Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа
Поэтому целью нашей курсовой работы является составление программы профилактики негативных эмоциональных состояний для студентов с использованием средств музыкотерапии.
Задачи:
1.Выявить сущность и виды негативных эмоциональных состояний;
2.Изучить особенности проявления негативных эмоциональных состояний в учебной деятельности;
3.Определить возможности музыкотерапии в предупреждении негативных состояний;
4. Провести диагностическое исследование негативных эмоциональных состояний у студентов;
5. Разработать программу;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования музыкотерапии в профилактики негативных эмоциональных состояний студентов. 6
1.1 Сущность, виды и характеристика негативных эмоциональных состояний 6
1.2 Особенности проявления негативных эмоциональных состояний в студенческой среде 10
1.3 Возможность использования музыкотерапии как средства профилактики негативных эмоциональных состояний студентов
Глава 2. Разработка профилактической программы для студентов с использованием музыкотерапии 20
2.1. Диагностическое исследование негативных эмоциональных состояний студентов
2.2. Профилактическая программа негативных эмоциональных состояний студентов средствами музыки 23
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………...
Список использованных источников
Высокотревожные студенты склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Обычно тревожные студенты это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование - не нарушают дисциплину. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение студента к определенному типу ситуации и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Тревожные студенты, как правило, не пользуются всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто неуверенны в себе, замкнутые, малообщительные, или, же напротив, сверхобщительные, назойливые, или озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из - за своей неуверенности в себе, следовательно, эти студенты не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях [13].
Результатом безынициативности тревожных студентов является то, что у сверстников появляется стремление доминировать над ним, что ведет к снижению эмоционального фона, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе.
Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Он опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды, способствует образованию реакции психологической защиты в виде агрессии, направленной на других [10].
Мы видим, что тревожным студентам свойственна заниженные самооценка и самоуважение, они не верят в себя и свои силы и чувствуют себя одинокими в этом мире, закрываются в себе. А это способствует неполноценному развитию личности студента и отражается на его статусном положении в группе.
Как правило, негативные эмоции зачастую приводят к стрессам. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности.
Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.
Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств или других болезней.
Для современного студента, как и для любого человека, вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека[3].
Итак, стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.
Также еще одним из наиболее разнообразных негативных эмоциональных состояний считается агрессия. Проявления агрессии весьма разнообразны. Различают два основных её типа: целевая (осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту) и инструментальная (средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным). Чрезмерное развитие агрессивности превращает человека в конфликтную, неспособную на кооперацию личность. Агрессивность в крайнем своём выражении патологична: агрессия становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной злобности, враждебности, негативизме, жестокости[3].
Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация, принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы. Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинения вреда себе и самоубийстве.
В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях, тенденцию к разрушению, направленность на причинение вреда окружающим людям, склонность к насилию (причинению боли) [2].
Как правило, агрессивное поведение сопровождается различными аффектами (в порядке усиления интенсивности и глубины): раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность психологических аффектов коррелирует с их психологической функцией. Одним из наиболее интенсивных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии при определенных условиях ненависть, и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, то можно говорить о достижении уровня психопатологии характера.
В качестве индивидуально-личностных характеристик, агрессивное поведение, обычно рассматривают такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины.
Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию. В целом фрустрация - весьма распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с ней. Если же агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большей вероятностью усиливается в соответствии с законами научения. К тому же проблемы могут возникать в том случае, если человек имеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также, если у него не выработаны социальноприемлемые способы преодоления фрустрации.
Очевидно, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна распознавать различные проявления агрессии, выражать ее в социально приемлемых формах, наконец, уходить от насилия над другими и над собой[3].
Таким образом, проявления негативных эмоциональных состояний обусловлено тем, что студенческие годы - это очень сложный этап в жизни человека. На этом этапе окончательно формируется не только физическое, но и психическое развитие человека, формируется личность студента и вся его дальнейшая жизнь. Интенсивность и напряженность современной жизни студента провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний.
