Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 04:48, контрольная работа
Сфера деятельности социального педагога -- социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития. Какой социум мы имеем? В последний десяток лет пышным цветом расцвели такие социальные проблемы, как нужда и бедность, алкоголизм и наркомания, безработица, бродяжничество и социальное сиротство, преступность и жестокое поведение. Я уж не говорю о национальных конфликтах и терроризме, экологических и техногенных катастрофах.
I. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОСИИ…………………………………………………..5
1.1. Цели и направления социально-педагогической деятельности…….8
1.2. Объекты социально-педагогической деятельности…………………11
1.3. Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-
педагогическую, психологическую помощь………………………..12
1.4. Средства, методы, формы и приемы социально-
педагогической и психологической деятельности…………………..13
1.5. Законодательная основа практической социально-
педагогической деятельности………………………………………..14
II. Практическая деятельность социального педагога……16
2.1. Социально-педагогическая и психологическая
деятельность в учреждениях государственного попечения……….16
2.2. Социально-педагогическая работа по социализации детей
"группы риска" в общеобразовательном учреждении……………..20
2.3. Психолого-педагогические особенности деятельности
специалиста по социальной работе с семьёй……………………….21
2.4. Влияние профессиональных качеств социального
педагога и социального работника на взаимоотношения
с клиентами Центров социальной помощи семье и детям……….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………34
Внимание любой
из сфер социальной работы сосредоточено
на человеке, на семье. И какие бы
не возникали у членов семьи проблемы
(психолого-педагогического, социального,
правового или другого свойства), они затрагивают
всю семью, формируют различные социально-психологические
явления, которые или укрепляют или, что
чаще всего бывает, разрушают.
Необходимой предпосылкой
успешного решения основных проблем
семьи является глубокое понимание психолого-педагогических
закономерностей социальной работы с
ней.
Деятельность
специалистов по социальной работе, будь
то социальные педагоги или социальные
работники, многогранна: в одном
случае они проводят консультацию молодых
супругов, в другом - совместно с родителями
вырабатывают общую линию воспитания
подростка, в третьем - решают проблемы
неполной или многодетной семьи, в четвёртом
- занимаются семейной психотерапией,
поддержкой и т.д. В принципе, эти многоплановые
контакты социального работника с семьями,
порождаемые потребностями совместной
деятельности, являются своеобразными
формами проявления общих закономерностей
социальной работы с семьёй. В свою очередь
они обуславливают его социально-педагогические
понятия о поведении индивида и малой
социальной группы, о типах семьи и процессах
её социализации, поведении сложных структур
и разнообразии культурных систем, а также
о собственно личности социального педагога
или работника и присущих ему профессиональных
качествах.
2.4. Влияние профессиональных
качеств социального педагога
и социального работника на
взаимоотношения с клиентами
Центров социальной
помощи семье и детям
Совершенствование
форм, содержания работы центров социального
обслуживания семьи и детей лежит в русле
решения задач по оказанию эффективной
помощи родителям, в установлении благоприятных
внутрисемейных отношений во благо детей.
Структурами социального обслуживания
семьи и детей проделывается большая работа
в этом направлении, но очевидные достижения
в этой области не перекрывают, тем не
менее, столь же явных упущений и недостатков.
Укажем следующие,
наиболее общие недостатки:
- отсутствие
у работников социальной сферы
(социальных работников, социальных
педагогов, и т. д.) коммуникативных
навыков, необходимых для установления
с родителями и детьми положительных взаимоотношений,
как основы продуктивного взаимодействия;
- категориальный
подход к клиентам центра как
к нуждающимся,
- формальное
отношение специалистов
Специалист, имеющий
дело с семьями (социальный работник,
социальный педагог, психолог), должен
хорошо понимать их особенности, уметь
принимать адекватные меры, чтобы прийти
на помощь в решении разного рода проблем
и трудностей.
Специалиста, работающего
в социальной сфере от других профессионалов
отличает не только специальные знания,
но и прежде всего склонность к
особому отношению к своим клиентам, как
взрослым так и детям.
С одной стороны,
специалист должен признавать, уважать
их социальные, гражданские, личностные
права, даже если эти люди находятся
в самом невыгодном положении, а
это в свою очередь обуславливает
необходимость выработки позиции "рядом
и вместе".
С другой стороны,
недопустимо предъявлять к
Современная парадигма
гуманистических общественных отношений
включает в себя, следующие направления
работы:
1) обеспечение
укрепления внутрисемейных
2) содействие
в создании нравственных, культурных,
психологических условий в среде обитания
семьи, необходимых для ее существования;
3)помощь в
нормализации гуманистических
Положительный
эффект деятельности социальных служб
в этих направлениях, достигается путем
выполнения следующих условий:
Во- первых, у
специалистов и членов семьи, с которыми
они имеют дело, необходимо наличие
взаимных установок на оказание и
получение индивидуальной помощи. Здесь
большую роль играет взаимоотношения,
строящиеся на понимании важности совместной,
согласованной работы, во имя преодоления
трудностей, сохранения семьи во благо
ребенка.
Среди работников
социального обслуживания, к сожалению,
распространена уверенность в том,
что взаимопонимание с семьей,
с родителями рождается само по себе, только
потому, что они проявляют заботу о детях.
Естественно, никакого подлинного взаимодействия
при этом достичь не удается. Важная роль
учреждения по оказанию социальной помощи
семье и детям состоит в целенаправленности,
профессиональной грамотности оказания
помощи семье, с учетом интересов и проблем
ребенка и родителей.
Во- вторых, социальные
работники, психологи, социальные педагоги
и родители должны постоянно повышать
свою личную и социальную компетентность.
