Профилактика алкоголизма в подростковой среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить содержание работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде;
Задачи исследования:
1.На основе анализа психолого-педагогической и социально-педагогической литературы определить основные категории и понятия исследования: алкоголизм, подростковая среда
2. Определить причины и факторы алкоголизма в подростковой среде
3. Рассмотреть историю происхождения алкоголизма в подростковой среде;
4. Рассмотреть диагностику уровня дезадаптации подростков, употребляющих алкоголь;
5.Определить особенности социально – педагогической деятельности по профилактике алкоголизма в подростковой среде.

Содержание

Введение 3
Определение понятия алкоголизм в подростковой среде. История происхождения алкоголизма. …………………………………………………............................................5
Причины и последствия алкоголизма в подростковой среде………………….……….7
Особенности детского алкоголизма……………………………………………………........................................10
Связь алкоголизма с пьянством………………………………………………………………………………...11
Социально-педагогическая работа с детьми, склонными к употреблению алкоголя..............................................................................................................................12
Диагностика уровня дезадаптации подростков употребляющих алкоголь…………..............................................................................................................17
Программа социально-педагогической деятельности по профилактике алкоголизма в подростковой среде……………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Дмитрий 09 - СП (Автосохраненный).doc

— 149.00 Кб (Скачать)

  5.  Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т. д.) у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки. Алкоголь в таких случаях является компенсирующим фактором, позволяющим сгладить имеющуюся дезадаптацию ребенка, обеспечить его безболезненное вхождение в группу сверстников, преодолеть скованность и робость, повысить речевую активность, проявить скрытые возможности.

    В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее предрасположенных  к вовлечению в алкоголизацию:

  1. дети с завышенной самооценкой, перенявшие у родителей убеждение в своей непогрешимости, находящиеся вне критики;
  2. дети с повышенным чувством жестокости и агрессивности;
  3. дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки сос стороны родителей;
  4. дети, подверженные депрессиям и паранойе.

   6. Алкоголь как иллюзорная реальность. Некоторые подростки употребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением в семье или школьном коллективе. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются или порождаются употреблением спиртного.

    В наиболее общем виде последствия алкоголя с точки зрения наносимого им вреда можно разделить на четыре группы:

    - социально-экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда,  увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т. д.);

    - социально-психологические  (разрыв семейных, школьных, трудовых и иных социально-психологических связей, духовное и нравственное крушение личности, ухудшение нравственно- психологического климата микросреды и т. д.);

    - криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание благоприятных ситуаций, способствующих криминализации и виктимизации, т. е. становление человека жертвой в результате неблагоприятных социальных условий, и т. д.);

    -физические (наносится вред не только здоровью конкретных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью будущих поколений). [ 1 стр.26] 

Особенности детского алкоголизма:

  • быстрое привыкание  к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо- физиологическим строением детского организма. Мозговая ткань ребенка в отличии от взрослого  богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводятся легкими и почками. Остальные 93% действуют как яд. Оказывая разрушительное воздействие на все органы, вызывая быстрое привыкание организма к этому яду;
  • злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к алкоголю снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;
  • принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски,, принимая всю дозу за один раз;
  • Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению;
  • Низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей.

       Пьянство  среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. [12 стр.26] 
     
     

Связь алкоголизма с  пьянством

    Пьянство – это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает её социальную адаптацию, приводит к противоправному поведению, это морально-этическая распущенность, когда человек утрачивает контроль над своим поведением и действиями. Под пьянством понимается систематическое либо чрезмерное употребление спиртных напитков без болезненного влечения к ним.

    Алкоголизм – заболевание, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к социальной, психической и физической деградации личности, а также к алкогольным психозам.

   Пьянство предшествует развитию хронического заболевания – алкоголизма с присущими ему наркоманическими явлениями и признаками. К последним следует, в частности, отнести психическую и физическую зависимость.

    Психическая зависимость проявляется в том, что в сознании лица, злоупотребляющего алкоголем, постепенно начинают доминировать мысли о спиртном. Эти мысли принимают назойливый, навязчивый характер. По мере прогрессирования алкоголизма формируется своеобразное алкогольное мировоззрение. Лишение алкоголика возможности продолжать пьянство вызывает

 у него угнетённое состояние, раздражительность, склонность к конфликтам. Психическая зависимость отличается большой стойкостью и нередко является причиной рецидива после лечения.

    Физическая зависимость при алкоголизме заключается в том, что непременным условием относительно нормального самочувствия алкоголика является поддержание в организме определённой концентрации одурманивающего вещества. Его снижение немедленно вызывает нарушение функций многих органов и систем жизнедеятельности организма, т.е. комплекс расстройств, называемых в медицине абстинентным, или похмельным, синдромом. [ 8 стр.26]

    Пьянство – постоянное и невоздержанное употребление спиртных напитков.   [ 12 стр.26] 

Социально-педагогическая работа с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

     Реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.

      Такая социально-педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:

  • индивидуально-личностный подход к ребенку;
  • опора на положительные стороны в личности ребенка;
  • объективность подхода к ребенку;
  • конфиденциальность.

       Рассмотрим структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, раскрывая содержание каждого из ее компонентов.

         Целью социально-педагогической деятельности с подростками склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

         Первый фактор - индивидуально-психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержание психического развития ребенка.

        Второй фактор – индивидуально – соматический- предполагает наличие у ребенка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

        Третий фактор – социальный внешкольный, включающий нарушения прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком, либо гиперопека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

        Четвертый фактор – социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально – психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.

        Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости. Поэтому социально – педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребенка.

        Цель социально – педагогической деятельности может быть реализована путем решения следующих задач:

        - создание форм активной действенной социально – педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка;

        - формирование у подростка позитивных ценностных ориентаций в процессе социально – педагогической и коррекционной работы;

        - вовлечение подростков в социально – полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений;

        - воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки;

        - укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплекса медицинских, психолого – педагогических и других мероприятий;

        - формирование основ правовой культуры ребенка;

        - формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.

      У социального  педагога основными функциями являются:

  1. социально – педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребенку и семье в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребенка, осуществлении контроля над ребенком;
  2. социально – обучающая функция, направленная на владение ребенком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми социальными умениями и навыками противостояния вовлечению в процесс алкоголизации;
  3. правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребенка, склонного к алкоголизму.

              Можно выделить основные направления в деятельности социального

          педагога при работе с ребенком, склонным к алкоголизму:

  1. деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;
  2. деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;
  3. деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;
  4. деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость;
  5. посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

        Социально – педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

        Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, - реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучение и оценивание реальных особенностей его личности; выявление информации о семье ребенка; изучение источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определение алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучения влияния на ребенка микросреды.

        Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально – педагогическая программа деятельности с ребенком. Склонным к алкоголизму. Которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации. Коррекции или реабилитации.

        Третья функция – образовательно – воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально – педагогической деятельности. А также методов ее осуществления; определение тех социально – значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки. Формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Информация о работе Профилактика алкоголизма в подростковой среде