Профессиональная деятельность социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 04:48, контрольная работа

Описание работы

Сфера деятельности социального педагога -- социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития. Какой социум мы имеем? В последний десяток лет пышным цветом расцвели такие социальные проблемы, как нужда и бедность, алкоголизм и наркомания, безработица, бродяжничество и социальное сиротство, преступность и жестокое поведение. Я уж не говорю о национальных конфликтах и терроризме, экологических и техногенных катастрофах.

Содержание

I. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОСИИ…………………………………………………..5
1.1. Цели и направления социально-педагогической деятельности…….8
1.2. Объекты социально-педагогической деятельности…………………11
1.3. Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-
педагогическую, психологическую помощь………………………..12
1.4. Средства, методы, формы и приемы социально-
педагогической и психологической деятельности…………………..13
1.5. Законодательная основа практической социально-
педагогической деятельности………………………………………..14
II. Практическая деятельность социального педагога……16
2.1. Социально-педагогическая и психологическая
деятельность в учреждениях государственного попечения……….16
2.2. Социально-педагогическая работа по социализации детей
"группы риска" в общеобразовательном учреждении……………..20
2.3. Психолого-педагогические особенности деятельности
специалиста по социальной работе с семьёй……………………….21
2.4. Влияние профессиональных качеств социального
педагога и социального работника на взаимоотношения
с клиентами Центров социальной помощи семье и детям……….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 148.00 Кб (Скачать)

·  освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;  

·  формирование общей культуры воспитанников, их адаптация  к жизни;   

·  формирование потребностей у воспитанников к  саморазвитию и самоопределению;   

·  создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.   

В государственной  системе попечения детей-сирот  существует особый тип учреждения -- приют. Специфика работы приюта состоит  в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты -- возвращения в семью, усыновления, установление опекунства и пр.  

Изменение социально-экономической ситуации в стране требует принципиально новых подходов к решению многих проблем таких учреждений: проблем воспитания и образования детей, их профессионального самоопределения, адаптивно-реабилитационных проблем. 

 Основные  цели деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей: осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; организация получения детьми общего образования.  

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме как  наиболее типичном учреждении государственного попечения детей, оставшихся без  родителей. Потребность и необходимость  в социально- педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широко спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. 

 Рассматривая  социально-педагогическую деятельность  вновь определим цель такой деятельности, субъекты и объекты этой деятельности.' Цель деятельности -- социализация ребенка. В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей: социальный педагог, социальный работник, логопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инструкторы по труду и физической культуре, администрация детского дома. Объектами, на которые направлена социально-педагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив воспитанников в целом 

Проблемы детей, находящихся в детских домах, довольно подробно исследованы учеными  М.И.Лисиной, В.С.Мухиной, А.М.Прихожан, Е.О. Смирновой и др. 

Для детей дошкольного  возраста, как отмечается в исследованиях  ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности со взрослыми у них недостаточно развить Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых.  

Особенно заметные отличия в развитии общения у  воспитанников детского дома и детей, живущих в семье, проявляются  в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании. 

 Для детского  дома характерно наличие сменяющихся  взрослых с разными типами  поведения, тогда как в семье  ребенку со стороны взрослых  задается одна и та же программа  поведения. Наконец, в детском  доме значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком. Следует также отметить и более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению с семьей. Для воспитанников младшего школьного возраста характеры ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме: выполнением режима проживания в детском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно богаче и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связаны с условиями проживания детей в детском доме и их недостаточно полным общением со взрослыми. Ученые обнаружили специфику развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности воспитанников детского дома.  

В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка  в среде сверстников, в развитии его собственного «Я». 

К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам воспитанников детского дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоровых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность -- задержка психического развития ребенка. Для воспитанников детского дома характерны такие явления, как токсикомания, наркомания, расторможенность сексуальных влечений и др.Н 

Наряду с этими  медико-психолого-педагогическими проблемами в детском доме у воспитанника возникает множество социальных проблем: личные -- получение личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.); материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), получение жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), трудоустройство выпускников, и их дальнейшее профессиональное образование. 

2.2. Социально-педагогическая  работа по социализации детей  "группы риска" в общеобразовательном  учреждении 
 

Руководствуясь  принципами государственной политики в области образования, которые  изложены в Законе Российской Федерации  об образовании, а в частности, принципом  общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням  и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, сегодня идет качественная перестройка системы образования. 

В настоящее  время 1,6 миллиона детей России нуждаются  в специальном (коррекционном) образовании. 45% из этого количества интегрированы  в общеобразовательную среду. Такое положение ставит перед системой образования задачи, требующие новых средств их решения. 

В этой связи  особо важное место принадлежит  младшему школьному возрасту - начальному этапу формирования учебной деятельности и навыков чтения, письма, счета. 

