Профессиональная деятельность социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 04:48, контрольная работа

Описание работы

Сфера деятельности социального педагога -- социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития. Какой социум мы имеем? В последний десяток лет пышным цветом расцвели такие социальные проблемы, как нужда и бедность, алкоголизм и наркомания, безработица, бродяжничество и социальное сиротство, преступность и жестокое поведение. Я уж не говорю о национальных конфликтах и терроризме, экологических и техногенных катастрофах.

Содержание

I. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОСИИ…………………………………………………..5
1.1. Цели и направления социально-педагогической деятельности…….8
1.2. Объекты социально-педагогической деятельности…………………11
1.3. Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-
педагогическую, психологическую помощь………………………..12
1.4. Средства, методы, формы и приемы социально-
педагогической и психологической деятельности…………………..13
1.5. Законодательная основа практической социально-
педагогической деятельности………………………………………..14
II. Практическая деятельность социального педагога……16
2.1. Социально-педагогическая и психологическая
деятельность в учреждениях государственного попечения……….16
2.2. Социально-педагогическая работа по социализации детей
"группы риска" в общеобразовательном учреждении……………..20
2.3. Психолого-педагогические особенности деятельности
специалиста по социальной работе с семьёй……………………….21
2.4. Влияние профессиональных качеств социального
педагога и социального работника на взаимоотношения
с клиентами Центров социальной помощи семье и детям……….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Основные направления  деятельности социального педагога: 

· Постановка социального  диагноза. Определение социокультурной  ситуации, социальных и личностных проблем детей и взрослых, попадающих в сферу влияния социального педагога. Информация может быть из разных источников (педагогическая, родительская, психологическая, медицинская, другая). Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций. 

· Помощь семье  в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком. Посредничество между различными специалистами  и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и пр.). 

o Помощь ребенку  в устранении причин, негативно  влияющих на его успеваемость  и посещение учебного учреждения. Распознавание, диагностирование  и разрешение конфликтов, проблем,  трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка. Предотвращение серьезных последствий развития сложных для ребенка событий. 

o Профилактика  правонарушений, девиантного поведения  детей и подростков, в том числе  алкоголизма, наркомании, курения,  ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни. 

o Привлечение  детей, родителей, общественности  к организации и проведению  социально-педагогических мероприятий,  акций. Организация разнообразной  социально-значимой деятельности  детей в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы. 

o Индивидуальное  и групповое консультирование  детей, родителей, педагогов и  администрации по вопросам разрешения  проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания  детей в семье. 

o Организация  взаимодействия различных групп  детей и взрослых, содействие  налаживанию нормальных межличностных  взаимоотношений в семьях, детских  и взрослых коллективах. Помощь  педагогам в разрешении конфликтов  с детьми. 

o Пропаганда  и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. В качестве особой функции может быть выделена защита прав ребенка на основе конвенции о правах ребенка и других правовых документов. Социальный педагог имеет полномочия быть представителем образовательного учреждения в суде, на конфликтных комиссиях, где решается судьба ребенка.

Важно, чтобы  были охвачены все основные направления  социально-педагогической работы, независимо от ставок специалистов. Но, в связи  с тем что круг и объем обязанностей широк, для более результативной работы целесообразно иметь в учреждении несколько социальных педагогов и распределять их обязанности по профилю деятельности: охрана здоровья и гигиена, профилактика школьной и социальной дезадаптации, культурно-досуговая деятельность, педагогическое просвещение и работа с родителями, опека и попечительство и т.д. Либо разделение обязанностей может идти по классам, группам, параллелям в зависимости от количества учащихся, это -- так называемая кураторская система. 

1.2. Объекты социально-педагогической деятельности 
 

Активность субъекта всегда направленная на конкретный объект.  

В последнее  время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь:  

· дети-инвалиды,  

· дети-сироты,  

· дети-правонарушители,  

· дети группы риска,  

· та категория  подростков, которая требует помощи в процессе социализации.  

Это несовершеннолетние с психологическими, интеллектуальными, педагогическими и социальными  отклонениями от нормы, а также те, что имеют физические, психические  и умственные нарушения развития.  

Подросток рассматривается  как активный участник решения собственных  проблем и обязательно выступает  в роли субъекта. Социальный педагог  и воспитанник в процессе деятельности вступают в объектно-субъектные отношения, которые характеризуются подвижностью.  

Специализация социального педагога определяется  

· по месту работы или учреждению (школьный социальный педагог, социальный педагог в детском  доме, социальный педагог учреждения дополнительного образования…);  

· по категории  клиентов (по работе с инвалидами, сиротами, беженцами, переселенцами…);  

· или по профилю  деятельности (с семьей, детским  объединением, валеологический, дефектологический, экологический, этнологический, физкультурно-оздоровительный…).  

За последние 10 лет определилась система учреждений и видов социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной помощи детям, нуждающимся в поддержке. Созданы методологические основы развития системы социальной службы для молодежи. Вместе с тем происходит дальнейшее ее развитие.  

