Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:12, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические основы метода проектов, наметить наиболее эффективные пути осуществления проектной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
Изучить современную педагогическую литературу по данному вопросу.
Выявить сущность проектной деятельности как метода организации учебного процесса.
Определить специфику проектной деятельности младших школьников и эффективность ее влияния на уровень образования.
Выявить необходимые условия осуществления проектной деятельности в начальной школе.
Определить роль родителей в проектной деятельности младших школьников.
1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Проектная деятельность: определение понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
3. Проектная деятельность как особая форма учебной работы. Цели и задачи
введения проектной деятельности в начальной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
4. Проектная деятельность младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
5. Организация проектной деятельности младших школьников. Методические
рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
6. Роль родителей в проектной деятельности младших школьников . . . . . . . . . . 16
7. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
8. Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Министерство образования и науки РТ
ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж»
Новикова Надежда Владимировна
Студентка III курса школьного отделения
Специальность
050709 «Преподавание в начальных классах»
Проектная
деятельность школьников
Курсовая
работа
Айметдинова Гульсина
Закиевна
2011
План-содержание
1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Проектная деятельность: определение понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
3.
Проектная деятельность как
введения проектной деятельности в начальной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
4. Проектная деятельность младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
5. Организация проектной деятельности младших школьников. Методические
рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
6. Роль родителей в проектной деятельности младших школьников . . . . . . . . . . 16
7. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
8. Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Введение
В настоящее время происходят глобальные изменения в системе образования: пересматриваются прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Именно поэтому одной из главных задач начальной школы становится создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
Проектная деятельность стирает границы между школьными предметами, дает возможность ребенку получить результат здесь и сейчас. Данный вид деятельности предполагает активность школьников в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно.
При
использовании метода проектов делается
опора на личные интересы школьника.
«Учение с увлечением» - вот основной принцип
реализации проектной деятельности.
Проблема исследования. Какие преимущества дает использование метода проектов в начальной школе? Как грамотно и планомерно осуществить внедрение метода проектов в учебный процесс? Что следует учитывать при использовании данного метода в процессе обучения?
Тема исследования. Проектная деятельность школьников.
Актуальность исследования. В настоящее время метод проектов вновь становится значимым в процессе обучения. Индустриальное общество превращается в информационное. Стремительно растут темпы внедрения технических разработок. Современная действительность требует новых качеств личности потенциальных работников. И главной, обобщающей характеристикой становится мобильность во всех возможных смыслах этого слова (географическая, академическая, профессиональная и т.д.) Меняется роль образования в обществе. Ученик сегодня готовится жить в быстро меняющемся мире. Следовательно, главное, что он должен приобрести, - способность самостоятельно и инициативно решать проблемы, даже приблизительный список которых составить невозможно. Академическая успешность в сфере науки не гарантирует теперь способности жить в новом меняющемся мире.
Такая ситуация может быть охарактеризована как кризис образования. Система образования вынуждена искать ответ на этот вызов современности. Именно поэтому процесс возрождения метода проектов так активно происходит в настоящее время. Современный школьник должен не просто получить набор необходимых для жизни знаний, он должен приобрести опыт разрешения проблем, исходно не имеющих готового решения. Такие ситуации можно создать в проектной деятельности.
Цель исследования: изучить теоретические основы метода проектов, наметить наиболее эффективные пути осуществления проектной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
Проектная
деятельность: определение
понятия
Исходно представления о проектировании возникли в таких видах трудовой деятельности, как архитектура и строительство, инженерное дело. Сегодня слово «проект» используется столь широко, что трудно назвать область, где бы он не применялся. Под проектом понимают исполнение некоторого замысла – художественного, научного, театрального, управленческого, одним из наиболее часто употребляемых сегодня словосочетаний стало «бизнес-проект».
Применительно к образованию необходимо различать такие понятия, как проект и проектная деятельность. Проектом может быть назван представленный аудитории замысел. Саму же последовательность шагов от замысла к реализации, завершающуюся получением некоторого продукта следует называть проектной деятельностью.
Основные свойства проектирования:
1. Производимый
продукт не является самоцелью.
2. Целеполагание. Наличие практической цели.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Данный метод возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, которые предполагают владение необходимым запасом знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских ученых. При советской власти эти идеи широко внедрялись в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и, постановлением ЦКВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе идеи Джона Дьюи нашли широкое распространение.
Однако сейчас можно наблюдать активное возрождение метода проектов в российской системе образования. Мы оказались перед лицом совершенно новой для истории ситуации – опыта предшествующего поколения становится недостаточно. Как преодолеть тот разрыв, который произошел между двумя поколениями?
Сегодня
главным результатом и
Если
сопоставить два вида деятельности
ребенка в школе, то учебная деятельность
– это научные понятия, организованные
в систему, строго целенаправленный
процесс со строго определенными
целями и задачами. Проектная же
деятельность – это обязательно практическая
деятельность. Способы деятельности в
ней не приобретаются, а превращаются
в средства решения поставленной задачи.
Школьники сами ставят цели своего проектирования.
Их предполагаемый продукт может быть
и фантастическим. Но именно продукт является
мерилом успешности проекта.
Проектная деятельность как особая форма учебной работы.
Цели
и задачи введения
проектной деятельности
в начальной школе.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
В младшей школе появляются короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать, как микропроекты. Ученик не ограничен рамками обычного учебного задания, он волен придумывать, фантазировать. Такие задания обычно индивидуальны, но они могут быть и групповыми. Эти микропроекты еще не формируют учебную самостоятельность, они способствуют ее проявлению в дальнейшем. Они поддерживают детскую индивидуальность, жестко подавляемую традиционным обучением. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Доминантой же начальной школы остается овладение способами действий – культурными средствами, которые потом, в основной школе, станут средствами проектирования.
Именно
использование микропроектов
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – комплекс знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемы», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Исходя из вышесказанного, можно определить цели и задачи введения проектной деятельности в начальной школе.
При правильном построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добывать для достижения поставленной цели. И если цель использования метода проектов в средних и старших классах можно определить, как формирование формально-операционального мышления, которое состоит в способности понять и оценить ситуацию, проверить гипотезы ее разрешения, то есть создать связь между действием и его последствиями, то для начальной школы она будет звучать иначе. Цель введения проектной деятельности в младших классах – это формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы, и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания действий, решающих проблему.
Такая «пошаговая» деятельность способствует обогащению личного опыта школьника, учит его умению владеть собой в проблемных ситуациях, мыслить, отталкиваясь именно от своих сил и возможностей, находить новые, может быть, ранее никем не испробованные способы, анализировать и проверять их, и на основе этого осуществлять решение проблемы.