилактика негативных эмоциональных состояний студентов средствами музыкотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью нашей курсовой работы является составление программы профилактики негативных эмоциональных состояний для студентов с использованием средств музыкотерапии.
Задачи:
1.Выявить сущность и виды негативных эмоциональных состояний;
2.Изучить особенности проявления негативных эмоциональных состояний в учебной деятельности;
3.Определить возможности музыкотерапии в предупреждении негативных состояний;
4. Провести диагностическое исследование негативных эмоциональных состояний у студентов;
5. Разработать программу;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования музыкотерапии в профилактики негативных эмоциональных состояний студентов. 6
1.1 Сущность, виды и характеристика негативных эмоциональных состояний 6
1.2 Особенности проявления негативных эмоциональных состояний в студенческой среде 10
1.3 Возможность использования музыкотерапии как средства профилактики негативных эмоциональных состояний студентов
Глава 2. Разработка профилактической программы для студентов с использованием музыкотерапии 20
2.1. Диагностическое исследование негативных эмоциональных состояний студентов
2.2. Профилактическая программа негативных эмоциональных состояний студентов средствами музыки 23
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………...
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Белорусский государственный университет культуры и искусств.doc

— 358.00 Кб (Скачать)


Белорусский государственный университет культуры и искусств

Факультет культурологии и социокультурной деятельности

Кафедра педагогики СКД

 

 

 

 

 

 

 

Профилактика негативных эмоциональных состояний студентов средствами музыкотерапии

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 412 группы

Загорец Ольга Викторовна

Руководитель:

     Мышковец А.А

 

 

 

 

Минск, 2011г.
Содержание

Введение              3

Глава 1. Теоретические основы использования музыкотерапии в профилактики негативных эмоциональных состояний студентов.              6

1.1 Сущность, виды и характеристика негативных эмоциональных состояний              6

1.2 Особенности проявления негативных эмоциональных состояний в студенческой среде              10

1.3 Возможность использования музыкотерапии как средства профилактики негативных эмоциональных состояний студентов             

Глава 2. Разработка профилактической программы для студентов с использованием музыкотерапии              20

2.1. Диагностическое исследование негативных эмоциональных состояний студентов              

2.2. Профилактическая программа негативных эмоциональных состояний студентов средствами музыки              23

    Заключение………………………………………………………………………………………………………………………...

Список использованных источников             

Приложение


Введение

В наше время большими темпами растёт число разочаровавшихся в жизни, а вместе с этим заболевших депрессией и пытающихся свести счёты с собственной жизнью. Нарастающая урбанизация, индустриализация, ускорение темпов жизни и другие факторы вызвали к жизни массу явлений, так называемых стрессоров, воздействие которых на человека проявляется в специфических реакциях организма. Общее свойство последних - избыточная активация физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение при появлении неприятных или угрожающих явлений. Когда человек теряет способность любить жизнь и радоваться ей, врачи ставят ему диагноз – невроз, что обычно начинается с пониженного фона настроения, а потом оказывает своё разрушительное действие на весь организм – сердце, желудок, печень. В условиях экономического кризиса и ускорения темпа жизни, все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана музыкальная терапия.

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. ''Звук обладает мистическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение. Вибрирующий звук создает образы и энергетические резонансные поля, которые вызывают движение в окружающем пространстве. Мы поглощаем эту энергию, и она воздействует на наш организм'' – писал Д.Кемпбелл.

Музыка – великая сила, может вознести до небес, наполнить жизнью, а может ввергнуть в глубокую депрессию и даже довести до самоубийства. Ритм музыки таких направлений, как heavy metal и рэп (около 150 ударов в минуту) попадает в полосу «шаманских» частот, и именно этим опасен для психики. Слушателями такой музыки чаще всего является молодёжь, которая больше всего подвержена резким перепадам настроения, обострению нигилизма, апатии т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся. Негативные эмоциональные состояния, диагностируемые у молодежи, становятся опасной средой благоприятной для роста числа суицидов, уходов в секты и т.п. Поэтому очень важно предотвратить, предупредить, устранить и нейтрализовать основные причин, вызывающие проблемы данного характера.

Исследованием этой темы занимались В.М. Бехтерева, И.М. Догель И.Р., Шушарджан С.В, Тарханова, которые изучали благотворное влияние музыки на центральную нервную систему. Захарова Н.Н и Авдеев В.М исследовали функциональные изменения в центральной нервной системе при восприятии музыки. Таким образом, во многих трудах говорится о благотворном влиянии музыкального искусства на физиологические процессы организма.

Поэтому целью нашей курсовой работы является составление программы профилактики негативных эмоциональных состояний для студентов с использованием средств музыкотерапии.

Задачи:

1.Выявить сущность и виды негативных эмоциональных состояний;

2.Изучить особенности проявления негативных эмоциональных состояний в учебной деятельности;

3.Определить возможности музыкотерапии в предупреждении негативных состояний;

4. Провести диагностическое исследование негативных эмоциональных состояний у студентов;

5. Разработать программу;

6. Апробировать методику упражнений и показать эффективность их применения в профилактике негативных эмоциональных состояний молодежи;

Объект: студенты ГГТУ им. Сухого.

Предмет: средства музыкотерапии, направленные на профилактику негативных эмоциональных состояний.

Методы:

Анализ литературы

Наблюдения

Опрос

Тестирование.

База исследования: ГГТУ им. Сухого.


