Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа
Поэтому целью нашей курсовой работы является составление программы профилактики негативных эмоциональных состояний для студентов с использованием средств музыкотерапии.
Задачи:
1.Выявить сущность и виды негативных эмоциональных состояний;
2.Изучить особенности проявления негативных эмоциональных состояний в учебной деятельности;
3.Определить возможности музыкотерапии в предупреждении негативных состояний;
4. Провести диагностическое исследование негативных эмоциональных состояний у студентов;
5. Разработать программу;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования музыкотерапии в профилактики негативных эмоциональных состояний студентов. 6
1.1 Сущность, виды и характеристика негативных эмоциональных состояний 6
1.2 Особенности проявления негативных эмоциональных состояний в студенческой среде 10
1.3 Возможность использования музыкотерапии как средства профилактики негативных эмоциональных состояний студентов
Глава 2. Разработка профилактической программы для студентов с использованием музыкотерапии 20
2.1. Диагностическое исследование негативных эмоциональных состояний студентов
2.2. Профилактическая программа негативных эмоциональных состояний студентов средствами музыки 23
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………...
Список использованных источников
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что при соблюдении алгоритма использования музыкотерапии, данная технология может применяться для профилактики негативных эмоциональных состояний. Для эффективного использования потенциала музыкотерапии необходимо опираться на диагностику негативных эмоциональных состояний и индивидуальные предпочтения молодых людей.
Слово «депрессия» употребляют в разных смыслах - в научном, общежитейском и литературном. В последних двух случаях депрессией чаще всего именуют то, что на самом деле депрессией не является. Депрессия - это сильная тоска, сопровождающаяся чувством отчаяния и тревоги. Помимо депрессии, бывает гипотимия (снижение настроения, носящее кратковременный и невыраженный характер; гипотимия сопровождает почти все психические болезни и бывает также и у совершенно здоровых людей). Поэтому в данной работе употребляем понятие негативные эмоциональные состояния, которые рассмотрены в параграфе 1.2. [20].
С целью выявления у студентов ГГТУ негативных эмоциональных состояний, мы провели опрос. В результате подтвердилось, что студенты ГГТУ зачастую не знают, что такое депрессия и каковы её симптомы, и негативные эмоциональные состояния, (знакомые едва ли не каждому человеку), называют депрессией.
Так как наиболее часто встречающимися негативными эмоциональными состояниями являются тревожность, агрессия, фрустрации, мы решили провести тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) (см. Приложение А).
По результатам тестирования было выявлено: у 21 человека из опрошенных студентов отмечалось ярко выраженное состояние фрустрации, у 14- преобладает состояние агрессии, у остальных 65 человек – тревожность (см. Диаграмму 2.1.1.).
Диаграмма 2.1.1.
Негативные эмоциональные состояния, переживаемые студентами ГГТУ
Для экспериментальной работы мы отобрали группу студентов МСФ четвертого курса ГГТУ (пятнадцать девушек в возрасте от двадцати до двадцати двух лет), у которых дополнительно провели методику «Самооценка эмоциональных состояний» (см. Приложение А). Для более углубленного определения эмоционального состояния. Девушкам предлагалось выбрать из наборов суждений то, которое лучше всего описывает ее эмоциональное состояние сейчас по четырем шкалам (в каждой шкале по десять утверждений от отрицательного эмоционального состояния до положительного эмоционального состояния):
1) «спокойствие - тревожность»
2) «энергичность - усталость»
3) «приподнятость - подавленность»
4) «уверенность в себе - беспомощность»
По её результатам мы выяснили, что у 5 человек наблюдалось состояние тревожности, у 7 человек - усталость, у остальных опрашиваемых наблюдалось небольшая подавленность. (Также методика была проведена по окончанию занятий)
Исходя из этого, следующим этапом нашего исследования стала разработка музыкальных занятий по профилактике негативных эмоциональных состояний.
При составлении своей профилактической музыкальной программы для преодоления негативных эмоциональных состояний мы опирались на методику В.И. Петрушина – «музыкально-рациональную психотерапию». Суть её в строго-логическом (рациональном) применении средств музыкальной выразительности в психотерапевтических целях. При этом важнейшими такими средствами автор считает темп и лад в музыке. По мнению В.И. Петрушина, музыкальное произведение выражает то или иное настроение (что и предопределяет его психотерапевтическое использование) в зависимости от темпа и лада его звучания.
Данный автор обобщил характеристики музыкальных произведений, отражающих сходное эмоциональное состояние и мы исходили именно из его рекомендаций.
Для профилактики и преодоления негативных эмоциональных состояний, наблюдаемых у студентов ГГТУ: агрессия, фрустрация, тревожность, мы разработали 2 вводные беседы, 3 занятия и список произведений для самостоятельного прослушивания с целью профилактики различных негативных эмоциональных состояний.
