Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа
Цель исследования: определить содержание работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде;
Задачи исследования:
1.На основе анализа психолого-педагогической и социально-педагогической литературы определить основные категории и понятия исследования: алкоголизм, подростковая среда
2. Определить причины и факторы алкоголизма в подростковой среде
3. Рассмотреть историю происхождения алкоголизма в подростковой среде;
4. Рассмотреть диагностику уровня дезадаптации подростков, употребляющих алкоголь;
5.Определить особенности социально – педагогической деятельности по профилактике алкоголизма в подростковой среде.
Введение 3
Определение понятия алкоголизм в подростковой среде. История происхождения алкоголизма. …………………………………………………............................................5
Причины и последствия алкоголизма в подростковой среде………………….……….7
Особенности детского алкоголизма……………………………………………………........................................10
Связь алкоголизма с пьянством………………………………………………………………………………...11
Социально-педагогическая работа с детьми, склонными к употреблению алкоголя..............................................................................................................................12
Диагностика уровня дезадаптации подростков употребляющих алкоголь…………..............................................................................................................17
Программа социально-педагогической деятельности по профилактике алкоголизма в подростковой среде……………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………………26
Четвертая функция деятельности социального педагога – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально – педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающая как соблюдение. Так и защиту прав ребенка.
Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально – педагогическая деятельность с ребенком ,склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально – педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.
Шестая функция – коммуникативная. Ее сущность заключается в том , что в ходе реализации социально – педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информации.
Седьмая функция – предупредительно – профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма. что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.
В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:
- советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально – педагогические советы;
- консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;
- защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайшего окружения.
Центральное место в деятельности социального педагога с детьми, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к алкоголю.
Целью
антиалкогольного воспитания детей, подростков
и молодежи с отклоняющимся поведением
является возврат их к норме. [1 стр. 26]
Глава 2
Опытно – экспериментальная часть работы организации социально – педагогической деятельности по профилактике алкоголизма в подростковой среде
2.1 Диагностика уровня дезадаптации подростков, употребляющих алкоголь
Насколько вы адаптированы или дезадаптированы?
Давайте для начала дадим определение понятия «дезадаптация».
Дезадаптация (дез + новолат. Adaptation – приспособление) – утрата приспособляемости к условиям социальной среды, являющаяся следствием психического заболевания. [4 стр. 26]
Этот термин также применяется к подросткам, которые страдают алкоголизмом.
Психиатр Метцель и его группа изучали людей, пораженных так называемой «манией усердия». Диагностирование этой мании оказалось куда более сложным, чем таких привычных, как алкоголизм, наркомания, обжорство или стремление любой ценой похудеть. Стресс усердия не портит карьеру и воспринимается чем – то вроде шрамов от боевых ранений, которыми можно гордиться. Как и любая болезнь, стресс поддается лечению тем лучше, чем раньше он обнаружен, но провести раннюю диагностику может только сам человек.
Предлагаем вам тест. Он призван помочь вам обнаружить симптомы стрессового состояния.
Обнаруживаете ли вы у себя признаки дезадаптации
Подчеркните
вопросы, на которые вы
Если вы на 4 вопроса и более ответили «да», подумаете, как изменить свою жизнь, посоветуетесь с другом или психологом.
Адаптационные
реакции организма на неблагоприятные
воздействия значительной интенсивности
имеют ряд общих неспецифических черт
и называются адаптационным синдромом.
Сдвиги, сопровождающие адаптацию, затрагивают
все уровни организма: от молекулярного
до уровня психологической регуляции
деятельности. [10 стр. 26]
2.2. Программа социально-педагогической деятельности по профилактике алкоголизма в подростковой среде
Каким образом предотвратить возникновение алкоголизма подростков?
Для этого давайте рассмотрим программу, которая реализовалась в Ветлужской средней школе в г. Ветлуга Нижегородской области, руководитель которой Н.Кошурина
Трезво жить – век не тужить
(Устный журнал)
Раздаются удары набатного колокола.
1-й учащийся. По ком звонит колокол?
Голос (из зала). По ком звонит колокол? Не спрашивай об этом: быть может, он звонит по тебе!!
2-й учащийся. Мы все слышали о заболевании, которое называют «чумой XXI века»… Оно плохо поддается лечению, косит людей миллионами. Конечно. Пока мы молоды, полны сил, нам кажется, что все это нас не коснется. Умирают дескать, другие где-то далеко… Но статистика утверждает, что в 90-е годы прошлого века в России смертность от случайных отравлений алкоголем росла ежегодно в среднем на 38% в год. Заболеваемость алкогольными психозами – на 885… В 1993 г. количество смертельных отравлений увеличилось на 75,6%, а психозов – соответственно на 141,4%...
3-й учащийся. Неужели мы будем говорить об этой безрадостной статистике?
1-й учащийся. Нет, мы будем говорить о том, что пагубно влияет на наше тело и душу, а в конечном итоге – на судьбу.