Глава 1. Теоретические основы использования музыкотерапии в  профилактики негативных эмоциональных состояний студентов.

1.1 Сущность, виды и характеристика негативных эмоциональных состояний.

В молодом возрасте широк спектр эмоциональных проявлений (аффектов, душевных волнений): страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости. Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек "подавлен". Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний[23].

По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными. Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела [23]. В отличие от физиологических реакций, отражающих энергетическую сторону адаптационных процессов организма, психические состояния определяются преимущественно информационным фактором и отвечают за обеспечение приспособительного поведения на психическом уровне. Эмоциональные состояния — особый класс психических состояний, играющий существенную роль в противодействии человека жизненным трудностям, в психической регуляции общей направленности и динамики поведения. Психические состояния - явления исключительно индивидуализированные, так как зависят от особенностей конкретной личности, ее ценностных ориентаций и т.п. Соответствие психических состояний вызвавшим их условиям может быть нарушено. В этих случаях происходит ослабление их приспособительной роли, снижение эффективности поведения и деятельности вплоть до полной дезорганизации [9].

Негативных эмоциональных состояний состояния применительно к ситуациям повседневной жизни можно подразделить на следующие четыре группы:

1) Психические состояния, вызванные чрезмерной психофизиологической мобилизации организма в естественных фазах деятельности. Сюда относятся неблагоприятные формы предрабочих и рабочих состояний, доминантные состояния (навязчивость мыслей и действий и т.п.).

2) Психические состояния формирующиеся под влиянием неблагоприятных или непривычных факторов внешней среды биологического, психологического и социального характера (реактивные состояния). Эта группа включает такие весьма разнородные состояния, как утомление, дремотные состояния (монотония), тревогу, депрессию, аффект, фрустрацию, а также состояния, вызываемые воздействием одиночества (изоляции), ночного периода суток («ночная психика»).

3) Предневротические фиксации неблагоприятных реакций, появляющихся в результате закрепления отрицательной реакции в памяти («застойный очаг возбуждения») и последующего ее воспроизведения в аналогических первичному случаю условиях. Проявляются в виде навязчивых страхов (фобий). На основе фобий могут развиться навязчивые мысли и навязчивые действия.

4) Нарушения в сфере личностной мотивации, куда относятся, например, «кризис мотивации» и его разновидности[21].

Стресс - это психическая реакция, особое состояние человека в период «перехода», приспособления к новым условиям существования. Существенно важно, поэтому различать главные характеристики стресса. Стресс не привязан строго к определенной группе трудных состояний, но как непременный атрибут жизнедеятельности он может дать началу любому из них. Вредоносный или по крайне мере неприятный стресс следовало бы называть дистресс (то англ. distress- горе, бедствие, расстройство). Чаще все же в разговорной речи и в литературе термином «стресс» обозначают вредоносное напряжение организма[8].

В повседневной жизни стресс может вызвать фрустрационные ситуации, которые могут быть связаны с широким диапазоном потребностей:

1. Биологические потребности - сюда входят физиологические (голод, жажда, сон), половые или сексуальные, ориентировочные (потребность ориентироваться в месте, времени, окружающей действительности) и т.п.

2. Социальные потребности - трудовые, познавательные, межличностные, эстетические, нравственные[18].

Для фрустраций характерны следующие признаки отрицательных переживаний: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, «чувство лишения». Особенно трудно переносятся переживания человеком, когда он отвергается обществом, лишаясь привычных социальных связей. Очень часто фрустрация развивается в результате неудовлетворенности собственным трудом, его содержанием и результатами. Таким образом, под фрустрацией понимается специфическое эмоциональное состояние, которое возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые. Как правило, состояние фрустрации достаточно неприятное и напряженное, чтобы не стремиться избавиться от него[21].

Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности: высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи[19].

Депрессия - состояние, согласно профессиональной терминологии, характеризующееся мрачным настроением, подавленностью или печалью, что может быть (однако не всегда) выражением плохого здоровья[10].

Таким образом, к негативных эмоциональных состояний можно отнести: навязчивость мыслей и действий, фрустрацию, «ночную психику», тревогу, стресс, дремотные состояния, агрессию, тревожность, депрессию и т.п.

 

 

 

 

1.2 Особенности проявления  негативных эмоциональных состояний у молодежи.

Современные студенты - это, прежде всего, молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. На сегодняшний день отсутствует единый подход к возрастной периодизации, выделению фаз развития взрослого человека. По международной классификации, завершение юности и начало взрослости начинается для женщины с 20 лет, а для мужчины - с 21 года. Следовательно, основная масса студентов завершает в период обучения в вузе свою фазу юности и переходит в фазу взрослости.

Студенческий возраст - пора сложнейшего структурирования интеллекта, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала. Возраст 18-25 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабильности характера, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека. Этот возраст характерен и тем, что этот период является сенситивным для развития интеллектуальных и физических сил[7].

Время учебы в вузе совпадает с периодом юности, который отличается сложностью становления личностных черт. Студенческий возраст характеризуется большой дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышение самоконтроля и саморегуляции.

Высокий уровень тревожности может помешать успешно пройти этот этап в жизни человека. Ведь замкнутый, малообщительный, постоянно ожидающий неудачу во всем человек не может чувствовать себя достаточно комфортно и организовывать продуктивные и качественные взаимоотношения. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Информация о работе Профилактика негативных эмоциональных состояний студентов средствами музыкотерапии