Проектная деятельность школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить теоретические основы метода проектов, наметить наиболее эффективные пути осуществления проектной деятельности младших школьников.

Задачи исследования:
Изучить современную педагогическую литературу по данному вопросу.
Выявить сущность проектной деятельности как метода организации учебного процесса.
Определить специфику проектной деятельности младших школьников и эффективность ее влияния на уровень образования.
Выявить необходимые условия осуществления проектной деятельности в начальной школе.
Определить роль родителей в проектной деятельности младших школьников.

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Проектная деятельность: определение понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

3. Проектная деятельность как особая форма учебной работы. Цели и задачи

введения проектной деятельности в начальной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

4. Проектная деятельность младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

5. Организация проектной деятельности младших школьников. Методические

рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

6. Роль родителей в проектной деятельности младших школьников . . . . . . . . . . 16

7. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

8. Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Работа содержит 1 файл

Проектная деятельность младших школьников.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

    Участие в проектной деятельности – сложный  труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.

    Выполнение  проекта предусматривает несколько  последовательных этапов. Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

    На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей: помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

    Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.

Возможные действия родителей: помочь выбрать  лучшую идею и обосновать выбор.

    Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

    При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определении сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: определить с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой из них. Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

    Очень важна помощь родителей на этапе изучения необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме.

    На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

    По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

    И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

    В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о  друге, восполняют дефицит общения  со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”. 
 

Заключение 

    Темпы развития общества требуют тщательной корректировки современной системы  образования. В начальной школе  необходимо формировать основные качества личности, важные для дальнейшей реализации потенциальных способностей и творческих возможностей в процессе жизни. Для достижения этой цели требуются новые, оригинальные методы и формы организации обучения. Наибольшую популярность приобретает метод проектной деятельности.

    Проведя исследование по данной теме, можно выделить следующие исходные теоретические позиции проектного обучения:

  • в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
  • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике

деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

  • индивидуальный темп работы на проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
  • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

    В ходе исследования можно сделать  следующие выводы:

  • проектная деятельность школьников имеет свои характерные особенности, в начальной школе происходит лишь формирование основы для дальнейшего развития инициативы личности школьника, полноценной активизации творческих сил и способностей;
  • внедрение метода проектов в учебный процесс требует тщательного продумывания и организации. При этом следует учитывать специфику проектной деятельности младших школьников, соблюдать условия организации данного вида деятельности;
  • проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочной системе обучения, так как проектная деятельность носит внеурочный характер.

    Учитывая  свойства и специфику проектной  деятельности, а так же определив  ее роль в учебном процессе, можно  предположить, что проектирование, как вид учебной деятельности младших школьников, способствует формированию у них универсальных умений и навыков. А именно умению самостоятельно добывать, анализировать и применять знания. Следовательно, основная функция введения метода проектов в начальной школе – научить детей учиться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография 

    1. Валаханович С. А. Преображение творчеством. Пособие для педагогов и

        организаторов общеобразовательных  школ. – Минск: Белорусская наука, 2003.

    2. Воровщиков  С. Г. Школа должна учить  мыслить, проектировать, исследовать.  Управленческий аспект. – М.: «5» за знания, 2007.

    3. Горячев  А. В. Проектная деятельность  младших школьников // Начальная школа. – 2004. - № 5. – С. 3-8.

    4. Конышева  Н. М. Проектная деятельность  школьников // Начальная школа. –  2006. -   №1.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

    5. Лизинский  В. М. Приемы и формы в  учебной деятельности. – М.: Центр 

       «Педагогический поиск», 2004.

    6. Орлова  Е. В., Гладик Н. В., Воровщиков  С. Г., Каюда Г. П. Как эффективно  развивать логическое мышление  младших школьников. – М.: «5» за знания, 2008.

    7. Поливанова  К. Н. Проектная деятельность  школьников: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2008.

    8. Симоненко  В. Д., Матяш Н. В. Проектная  деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.

    9. Феоктистова  В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших 

        школьников: рекомендации, проекты.  – Волгоград: Учитель, 2011.

    10. Щербакова  С. Г. Организация проектной  деятельности в образовательном 

          учреждении. – Волгоград: ИТД  Корифей, 2007. 
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Проектная деятельность школьников