Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:12, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические основы метода проектов, наметить наиболее эффективные пути осуществления проектной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
Изучить современную педагогическую литературу по данному вопросу.
Выявить сущность проектной деятельности как метода организации учебного процесса.
Определить специфику проектной деятельности младших школьников и эффективность ее влияния на уровень образования.
Выявить необходимые условия осуществления проектной деятельности в начальной школе.
Определить роль родителей в проектной деятельности младших школьников.
1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Проектная деятельность: определение понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
3. Проектная деятельность как особая форма учебной работы. Цели и задачи
введения проектной деятельности в начальной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
4. Проектная деятельность младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
5. Организация проектной деятельности младших школьников. Методические
рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
6. Роль родителей в проектной деятельности младших школьников . . . . . . . . . . 16
7. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
8. Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Навыки, полученные школьниками в начальной школе, наиболее ярко проявят себя в средних и старших классах, где они превратятся уже во вспомогательные навыки. На основе их произойдет овладение детьми основами учебного проектирования.
Однако для такого развития событий необходимы предпосылки, сформированные на более ранней ступени развития личности младшего школьника.
В
ходе осуществления проектной
развитие креативности мышления;
воспитание
ответственности, самостоятельности,
целеустремленности, настойчивости.
Таким
образом, проектная деятельность, как
особая форма учебной работы, представляет
собой сложный творческий процесс,
направленный на такое развитие личности
школьника, которое поможет ему
в дальнейшем подходить к проблемным
ситуациям подготовленным, умеющим адекватно
оценивать проблему и действовать уверенно,
основываясь на самостоятельно найденном
и принятом решении.
Проектная
деятельность младших
школьников
Проведя анализ ранее изученного материала, можно прийти к выводу, что проектная деятельность в начальной школе – процесс творческий, многогранный, дающий большие возможности, но, в то же время, и сложный, как по структуре и содержанию, так и по организации и управлению. В основе проектирования несомненно лежит исследовательский метод, но принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа, а результат проекта известен заранее. Поэтому проектная деятельность обладает отличительными признаками, исходя из которых можно определить ее структуру.
Структура проектной деятельности:
Планирование проектной деятельности предполагает:
итоговый
продукт (формы представления
распределение
обязанностей среди членов команды
(при групповом способе работы)
Работу детей направляет педагог. Он выделяет ситуации, в которых могут возникнуть детские проекты, т.е. осуществляет управление проектной деятельностью школьников.
По типу руководства проект может осуществляться под непосредственным руководством педагога (как правило, краткосрочный проект) или с выделением точек контроля, которые предъявляются как оказание консультационной помощи. Однако в начальной школе руководство педагога является необходимым условием организации проектной деятельности школьников. В любом случае проект управляется педагогом (прямо или косвенно).
Для грамотного осуществления проектной деятельности учащихся, учителю необходимо знать смысловые центры учебного процесса. К ним относятся:
В начальной школе необходимо вводить задания, которые надо выполнить не к следующему уроку, а, например, за неделю, и учить ребенка планировать свою работу именно на такой срок. Замечательно, если к работе подключатся и родители, но полностью рассчитывать на это не приходится. Поэтому в начальной школе можно начинать вводить элементы проектной деятельности именно как самостоятельные задания.
Следует помнить, однако, что часто сам замысел проекта, его планирование, обсуждение его реализации привлекает детей больше, чем результат. Поэтому необходимо учитывать эту особенность младших школьников не доводить начатое до конца. Также проектирование исчезает при любых попытках навязать проект извне. Если действия по выполнению проекта не интересны самому ребенку, то они не становятся проектом. Проект возникает как форма удовлетворения интереса самого ученика. Однако появлению проектов в большой мере способствует создание и развитие традиций, связанных с проектированием, - оформление и удерживание истории проектов, выполненных в школе, участие младших учеников в презентациях проектов старшеклассников и т.д.
При
осуществлении проектной
Необходимо также отметить, что метод проектирования предоставляет возможность рефлексии - осмыслению собственных действий и поступков. Конечно, в полной мере сформировать эту способность у учащихся начальной школы невозможно, но все же в результате проектной деятельности формируются основы для дальнейшего ее появления, ребенок учится обдумывать именно свою деятельность: почему я сделал так? правильно ли я сделал? к какому результату это приведет?
В
дальнейшем, это станет основой для
развития критического мышления.
Организация
проектной деятельности
младших школьников.
Методические рекомендации
Организация проектной деятельности младших школьников – новая и непривычная работа для отечественных педагогов.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
К использованию метода проектов выдвигаются основные требования:
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
Проекты могут делиться по числу участников – групповые, индивидуальные, а внутри групповых – выполняемые в малых группах (парные или выполняемые группой до 4-5 человек), в больших группах (до 10-12 человек).
Важным моментом в организации проектной деятельности младших школьников является инициирование данного вида деятельности педагогом. Сообщая интересную информацию, рассказывая яркие факты, приводя убедительные примеры, он подводит детей к возникновению замысла проектной деятельности. Однако следует помнить, что характерной особенностью проектной деятельности младших школьников является быстрое ее приостановление. Внезапно вспыхнувший замысел угасает при отсутствии грамотно построенной работы. Поэтому в начале проектной деятельности необходимо помочь детям определить цель своей работы, понять ее и представить наиболее эффективные пути к ее достижению. Важно, чтобы школьники примерно представляли конечный результат своей деятельности. Это даст возможность избежать понижения интереса детей к проектной работе.
Осуществление проектной деятельности в образовании является условием развития способности к моделированию (в разных формах) исследуемых ситуаций. Это одна из способностей, необходимых для развития умения самостоятельно решать нестандартные задачи. Однако для достижения поставленной цели путем моделирования требуется проявление коммуникативных способностей учащихся. Традиционное обучение организовано таким образом, что почти не дает ученику возможности свободного самовыражения. Ожидаемый ответ всегда имеет некоторую предполагаемую форму и тем более содержание. А ученик должен в эти требования уложиться. Это важно, поскольку структурирует его высказывание, нормирует его, позволяет проконтролировать и оценить. Но одновременно имеет и свои недостатки: лишает возможности экспериментировать с высказыванием.
Любая
нерегламентированная деятельность предоставляет
возможность экспериментировать с
высказыванием. Поэтому педагогу, осуществляющему
руководство проектной
Оценивая результат проектной деятельности младших школьников, педагог имеет возможность более точно указать ребенку на то, что именно является содержанием данной работы. Оценка – это инструмент обратной связи, инструмент управления процессом работы, в частности учения. Поэтому есть несколько возможностей, которые можно использовать. Например, можно оценивать проект не одной оценкой, а несколькими по разным основаниям (за командную работу, за качество презентации, за проектную идею, за точность соответствия общей идее проекта и т.д.). Следует уделять внимание оцениванию проекта самими школьниками. Необходимо уже в начальных классах формировать основы объективной самооценки.
Одним из важных требований к организации проектной деятельности младших школьников является создание образовательного пространства. Проектная работа, в отличие от традиционного обучения, требует совершенно иного дизайна пространства.
Необходимы:
Все
данные условия сложно учитывать в условиях
обычной школы, но все же следует помнить,
что учебная работа при проектной деятельности
выходит за границы класса, втягивает
все рабочее пространство школы, поэтому
является шагом в направлении изменения
классно-урочной системы.
Роль родителей в проектной деятельности младших школьников
Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.
Рассмотрим
эту сторону организации
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.