Проектная деятельность школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить теоретические основы метода проектов, наметить наиболее эффективные пути осуществления проектной деятельности младших школьников.

Задачи исследования:
Изучить современную педагогическую литературу по данному вопросу.
Выявить сущность проектной деятельности как метода организации учебного процесса.
Определить специфику проектной деятельности младших школьников и эффективность ее влияния на уровень образования.
Выявить необходимые условия осуществления проектной деятельности в начальной школе.
Определить роль родителей в проектной деятельности младших школьников.

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Проектная деятельность: определение понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

3. Проектная деятельность как особая форма учебной работы. Цели и задачи

введения проектной деятельности в начальной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

4. Проектная деятельность младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

5. Организация проектной деятельности младших школьников. Методические

рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

6. Роль родителей в проектной деятельности младших школьников . . . . . . . . . . 16

7. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

8. Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Работа содержит 1 файл

Проектная деятельность младших школьников.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки РТ

    ГАОУ  СПО «Казанский педагогический колледж» 
 
 
 
 
 

    Новикова  Надежда Владимировна

    Студентка III курса школьного отделения

        Специальность 050709 «Преподавание в начальных классах» 
     
     

    Проектная деятельность школьников 

    Курсовая работа 
 
 

                                                                                         Руководитель

          Айметдинова Гульсина Закиевна 
 
 
 
 
 

    2011

План-содержание 

    1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

    2. Проектная деятельность: определение  понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  5

    3. Проектная деятельность как особая  форма учебной работы. Цели и  задачи

        введения проектной деятельности в начальной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

    4. Проектная деятельность младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  10

    5. Организация проектной деятельности младших школьников. Методические

        рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  13

    6. Роль родителей в проектной деятельности младших школьников . . . . . . . . . .  16               

    7. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  18

    8. Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  20

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В настоящее время происходят глобальные изменения в системе образования: пересматриваются прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Именно поэтому одной из главных задач начальной школы становится создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

    Поэтому в настоящее время широкую  популярность приобрели проектные  и исследовательские методы обучения.

    Проектная деятельность стирает границы между  школьными предметами, дает возможность ребенку получить результат здесь и сейчас. Данный вид деятельности предполагает активность школьников в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно.

    При использовании метода проектов делается опора на личные интересы школьника. «Учение с увлечением» - вот основной принцип реализации проектной деятельности. 
 

    Проблема  исследования. Какие преимущества дает использование метода проектов в начальной школе? Как грамотно и планомерно осуществить внедрение метода проектов в учебный процесс? Что следует учитывать при использовании данного метода в процессе обучения?

    Тема  исследования. Проектная деятельность школьников.

    Актуальность  исследования.  В настоящее время метод проектов вновь становится значимым в процессе обучения. Индустриальное общество превращается в информационное. Стремительно растут темпы внедрения технических разработок. Современная действительность требует новых качеств личности потенциальных работников. И главной, обобщающей характеристикой становится мобильность во всех возможных смыслах этого слова (географическая, академическая, профессиональная  и т.д.) Меняется роль образования в обществе. Ученик сегодня готовится жить в быстро меняющемся мире. Следовательно, главное, что он должен приобрести, - способность самостоятельно и инициативно решать проблемы, даже приблизительный список которых составить невозможно. Академическая успешность в сфере науки не гарантирует теперь способности жить в новом меняющемся мире.

    Такая ситуация может быть охарактеризована как кризис образования. Система образования вынуждена искать ответ на этот вызов современности. Именно поэтому процесс возрождения метода проектов так активно происходит в настоящее время. Современный школьник должен не просто получить набор необходимых для жизни знаний, он должен приобрести опыт разрешения проблем, исходно не имеющих готового решения. Такие ситуации можно создать в проектной деятельности.

    Цель  исследования: изучить теоретические основы метода проектов, наметить наиболее эффективные пути осуществления проектной деятельности младших школьников.

    Задачи  исследования:

  1. Изучить современную педагогическую литературу по данному вопросу.
  2. Выявить сущность проектной деятельности как метода организации учебного процесса.
  3. Определить специфику проектной деятельности младших школьников и эффективность ее влияния на уровень образования.
  4. Выявить необходимые условия осуществления проектной деятельности в начальной школе.
  5. Определить роль родителей в проектной деятельности младших школьников.