1.3. Сеть учреждений  и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь 
 

Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь детям включает:  

o учреждения  и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние профессиональные учебные заведения, вузы и др.),  

o учреждения  и службы специализированных  учреждений (дома престарелых, семейные  детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в развитии, биржи труда и др.)  

o социальные  службы муниципальных органов  и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы,  центры социальной педагогики  и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки)  

o службы культурного  досуга (подростковые клубы, дома  культуры, сельские клубы, школы  народных ремесел, семейные клубы,  парки, игровые площадки и др.)  

o валеологические  и физкультурно-оздоровительные  службы, службы здравоохранения  (профилактории, реабилитационные  комплексы, центры народных средств  оздоровления и лечения при  больницах, медпунктах, на дому),  

o социальные  службы предприятий, организаций,  учреждений и их общежитий; коммерческих структур, творческих общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций, юстиции, правоохранительных и административно-территориальных органов; а также частная практика.  

1.4. Средства, методы, формы и приемы социально-педагогической и психологической деятельности 
 

Для осуществления  любой деятельности необходимы средства, методы, формы и приемы, с помощью  которых реализуется цель. Выбор  средств полностью зависит от содержания деятельности, особенностей отдельного человека или группы людей, которые выступают ее объектом.   

"Если цели  и задача воспитания, его содержание, - отмечает Ф.П. Королев, - обусловленные  потребностями общественного развития, то конкретные пути и методы  реализации этих целей и задач зависят от особенностей объекта воспитания". 

Методы и средства, используемые в деятельности социальных педагогов: социально-педагогические технологии коллективной, групповой, индивидуальной работы.  

Методы социальной педагогики Мустаева предлагает разделить на 3 группы:  

1. Методы исследования (наблюдение, педагогический эксперимент,  анкетирование, опросные методы, беседа, интервью, моделирование, изучение  и обобщение передового педагогического  опыта, математические методы  обработки данных, такие как ранжирование, шкалирование и др.  

2. Методы воспитания (методы организации деятельности; методы стимулирования деятельности, к ним относят поощрение, наказание, "взрыв"; методы формирования  сознания, такие как педагогическое  требование, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, использования творческих игр и др.)  

3. Методы социально-психологической  помощи (лекция, пример, беседа, диспут, рассказ)  

Василькова Ю.В. выделяет следующие методы социального воспитания:  

4. (на что направлены) формирование сознания, эмоций и  чувств, социально-приемлемого поведения  и деятельности, самовоспитания  личности;  

5. (отношения  воспитателя и воспитанника) организация  деятельности, метод общения, опека,  самореализация и коррекция;  

6. (влияние среды  на личность) общение, мнение, приучение,  тренировка, организация деятельности, общение-диалог, создание новой среды:  новая деятельность, изменение смысла  жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, среды.  

1.5. Законодательная  основа практической социально-педагогической  деятельности 
 

Законодательной основой практической деятельности социального педагога являются:  

§ Конвенция  ООН о правах ребенка 

§ Конституция  Российской Федерации  

§ Закон "Об образовании" 

§ ряд других законов и нормативно-правовых документов.  

В начале 90-х  годов были приняты и начали реализовываться 3 большие социальные программы:  

§ "Социально-психологическая  поддержка обучения и воспитания детей с аномалиями развития",  

§ "Творческое развитие личности",  

§ "Социальные службы помощи детям и молодежи".  

Разработана квалификационная характеристика, проясняющая границы  компетентности и профессиональные обязанности социального педагога, укрепляется его статус в обществе.  

Вопросами социальной защиты и поддержки детства занимаются различные Министерства и ведомства: Министерство общего и профессионального  образования, Министерство труда и  социального развития, Министерство здравоохранения, Министерство юстиции.  

II Практическая  деятельность социального педагога  
 

В данной главе  рассмотрим несколько направлений  деятельности социального педагога-психолога  в системе социальной работы. Это  работа с детьми-сиротами, с детьми группы риска и работа с семьей. 

2.1. Социально-педагогическая и психологическая деятельность в учреждениях государственного попечения 

По данным статистики около 150 тысяч детей находятся  в учреждениях государственного попечения, между тем потребность  в такого рода социальной защите и  помощи в России испытывают сегодня около 500 тысяч детей. В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов.  

 По возрастным  признакам детские дома могут  подразделяться на детские дома  для школьников, детские дома для школьников и разновозрастные детские дома.         Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Детским фондом им. В.И. Ленина, а правовым основанием для него послужило Постановление правительства СССР от 1988 года «О создании детских домов семейного типа». 

Детский дом  семейного типа устроен таким  образом, что роль родителей выполняют  специально подготовленные к тому люди родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома. Основными задачами детских домов являются: 

·  создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к  домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;   

·  обеспечение  охраны здоровья детей;   

·  обеспечение  социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;   

·  охрана интересов  и прав воспитанников;   

Информация о работе Профессиональная деятельность социального педагога