Поэтому в свою программу мы включили беседы о влиянии музыке с анализом музыкальных предпочтений наших участниц и испытываемыми при этом состояниями. Например, на первой беседе мы обсуждали, как музыка лечит и калечит.
Чаще всего больным «прописывают» Моцарта, Баха и Генделя — у них самая оптимистическая и гармоничная музыка, у Шопена — слишком много минора и ностальгии в его прелюдиях и вальсах, это вредно для современного успешного человека. Большую часть рок - и поп-музыки в медицине не используют, научные факты — упрямая вещь. «Клиповая эстетика», клубная «дэнс-культура», которую сегодня нам навязывают, основана на музыкальных ритмах, «демобилизующих мыслительную активность, разрушающих способность человека к личностному общению». Возникает эффект толпы, в которой «отдельный человек легко теряет свой культурный облик, формируется зависимый тип личности» (Г.-Г. Декер-Фойгт). Но готовых рецептов и однозначных оценок все-таки нет. Например, великие композиторы, такие как Бах, Вивальди, Моцарт, Бетховен, Вагнер, выразили с помощью музыки множество самых разных состояний, создали множество самых разных образов. Каждый раз в их произведениях можно услышать что-то новое, может быть только сейчас ставшее актуальным. Вопрос не в самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в ней, а что пройдет мимо нас. Мы меняемся, и наша любимая музыка меняется вместе с нами, и не только с течением времени, но и на протяжении одного дня, иногда — одной секунды, которая оставила след в душе. Хотя бывает, что человек привязывается к одному стилю, одному ритму и сходу отвергает все другое. Но это уже тревожный симптом. Есть мелодии, которые мы любим всю жизнь такая музыка может вывести из самой глубокой депрессии и дать новые силы.
На второй встрече после прослушивания Шестой симфонии Чайковского, мы предложили девушкам поделиться какое личное событие или ситуацию они вспомнили и пережили под влиянием этого произведения. И таким образом подвели к теме «Освобождение и вытеснение отрицательных переживаний посредством эмоционально-насыщенной музыки».
Для получения психорелаксирующего эффекта в лечебных целях применяются произведения Дебюсси («Лунный свет», «Облака»), «Лунная соната» Бетховена, ноктюрны Шопена, «Аве Мария» Шуберта и др. Тонизирующим эффектом обладают: Шестая симфония Чайковского, «Болеро» Равеля, увертюра к опере «Эгмонт» Бетховена, симфония «Юпитер» Моцарта. Прослушивание экспрессивной музыки нередко вызывает тревогу, тоску, «крик души». Как правило, эти произведения пишутся во время какого-то сильного эмоционального переживания. Эмоции передаются и слушателю, у которого возникает внутренний диссонанс.
Отбор музыкальных произведений для вышеуказанного списка происходил в соответствии следующим механизмам профилактического и лечебного действа:
по нарастающей с повышением эстетических потребностей (от простых музыкальных произведений к более сложным);
контрастности; с регулированием эмоциональных состояний (эмоциональная разрядка, экспрессивная музыка сменяется музыкой - relax);
катарсического отреагирования – минорная музыка сменяется мажорной (с повышением социальной активности).
Музыка, которая стимулирует, активизирует Средства музыкальной выразительности: пунктирный ритм, мажорный лад, диссонансы, подчеркнутая ударная пульсация, резкие взлеты и падения мелодии, штрих стаккато, активность, острые ладовые тяготения. Реакции: повышение сердечно-сосудистого давления; учащение дыхания и пульса; спазмы мускулатуры; раздражение кожи; возбуждение, сходное с состоянием опьянения, порой опасное для здоровья и даже жизни; повышенная возбудимость симпатической нервной системы.
Музыка, которая успокаивает, расслабляет Средства музыкальной выразительности: отсутствие сильных акцентов, минорный лад, консонансы, невысокая громкость, штрих легато, плавное течение мелодии, отсутствие острых ладовых тяготений (например, народная музыка). Реакции: снижение сердечно-сосудистого давления; замедление дыхания и частоты пульса; расслабление мышечных зажимов; уменьшение раздражения кожи; чувство спокойствия, умиротворенности, удовольствия вплоть до медитативного состояния; преобладание возбуждения парасимпатической нервной системы.
Музыка бодрости и спокойного настроения. Некоторые исследователи утверждают, что музыка периода барокко стимулирует альфа-волны – ритм головного мозга, связанный с бодрствованием и ощущением спокойствия. Самыми знаменитыми композиторами периода барокко считаются Бах, Боккерини, Телеман, Вивальди и Гендель. Музыкальные рецепты Стать спокойным, часть 2, Брамс «Колыбельная», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны». Вылечить головную боль: Моцарт «Дон Жуан», Лист «Венгерская рапсодия №1», Хачатурян «Сюита Маскарад».