2-й учащийся. Как известно. Первым коварство вина испытал на себе Ной. Из Библии мы знаем, что этот пожилой человек, впервые отведав забродившего сока виноградной лозы, охмелел и погрузился в крепкий сон… Обессилевшего старца увидел сын. Найдя зрелище забавным, он пригласил двух братьев, чтобы посмеяться вместе. С этого момента потянулась цепь несчастий. Удивительное наказание постигло глупого сына. Его потомство было определено в услужение потомков более умных братьев… все поняли, что речь идет о Хаме?
3-й учащийся. Впрочем, если говорить про действие вина на судьбы людей и народов. То в самый раз вспомнить про изобретение араба Рагеда, который в 860 г. изготовил то. Что теперь называют водкой. В средние века открытие араба повторил итальянский алхимик Валентиус. Полученный им спирт за его летучесть и обжигающее воздействие был назван целительным средством. Не без рекламного пафоса новую жидкость назвали «водкой жизни» и начали продавать в аптеках.
Слово «водка», быстро входившее в оборот, означало всего лишь настойку лекарственных трав для наружного и внутреннего употребления. Пользовалась спросом водка «желудочная», «легочная», «сердечная» и «любовная»… Каждый мог найти себе по вкусу. Доза же не превышала столовой ложки.
1-й учащийся. Наркотическое воздействие этилового спирта не могло не привлечь внимание тех. Кто умел зарабатывать деньги и искал к тому возможности. И водку стали производить для массового потребителя… тех. Кто ищет приключений и не боится сломать собственной шеи, оказалось более чем достаточно.
2-й учащийся. В XVIII веке в Западной Европе водку уже именовали не “водой жизни2, а «водой смерти». В это время европейские негоцианты принялись с настойчивостью, достойной лучшего применения. Проталкивать свой товар на российские рынки. Говорят, что вопрос о получении «высоких технологий». Поднятый Петром I (страна нуждалась в быстром перевооружении армии), был увязан в один узел с разрешением вести торговлю спиртными напитками на территории России. И якобы царю пришлось принять эти условия. Так водка потекла к нам из-за границы. А когда питейные навыки привились и винокурение стало приносить баснословные прибыли…
3-й учащийся. Появились и собственные. Российские винокуренные заводы… Спаивание народа шло по нарастающей. Впрочем, государство пыталось бороться с пьянством. Известно, что в годы правления Петра I попавшим в тюрьму пьяницам вешали на грудь медаль в 18 фунтов весом с лаконичной надписью «За пьянство». Но любителей горячительных напитков, готовых заложить последнюю рубаху, становилось все больше.
1-й учащийся. Для пьянства всегда можно найти повод. Кто-то сочинил об этом такие вот строки:
2-й учащийся. К сожалению. Многие взрослые люди обрели привычку заглядывать в стакан еще в подростковом возрасте. Детство – это период бурного развития. Алкогольный яд действует в это время в несколько раз сильнее. У подростка быстрее происходит обмен веществ, быстрее течет кровь… И алкоголь скорее проникает в мозг, печень, легкие. Статистика утверждает, что путь подростка к алкоголизму в 3-4 раза короче. Ложная веселость быстро сменяется агрессивностью. Хулиганство, кражи драки – далеко не полный перечень преступлений, совершаемых подростками в состоянии алкогольного опьянения. Тюрьмы и колонии полны теми. Кто совершил самые страшные преступления под воздействием этой веселости. Причем, по словам преступников, они сами не понимали того, что делали…
3-й учащийся. Не случайно в Древней Греции и Риме законы запрещали употреблять хмельные напитки молодым людям. На Руси с древних времен не позволялось пить хмельное на собственной свадьбе. Медики говорят, что если будущая мать регулярно употребляет алкоголь в период своей беременности, то ребенок еще в материнской утробе подвергается винному отравлению, как запойный пьяница. Едва родившись на свет, он будет испытывать похмелье – у него дрожат руки. Нарушен ритм сердцебиения, болит голова.
1-й учащийся. Давно замечено, что у пьющих матерей чаще случаются мертворожденные дети или выкидыши. У их детей наблюдается отставание в развитии, они нередко наследуют предрасположенность к пьянству и, как следствие, попадают в дурные истории.
2-й учащийся. Значит, пьющая мать пропивает не только свое здоровье…
3-й учащийся. Но мы спокойны: подумаешь, одна рюмка… Но именно с нее все и начинается. Есть множество ситуаций. Когда употребление спиртного становится не только твоим личным делом: «хочу – пью, хочу – нет!». Как извстно, по вине пьяных водителей ежегодно случается тысячи аварий… По вине пьющих машинистов поезда сходят с рельсов… Из-за езды в пьяном виде ежегодно гибнет в десять раз больше людей, чем во всех горячих точках планеты, вместе взятых.
Информация о работе Профилактика алкоголизма в подростковой среде