В-третьих, реальная
практика социального обслуживания семьи
должна формировать стиль доброжелательности,
сотрудничества, который характеризовал
бы работу центра в целом, и отношения
с клиентом в частности. Ориентируясь
на такую работу, возрастает потенциал
семьи, а условием связи социальных учреждений
с семьей выступает овладение его специалистами
навыками общения. Процесс установления
контакта с родителями и детьми может
быть лишь в том случае, если специалист
сознательно, а не спонтанно, строит коммуникативный
процесс, учитывая конкретную ситуацию
в семье, особенности ее членов.
Как показывают
мои наблюдения, далеко не все специалисты
по социальной работе всегда психологически
готовы к этому, не все располагают
профессиональными, коммуникативными
навыками.
Решая эту проблему,
в ЦСПС и Д (г. Ставрополь), с социальными
работниками и социальными педагогами
проводятся деловые игры, совместное обсуждение
успешных и неудавшихся контактов с детьми
и родителями, психологические тренинги
и т.д.
Однако специалисты
должны думать не только о том, как заслужить
уважение и доверие родителей, вселить
в них веру, они должны действовать, целенаправленно
и эффективно, используя все свое профессиональное
мастерство, способности к сочувствию,
участию, эмпатии, умению отстаивать интересы
семьи перед инстанциями, решая многие
немаловажные для них проблемы.
Для социального
работника и социального
Большую роль в
успешной работе центров играет атмосфера
дружеских, неформальных взаимоотношений
между сотрудниками и родителями с детьми.
Ее созданию посвящены совместные мероприятия:
тренинговые группы, вечера отдыха, тематические
встречи, создание семейных клубов и родительских
групп, где социальные работники и социальные
педагоги получают возможность наблюдать,
как родители и дети относятся друг к другу,
что позволяет успешно корректировать
и развивать связи между родителями и
детьми.
Умение специалистов
социальной помощи семье и детям,
в доброжелательной, дружественной
обстановке, нацеленной на взаимопонимание
и сотрудничество, оказать благотворное
влияние на семью - верный путь к успешному
решению задач социализации и адаптации
семьи оказавшейся в трудной жизненной
ситуации, нуждающейся в помощи и поддержке
в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание подрастающего
поколения - нелегкая и ответственная
задача. Каждый взрослый стремится
выполнить ее как можно лучше.
Однако, возникает вопрос, почему в
одинаково тяжелых условиях результат
оказывается разным: одни подростки,
стараясь оправдать ожидания воспитывающих
взрослых, оказываются неэффективными
во взрослой жизни, другие - избегая требований
и не соответствуя ожиданиям - превосходят
своих воспитателей в психологической
зрелости?
Социально-политические
и экономические изменения в России
затронули практически все стороны процесса
обучения, воспитания и развития личности.
На фоне всеобщего кризиса в экономической,
политической, социальной сферах значительно
возросли такие явления как безработица,
преступность, проституция, расширился
круг пораженных алкоголизмом, наркоманией,
умственными заболеваниями, увеличилось
количество детей, оставшихся без присмотра.
В связи с этим основная задача школы,
по мнению А.А.Реана, состоит в повышении
у детей адаптационного потенциала (одновременно
это является и задачей профилактики аддиктивного
поведения). Однако при организации образовательного
процесса все равно доминирует учебная
составляющая - усвоение знаний (актуальность
этой проблемы возрастает в связи с увеличением
профильных и специальных классов, введения
ЕГЭ (единого государственного экзамена),
повышенными требованиями информатизации
и др.).
А.А. Реан
указывает на то, что школа должна
выполнять не только учебную, но и
воспитывающую функцию в таких
аспектах, как:
1. развитие интеллекта
(большой объем знаний по различным дисциплинам
вовсе не предполагает обязательного
развития интеллектуальных способностей,
в лучшем случае увеличивается объем памяти);
2. развитие эмоциональной
сферы;
3. развитие устойчивости
к стрессорам;
4. развитие уверенности
в себе и самопринятия;
5. развитие положительного
отношения к миру и принятия
других;
6. развитие автономности
личности;
7. развитие мотивации
к самосовершенствованию и
Многие ли из
перечисленных функций
Следующий вопрос,
который неизбежно возникает
в связи с проблемой
Ребенок - не маленький
взрослый. В личности ребенка некоторые
свойства, желаемые для взрослых, просто
отсутствуют. К.Г. Юнг считает, что
вообще не стоит применять к детям
идеал воспитанной личности, т.е. определенной,
способной к сопротивлению и наделенной
силой душевной целостности, потому что
это есть идеал взрослого. Он указывает,
что воспитательные системы, говоря о
ребенке, видимо, ориентируются на ребенка
во взрослом. Личность включает в себя
три свойства: определенность, целостность
и созревание, которые не могут быть у
детей, иначе они были бы лишены детства.
Взрослый старается
исправить в ребенке те ошибки,
которые сам еще продолжает совершать.
Часто на этом пути взрослого постигает
неудача, потому что ребенок четко видит
несоответствие требований взрослого
и его реального поведения. Взрослые навязывают
детям то, что считают «лучшим», хотя в
действительности это «лучшее» может
быть выражением собственных нереализованных
желаний и притязаний. Таким образом, взрослый
ждет от ребенка достижения «лучшего»,
в реальности не переживая и четко не представляя,
что же такое это «лучшее». Таким образом,
ребенок находится в системе двойной неопределенности:
неопределенности извне, которая связана
с нечеткими и противоречивыми воспитательными
мерами взрослого; и внутренней неопределенности,
источником которой является собственный
внутренний мир.
Информация о работе Профессиональная деятельность социального педагога