Категорию детей "группы риска" составляют школьники  с сохранным интеллектом, не имеющие  противопоказаний для обучения по общеобразовательным  программам. Для детей данной категории  создаются классы компенсирующего  обучения (ККО) или классы коррекционно-развивающего обучения (КРО). В этих классах дети учатся год в год со своими сверстниками из обычных классов, что позволяет, в случае необходимости, переводить ребенка из класса компенсирующего обучения в обычный и наоборот. 

Коррекционно-развивающая работа с детьми "группы риска" проводится учителями, психологами, социальными педагогами, логопедами и другими специалистами индивидуально или в небольших группах за счет школьного компонента базисного учебного плана и консультативных часов групп продленного дня, организации разнообразной развивающей деятельности в различных кружках эстетической, прикладной и профессиональной направленности. 

Состав детей "группы риска" далеко неоднороден, и причины трудностей неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами: 

1) педагогической  запущенностью 

2) социальной  запущенностью 

3) отклонениями  в состоянии здоровья 

В одних случаях  педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других - их сочетания, комплекса. 

Совместные усилия специалистов, работающих с детьми "группы риска", направлены на организацию  таких условий обучения и воспитания детей, которые способствовали бы более  эффективной адаптации их к школьной жизни, интеллектуальному развитию, развитию психических процессов и т.д. 

Целью работы социального  педагога в классах КРО является преодоление трудностей обучения ребенка  в реальной социальной ситуации и  возвращение его к нормальному  процессу развития. Работа социального  педагога с детьми данной категории непосредственно направлена на создание условий для эффективной адаптации школьника к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных отношений в семье, с учителями, сверстниками. 

2.3. Психолого-педагогические  особенности деятельности специалиста  по социальной работе с семьёй 
 

Говоря о практике социальной работы с семьей, нельзя оставить без внимания психолого-педагогические особенности деятельности специалиста  в работе с семьёй. К сожалению, в сложившейся ситуации социальный педагог работает с проблемными, социально-незащищёнными семьями, а для этого ему необходимо владеть психологическими навыками. Сегодня специалист, работающий с семьёй, может исполнять огромное количество ролей и работать в системах разной величины. Он может быть должностным лицом военного ведомства, ведомства социальной защиты и поддержки населения, местных органов власти, автором программ, и во всех этих видах деятельности ему потребуются знания психологии, психоконсультирования, психодиагностики и психокоррекции семейных отношений. О психологических особенностях деятельности социального педагога в работе с семьёй и пойдёт речь в данном параграфе. 

Социальная работа - это содержательная деятельность, способная дать удовлетворение человеку своей значимостью, возможностью проявить себя и внести вклад в решение проблем семьи, постоянным общением с разными людьми. Она порождает возвышенные, положительные чувства, являющиеся важным источником её мотивации. Вместе с тем могут быть факторы, вызывающие отрицательные эмоциональные реакции и состояния. Сильные переживания вызывают:  

o Концентрация  внимания на проблемах одной  семьи; 

o Не сложившиеся  взаимоотношения с клиентом из-за  невозможности в данный момент  решить его проблему; 

o Новые задания,  резко меняющиеся планы; 

o Отсутствие  очевидных результатов предполагаемых  мер, и т.п. 

Проблемы клиентов социальной работы, как правило, настолько взаимосвязаны, что при решении одной из них необходимо принимать во внимание ряд других, чтобы не нанести ему ущерба. Это создаёт высокий уровень ответственности и напряженности всей деятельности социального работника, порождает специфические трудности. Имеют место нежелательные эмоциональные реакции, вызванные некомпетентностью клиентов, их бестактностью, попытками вывести социального работника из равновесия и т.д. В этих условиях вспышки негодования, проявления несдержанности, растерянности и других эмоций обычно ещё более усложняют обстановку, накладывают на деловую проблему новую - проблему взаимоотношений. Всё это повышает значимость высокого самообладания, способности сдержать непосредственную эмоциональную реакцию и принять решение, которое диктуется обстоятельствами самого дела.  

Особенности познавательных и эмоциональных трудностей дают представление о волевом напряжении, характерном для специалиста  социальной работы. Волевые усилия необходимы тем, где работа длительное время не даёт ожидаемого результата, где проявляется недооценка труда социального педагога, вследствие чего ослабевают внутренние стимулирующие факторы. Они особенно необходимы молодому специалисту, испытывающему «синдром выгорания», обусловленного необходимостью каждодневно решать однообразные и обыденные проблемы определённой категории семей. В этих условиях твёрдость, последовательность, поиск новых форм работы является важным условием доведения дела до конца. 

Сегодня же специалист, работающий с семьёй, может исполнять  огромное количество ролей и работать с системами разной величины. Он может быть должностным лицом военного ведомства, ведомства социальной защиты и поддержки населения, местных органов власти, автором программ, социальным аналитиком, управляющим или работником агентства. Однако, главным образом, он будет сосредоточиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье или группам семей. 

Работа с семьёй может также вестись в различных  сферах социальной работы, включая  здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства, службы. 

Информация о работе Профессиональная деятельность социального педагога