Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 04:48, контрольная работа
Сфера деятельности социального педагога -- социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития. Какой социум мы имеем? В последний десяток лет пышным цветом расцвели такие социальные проблемы, как нужда и бедность, алкоголизм и наркомания, безработица, бродяжничество и социальное сиротство, преступность и жестокое поведение. Я уж не говорю о национальных конфликтах и терроризме, экологических и техногенных катастрофах.
I. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОСИИ…………………………………………………..5
1.1. Цели и направления социально-педагогической деятельности…….8
1.2. Объекты социально-педагогической деятельности…………………11
1.3. Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-
педагогическую, психологическую помощь………………………..12
1.4. Средства, методы, формы и приемы социально-
педагогической и психологической деятельности…………………..13
1.5. Законодательная основа практической социально-
педагогической деятельности………………………………………..14
II. Практическая деятельность социального педагога……16
2.1. Социально-педагогическая и психологическая
деятельность в учреждениях государственного попечения……….16
2.2. Социально-педагогическая работа по социализации детей
"группы риска" в общеобразовательном учреждении……………..20
2.3. Психолого-педагогические особенности деятельности
специалиста по социальной работе с семьёй……………………….21
2.4. Влияние профессиональных качеств социального
педагога и социального работника на взаимоотношения
с клиентами Центров социальной помощи семье и детям……….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………34
Основные направления
деятельности социального педагога:
· Постановка социального
диагноза. Определение социокультурной
ситуации, социальных и личностных проблем
детей и взрослых, попадающих в сферу влияния
социального педагога. Информация может
быть из разных источников (педагогическая,
родительская, психологическая, медицинская,
другая). Выявление запросов, потребностей
детей и разработка мер помощи конкретным
учащимся с привлечением специалистов
из соответствующих учреждений и организаций.
· Помощь семье
в проблемах, связанных с учебой,
воспитанием, присмотром за ребенком.
Посредничество между различными специалистами
и организациями (учреждением образования,
здравоохранения, социальной защиты, культуры
и пр.).
o Помощь ребенку
в устранении причин, негативно
влияющих на его успеваемость
и посещение учебного
o Профилактика
правонарушений, девиантного поведения
детей и подростков, в том числе
алкоголизма, наркомании, курения,
ранних интимных связей. Пропаганда
здорового образа жизни.
o Привлечение
детей, родителей,
o Индивидуальное
и групповое консультирование
детей, родителей, педагогов и
администрации по вопросам
o Организация
взаимодействия различных
o Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. В качестве особой функции может быть выделена защита прав ребенка на основе конвенции о правах ребенка и других правовых документов. Социальный педагог имеет полномочия быть представителем образовательного учреждения в суде, на конфликтных комиссиях, где решается судьба ребенка.
Важно, чтобы
были охвачены все основные направления
социально-педагогической работы, независимо
от ставок специалистов. Но, в связи
с тем что круг и объем обязанностей
широк, для более результативной
работы целесообразно иметь в учреждении
несколько социальных педагогов и распределять
их обязанности по профилю деятельности:
охрана здоровья и гигиена, профилактика
школьной и социальной дезадаптации, культурно-досуговая
деятельность, педагогическое просвещение
и работа с родителями, опека и попечительство
и т.д. Либо разделение обязанностей может
идти по классам, группам, параллелям в
зависимости от количества учащихся, это
-- так называемая кураторская система.
1.2. Объекты социально-
Активность субъекта
всегда направленная на конкретный объект.
В последнее
время выделены категории граждан,
которым оказывается социально-
· дети-инвалиды,
· дети-сироты,
· дети-правонарушители,
· дети группы риска,
· та категория
подростков, которая требует помощи
в процессе социализации.
Это несовершеннолетние
с психологическими, интеллектуальными,
педагогическими и социальными
отклонениями от нормы, а также те,
что имеют физические, психические
и умственные нарушения развития.
Подросток рассматривается
как активный участник решения собственных
проблем и обязательно
Специализация
социального педагога определяется
· по месту работы
или учреждению (школьный социальный
педагог, социальный педагог в детском
доме, социальный педагог учреждения
дополнительного образования…);
· по категории
клиентов (по работе с инвалидами, сиротами,
беженцами, переселенцами…);
· или по профилю
деятельности (с семьей, детским
объединением, валеологический, дефектологический,
экологический, этнологический, физкультурно-оздоровительный…)
За последние
10 лет определилась система учреждений
и видов социально-педагогической деятельности
по оказанию квалифицированной помощи
детям, нуждающимся в поддержке. Созданы
методологические основы развития системы
социальной службы для молодежи. Вместе
с тем происходит дальнейшее ее развитие.
