Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа
Цель исследования: определить содержание работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде;
Задачи исследования:
1.На основе анализа психолого-педагогической и социально-педагогической литературы определить основные категории и понятия исследования: алкоголизм, подростковая среда
2. Определить причины и факторы алкоголизма в подростковой среде
3. Рассмотреть историю происхождения алкоголизма в подростковой среде;
4. Рассмотреть диагностику уровня дезадаптации подростков, употребляющих алкоголь;
5.Определить особенности социально – педагогической деятельности по профилактике алкоголизма в подростковой среде.
Введение 3
Определение понятия алкоголизм в подростковой среде. История происхождения алкоголизма. …………………………………………………............................................5
Причины и последствия алкоголизма в подростковой среде………………….……….7
Особенности детского алкоголизма……………………………………………………........................................10
Связь алкоголизма с пьянством………………………………………………………………………………...11
Социально-педагогическая работа с детьми, склонными к употреблению алкоголя..............................................................................................................................12
Диагностика уровня дезадаптации подростков употребляющих алкоголь…………..............................................................................................................17
Программа социально-педагогической деятельности по профилактике алкоголизма в подростковой среде……………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………………26
5. Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т. д.) у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки. Алкоголь в таких случаях является компенсирующим фактором, позволяющим сгладить имеющуюся дезадаптацию ребенка, обеспечить его безболезненное вхождение в группу сверстников, преодолеть скованность и робость, повысить речевую активность, проявить скрытые возможности.
В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию:
6. Алкоголь как иллюзорная реальность. Некоторые подростки употребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением в семье или школьном коллективе. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются или порождаются употреблением спиртного.
В наиболее общем виде последствия алкоголя с точки зрения наносимого им вреда можно разделить на четыре группы:
- социально-экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т. д.);
- социально-психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых и иных социально-психологических связей, духовное и нравственное крушение личности, ухудшение нравственно- психологического климата микросреды и т. д.);
- криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание благоприятных ситуаций, способствующих криминализации и виктимизации, т. е. становление человека жертвой в результате неблагоприятных социальных условий, и т. д.);
-физические
(наносится вред не только здоровью конкретных
людей, злоупотребляющих алкоголем, но
и здоровью будущих поколений). [ 1 стр.26]
Особенности детского алкоголизма:
Пьянство
среди несовершеннолетних тесно связано
с их отклоняющимся поведением. [12 стр.26]
Связь алкоголизма с пьянством
Пьянство – это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает её социальную адаптацию, приводит к противоправному поведению, это морально-этическая распущенность, когда человек утрачивает контроль над своим поведением и действиями. Под пьянством понимается систематическое либо чрезмерное употребление спиртных напитков без болезненного влечения к ним.
Алкоголизм – заболевание, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к социальной, психической и физической деградации личности, а также к алкогольным психозам.
Пьянство предшествует развитию хронического заболевания – алкоголизма с присущими ему наркоманическими явлениями и признаками. К последним следует, в частности, отнести психическую и физическую зависимость.
Психическая зависимость проявляется в том, что в сознании лица, злоупотребляющего алкоголем, постепенно начинают доминировать мысли о спиртном. Эти мысли принимают назойливый, навязчивый характер. По мере прогрессирования алкоголизма формируется своеобразное алкогольное мировоззрение. Лишение алкоголика возможности продолжать пьянство вызывает
у него угнетённое состояние, раздражительность, склонность к конфликтам. Психическая зависимость отличается большой стойкостью и нередко является причиной рецидива после лечения.
Физическая зависимость при алкоголизме заключается в том, что непременным условием относительно нормального самочувствия алкоголика является поддержание в организме определённой концентрации одурманивающего вещества. Его снижение немедленно вызывает нарушение функций многих органов и систем жизнедеятельности организма, т.е. комплекс расстройств, называемых в медицине абстинентным, или похмельным, синдромом. [ 8 стр.26]
Пьянство
– постоянное и невоздержанное употребление
спиртных напитков. [ 12 стр.26]
Социально-педагогическая работа с детьми, склонными к употреблению алкоголя.
Реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.
Такая социально-педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:
Рассмотрим структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, раскрывая содержание каждого из ее компонентов.
Целью социально-педагогической деятельности с подростками склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.
Первый фактор - индивидуально-психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержание психического развития ребенка.
Второй фактор – индивидуально – соматический- предполагает наличие у ребенка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.
Третий фактор – социальный внешкольный, включающий нарушения прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком, либо гиперопека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.
Четвертый фактор – социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально – психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.
Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости. Поэтому социально – педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребенка.
Цель социально – педагогической деятельности может быть реализована путем решения следующих задач:
- создание форм активной действенной социально – педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка;
- формирование у подростка позитивных ценностных ориентаций в процессе социально – педагогической и коррекционной работы;
- вовлечение подростков в социально – полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений;
- воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки;
- укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплекса медицинских, психолого – педагогических и других мероприятий;
- формирование основ правовой культуры ребенка;
- формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.
У социального педагога основными функциями являются:
Можно выделить основные направления в деятельности социального
педагога при работе с ребенком, склонным к алкоголизму:
Социально – педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.
Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, - реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучение и оценивание реальных особенностей его личности; выявление информации о семье ребенка; изучение источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определение алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучения влияния на ребенка микросреды.
Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально – педагогическая программа деятельности с ребенком. Склонным к алкоголизму. Которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации. Коррекции или реабилитации.
Третья функция – образовательно – воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально – педагогической деятельности. А также методов ее осуществления; определение тех социально – значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки. Формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.
Информация о работе Профилактика алкоголизма в подростковой среде