Проектная деятельность: определение понятия 

    Исходно представления о проектировании возникли в таких видах трудовой деятельности, как архитектура и  строительство, инженерное дело. Сегодня  слово «проект» используется столь  широко, что трудно назвать область, где бы он не применялся. Под проектом понимают исполнение некоторого замысла – художественного, научного, театрального, управленческого, одним из наиболее часто употребляемых сегодня словосочетаний стало «бизнес-проект».

    Применительно к образованию необходимо различать  такие понятия, как проект и проектная деятельность. Проектом может быть назван представленный аудитории замысел. Саму же последовательность шагов от замысла к реализации, завершающуюся получением некоторого продукта следует называть проектной деятельностью.

    Основные свойства проектирования:

1. Производимый  продукт не является самоцелью.  Появляясь, этот продукт приобретает  более широкий контекст. Например, построено здание. Здание – продукт.  Но цель и соответственно результат  проекта не здание само по  себе, а изменение качества жизни тех, кто в этом здании поселится.

2. Целеполагание.  Наличие практической цели.

      Метод проектов не является принципиально  новым в мировой педагогике. Данный метод возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также  методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

    Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, которые предполагают владение необходимым запасом знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

    В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских ученых. При советской власти эти идеи широко внедрялись в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и, постановлением ЦКВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе идеи Джона Дьюи нашли широкое распространение.

    Однако  сейчас можно наблюдать активное возрождение метода проектов в российской системе образования. Мы оказались перед лицом совершенно новой для истории ситуации – опыта предшествующего поколения становится недостаточно. Как преодолеть тот разрыв, который произошел между двумя поколениями?

    Сегодня главным результатом и одновременно условием развития общества становится не материальный продукт, а информация. Современный молодой человек должен  сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. И способность эту необходимо формировать в учебном процессе.

    Если  сопоставить два вида деятельности ребенка в школе, то учебная деятельность – это научные понятия, организованные в систему, строго целенаправленный процесс со строго определенными  целями и задачами. Проектная же деятельность – это обязательно практическая деятельность. Способы деятельности в ней не приобретаются, а превращаются в средства решения поставленной задачи. Школьники сами ставят цели своего проектирования. Их предполагаемый продукт может быть и фантастическим. Но именно продукт является мерилом успешности проекта. 
 
 
 
 
 
 

Проектная деятельность как  особая форма учебной  работы.

Цели  и задачи введения проектной деятельности в начальной школе. 

      Проектный метод обучения предполагает процесс  разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

    В младшей школе появляются короткие индивидуальные задания, которые можно  рассматривать, как микропроекты. Ученик не ограничен рамками обычного учебного задания, он волен придумывать, фантазировать. Такие задания обычно индивидуальны, но они могут быть и групповыми. Эти микропроекты еще не формируют учебную самостоятельность, они способствуют ее проявлению в дальнейшем. Они поддерживают детскую индивидуальность, жестко подавляемую традиционным обучением. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Доминантой же начальной школы остается овладение способами действий – культурными средствами, которые потом, в основной школе, станут средствами проектирования.

    Именно  использование микропроектов позволяет  индивидуализировать ситуацию обучения. Именно в рамках небольших и коротких по времени заданий ребенок проявляет и самостоятельность, и индивидуальность. Можно сказать, что функция проектов в начальной школе – не столько сформировать какие-то новые способности, сколько не дать угаснуть тому, что возникло ранее, - инициативности, которая возникла исходно в игре, воображению, свободе. Но также это и практика произвольности поведения: выполняя проект, приходится самому себя организовывать, а потому учиться управлять собственным поведением.

    Метод проектов всегда предполагает решение  какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование  разнообразных методов, средств  обучения, а с другой стороны –  комплекс знаний, умений из различных  областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемы», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

    Исходя  из вышесказанного, можно определить цели и задачи введения проектной деятельности в начальной школе.

    При правильном построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных  жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как  интуитивно, так и посредством  новых знаний, которые нужно добывать для достижения поставленной цели. И если цель использования метода проектов в средних и старших классах можно определить, как формирование формально-операционального мышления, которое состоит в способности понять и оценить ситуацию, проверить гипотезы ее разрешения, то есть создать связь между действием и его последствиями, то для начальной школы она будет звучать иначе. Цель введения проектной деятельности в младших классах – это формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы, и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания действий, решающих проблему.

    Такая «пошаговая» деятельность способствует обогащению личного опыта школьника, учит его умению владеть собой в проблемных ситуациях, мыслить, отталкиваясь именно от своих сил и возможностей, находить новые, может быть, ранее никем не испробованные способы, анализировать и проверять их, и на основе этого осуществлять решение проблемы.

Информация о работе Проектная деятельность школьников