Музыкотерапия - это направление восстановительной медицины, в основе которого лежит использование различных методов воздействия музыкой или пением с лечебно - профилактической целью. Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас, музыка фигурирует как лечебное средство[16].Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.
Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. В Европе упоминание об этом относится к началу XIX века, когда французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Характерно, что применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер[6].
В XX веке, особенно во второй его половине, музыкальная терапия как независимая дисциплина стала широко практиковаться в различных странах Европы.
Современные исследования в области музыкотерапии развиваются по нескольким направлениям. Изучение художественно-эстетических закономерностей музыкального восприятия осуществляются в эстетических и музыкально-теоритических работах [4].
Психофизиологические аспекты музыкотерапии изучаются в работах психологов и физиологов [11].
Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, появились в конце XIX, начале XX века. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и др. появляются данные о благотворном влиянии музыки на ЦНС, дыхание, кровообращение, газообмен [12].
Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и механизму её воздействия существенно возрос. Вместе с тем этот интерес обусловлен возможностью использования музыки в качестве одного из средств для предупреждения и снятия усталости, утомления, а также для повышенной работоспособности человека, в том числе в условиях космических полётов человека.
Исследования ряда авторов показывают, что музыка оказывает стойкое воздействие на ЦНС. Так, Н. Н. Захарова и В. М. Авдеев исследовали функциональные изменения в ЦHC при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций. Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока возбуждения в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах. Более глубокие положительные эмоции при прослушивании определенных музыкальных произведений сопровождались изменениями ЭЭГ, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга, учащением сердечных сокращений и дыханий.
И.М. Гринева обнаружила, что прослушивание мелодичной музыки в спортивном темпе негромкого звучания оказывало на больных седативное воздействие. Музыка энергичная, с четким ритмом, контрастная, умеренного темпа и громкости давала тонизирующий эффект.
И.В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья [6]. В характере возникающих психофизиологических реакций в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие существенное значение имеют психологическая установка и общее состояние личности.
Влияние музыки на физиологические процессы нашего организма стало предметом исследования ученых разных стран. Ими были сделаны открытия, на которых впоследствии и была основана музыкотерапия как дисциплина. Так, дополнительно к описанному выше было подтверждено, что:
• при прослушивании музыки происходит нормализация мозгового кровообращения;
• музыка влияет на уровень различных гормонов в крови – например, может повысить содержание эндорфина;
• музыка способна влиять на общую подвижность и координацию организма;
• музыка изменяет восприятие времени;
• музыка может улучшить память и обучаемость[5].
Учеными было доказано, что воздействие музыки зависит и от вкусов и предрасположенности самого слушателя. Мелодии, которые нам субъективно нравятся, способствуют нормализации артериального давления, в то время как нелюбимая музыка дает противоположный эффект (сужение сосудов, перебои сердечного ритма).
По-разному влияет мажорная и минорная музыка. Мажорная вызывает светлое и радостное настроение, минорная же связана с грустью, печалью. Однако иногда она вызывает и активное состояние – например, в случае, если выражает драматические переживания[17].
Метод функциональной музыкотерапии как один из видов безлекарственного лечения, называемый аудивизуальной релаксацией, около десяти лет применяется в физиотерапевтической и психоневрологической практике. Воздействие на слуховую и зрительную системы пациента акустическими сигналами различного спектра, которые сочетаются с различными оптическими стимулами, вызывает сложные психофизиологические акты, включающие двигательные, вегетативные и эмоциональные ответные реакции. В результате у пациентов улучшается самочувствие, повышается настроение и внимание, восстанавливается биоэлектрическая активность головного мозга, нормализуется сердечный ритм, снижается повышенное артериальное давление. Этот метод применяется при неврозах, синдроме хронической усталости, гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, функциональных расстройствах нервной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта[19].
Процедуры аудиовизуальной релаксации с элементами музыкотерапии проводятся в специально подготовленных изолированных от посторонних звуков помещениях с удобными креслами, затемненными или со специальной подсветкой. Иногда добавляется арома-терапевтический эффект специально подобранных масел или воскурение благовоний. Такие процедуры часто сопровождают сеансы аутотренинга или гипнотерапии[9].