Программы классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.
1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Шопен "Мазурка, "Прелюдии", Штраус "Вальсы", Рубинштейн "Мелодии".
2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы. Бах "Контата 2", "Симфония ля-минор".
3. Для общего успокоения, удовлетворения. Бетховен "Симфония 6", часть 2, Брамс "Колыбельная", Шуберт "Аве Мария", Шопен "Ноктюрн соль-минор", Дебюсси "Свет луны".
4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми. Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21". Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5, Брукнер "Месса ля-минор"
5.Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением. Моцарт "Дон Жуан", Лист "Венгерская рапсодия" 1, Хачатурян "Сюита Маскарад".
6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения", 3 часть. Бетховен "Увертюра Эдмонд", Шопен "Прелюдия 1, опус 28", Лист "Венгерская рапсодия" 2.
7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей. Бах "Итальянский концерт" Гайдн "Симфония".
После составления данного списка нам было легко определить тематику и музыкальное наполнение занятий:
1. «Формирование позитивного отношения к миру».
Цель: Установление позитивного эмоционального состояния
Музыкальный материал:
1) «Белая Русь» (П.Елфимов)
2) «Край родимый» («Тимпан»)
3) "Шестая симфония", Чайковского.
Окончание занятия – рефлексия.
2. «Самоконтроль»
Цель: Преодоление агрессии и злобной раздражительности.
Музыкальный материал:
1) «Я хочу» (П.Елфимов)
2) Д.Шостакович. Романс из фильма «Овод».
3) Шуберт «Аве Мария»
Окончание занятия – рефлексия.
3. «Энергия»
Цель: Активизация жизненных сил.
Музыкальный материал:
1) «Бушевали ночные метели» («Тимпан»)
2) Бетховен "Лунная соната".
3) Пьяццолла «Либертанго».
Отбор произведений происходил в соответствии с рекомендациями ведущих музыкотерапевтов для преодоления негативных эмоциональных состояний, и учётом музыкальных предпочтений девушек. Мы не стали начинать занятия с прослушивания классической музыки, проведя предварительную беседу о её приоритете над другими жанрами музыки, не исключая их из наших занятий. В течение трёх занятий, а также индивидуального прослушивания отобранных произведений они отмечали эмоциональное улучшение.
На первом занятии, после беседы о пользе и вреде музыки, мы прослушали песню «Белая Русь» (П.Елфимов), её мы выбрали исходя из предпочтений студентов, эта песня вызвала повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы, уменьшение раздражения. Песня «Край родимый» («Тимпан»), жанр этой песни является пограничным между эстрадной и духовной музыкой, в своеобразной манере исполнения, как было отмечено слушателями, вызвало чувство умиротворенности, общего успокоения. В финале нашего занятия прозвучала "Шестая симфония", Чайковского, что вызвало у слушателей чувство спокойствия и колоссального удовольствия.
4) На первом занятии, после прослушивания Шестой симфонии Чайковского, девушки поделились событиями и ситуациями, которые они вспомнили и пережили под влиянием этого произведения. На втором занятии работали над освобождением и вытеснением отрицательных переживаний, которыми девушки поделились на предыдущем занятии, посредством эмоционально-насыщенной музыки. Для этого мы отобрали песню «Я хочу» (П.Елфимов), которая вызывала тревогу, «крик души» у слушателей, затем мы перешли к классике, прослушав Романс из фильма «Овод» Д.Шостаковича, отмечалась уменьшение эмоционального напряжения и улучшение самочувствия. Согласно механизму контрастности, для регулирования эмоциональных состояний, экспрессивная музыка сменяется музыкой – relax, поэтому студентам было предложено для прослушивания произведение «Аве Мария» Шуберта, нам удалось уменьшить чувства тревоги, установить чувство общего успокоения, удовлетворения.
Наше третье занятие было ориентировано на поднятие общего жизненного тонуса, активности, настроения, с помощью механизма катарсического отреагирования, когда минорная музыка сменяется мажорной, слушатели отмечали следующие изменения в эмоциональной состоянии. «Бушевали ночные метели» («Тимпан») минорная композиция плавное течение мелодии вызвало чувство спокойствия, умиротворенности, расслабления. Вторым произведением, предлагаемым нами слушателям стала "Лунная соната" Бетховена, студенты признались, что это одно из самых любимых классических произведений, оно вызвало у них множество образов, приятных воспоминаний, чувство радости. Конечной целью нашего итогового занятия является активизация жизненных сил студентов, мы прослушали произведение «Либертанго» (Пьяцолла), о которой слушатели сказали, что это музыка бодрости, музыка жизни.
По окончанию наших занятий у девушек наблюдалось превосходное эмоциональное состояние.