1.3. Сеть учреждений
и служб, оказывающих
Сеть учреждений
и служб, оказывающих социально-
o учреждения
и службы образования (
o учреждения
и службы специализированных
учреждений (дома престарелых, семейные
детские дома, центры реабилитации,
социальные приюты, спецшколы для детей
с отклонениями в развитии, биржи труда
и др.)
o социальные
службы муниципальных органов
и их учреждений (социально-педагогические,
культурно-спортивные
o службы культурного
досуга (подростковые клубы, дома
культуры, сельские клубы, школы
народных ремесел, семейные
o валеологические
и физкультурно-
o социальные
службы предприятий,
1.4. Средства, методы,
формы и приемы социально-педагогической
и психологической деятельности
Для осуществления
любой деятельности необходимы средства,
методы, формы и приемы, с помощью
которых реализуется цель. Выбор
средств полностью зависит от
содержания деятельности, особенностей
отдельного человека или группы людей,
которые выступают ее объектом.
"Если цели
и задача воспитания, его содержание,
- отмечает Ф.П. Королев, - обусловленные
потребностями общественного
Методы и средства,
используемые в деятельности социальных
педагогов: социально-педагогические
технологии коллективной, групповой, индивидуальной
работы.
Методы социальной
педагогики Мустаева предлагает разделить
на 3 группы:
1. Методы исследования
(наблюдение, педагогический эксперимент,
анкетирование, опросные
2. Методы воспитания
(методы организации
3. Методы социально-
Василькова Ю.В.
выделяет следующие методы социального
воспитания:
4. (на что направлены)
формирование сознания, эмоций и
чувств, социально-приемлемого
5. (отношения
воспитателя и воспитанника) организация
деятельности, метод общения, опека,
самореализация и коррекция;
6. (влияние среды
на личность) общение, мнение, приучение,
тренировка, организация деятельности,
общение-диалог, создание новой среды:
новая деятельность, изменение смысла
жизни, отношений,
1.5. Законодательная
основа практической социально-
Законодательной
основой практической деятельности
социального педагога являются:
§ Конвенция
ООН о правах ребенка
§ Конституция
Российской Федерации
§ Закон "Об образовании"
§ ряд других
законов и нормативно-правовых документов.
В начале 90-х
годов были приняты и начали реализовываться
3 большие социальные программы:
§ "Социально-психологическая
поддержка обучения и воспитания
детей с аномалиями развития",
§ "Творческое
развитие личности",
§ "Социальные
службы помощи детям и молодежи".
Разработана квалификационная
характеристика, проясняющая границы
компетентности и профессиональные
обязанности социального
Вопросами социальной
защиты и поддержки детства занимаются
различные Министерства и ведомства:
Министерство общего и профессионального
образования, Министерство труда и
социального развития, Министерство
здравоохранения, Министерство юстиции.
II Практическая
деятельность социального
В данной главе
рассмотрим несколько направлений
деятельности социального педагога-
2.1. Социально-педагогическая
и психологическая деятельность в учреждениях
государственного попечения
По данным статистики
около 150 тысяч детей находятся
в учреждениях государственного
попечения, между тем потребность
в такого рода социальной защите и
помощи в России испытывают сегодня
около 500 тысяч детей. В настоящее время
в стране насчитывается свыше 400 домов
ребенка, около 750 детских домов, свыше
200 школ-интернатов.
По возрастным
признакам детские дома могут
подразделяться на детские
Детский дом
семейного типа устроен таким
образом, что роль родителей выполняют
специально подготовленные к тому люди
родители-воспитатели, а время пребывания
и задачи, которые ставятся перед семейным
детским домом, совпадают с задачами обычного
детского дома. Основными задачами детских
домов являются:
· создание благоприятных,
комфортных условий, приближенных к
домашним, способствующих нормальному
развитию ребенка;
· обеспечение
охраны здоровья детей;
· обеспечение
социальной защиты ребенка, его медико-педагогической
и социальной адаптации;
· охрана интересов
и прав воспитанников;
Информация о работе Профессиональная деятельность социального педагога