Процесс развития учебной мотивации современного школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего среднего образования. Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но не смотря на это учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться, это касается как дисциплин гуманитарного так и естественного цикла, в том числе и биологических дисциплин. Вместе с тем в настоящее время учащиеся средней общеобразовательной школы должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал способствующий самоактуализации, самообразованию в процессе учебной деятельности.

Содержание

Введение
1. Понятия мотивации, мотивации учения
1.1 Разновидности мотивов учебной деятельности
1.2 Условия развития учебной мотивации
1.3 Учебная мотивация и развивающее обучение
2. Процесс развития учебной мотивации современного школьника
2.1 Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические характеристики: содержательную и динамическую (характеризует динамику и формы выражения мотивов)
2.2 Качества целей: новые, нестереотипные, гибкие, перспективные, устойчивые (или противоположные)
2.3 Интерес в мотивационной сфере и влиянии эмоций на мотивацию учения
2.4 Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должна сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению
Заключение
Глоссарий
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Учебная мотивация современного школьника.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Изучать и формировать  мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования. 

Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой. 

Объективность изучения и формирования мотивации  учащихся достигается тем, что при  этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика.[11] 

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации  учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и. учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается нисколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе. 

Без одобрения  или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаем мы или нет. Действуя тем или иным образом, мы не желаем, чтоб нас наказывали, а наоборот, рассчитываем на поддержку окружающих. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательное поведение и стремление к учебной деятельности. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности. 

Главная задача мотивации учения - организация учебной  деятельности, которая максимально  способствовала бы раскрытию внутреннего  мотивационного потенциала личности ученика. Поэтому, так важно создавать  для школьника ситуации успеха, уделять  основное внимание на организацию целенаправленной учебной деятельности. Основная методическая проблема все же остается на учителе - используя различные методы и методические приемы формировать целенаправленную учебную деятельность. 
 

  

Список используемой литературы: 

  

1.  Асеев В.Г.  Мотивация поведения и формирование  личности. – м.,2008. 

2.  Божович  Л.И. Личность и ее формирование  в детском возрасте. – М.,2005. 

3.  Вилюнас  В.К. Психологические механизмы  мотивации человека. – М., 2000. 

4.  Вилюнас  В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. – М., 2006. 

5.  Виллиам  С. Гриффис Понимание и применение  исследований в области мотивации.  – интернет, 2004. 

6.  Выготский  Л.С. Собрание сочинений в 6-ти  томах. – Т-2. – М.: Педагогика,1982. 

7.  Диагностика  учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.В. – М., 1978. 

8.  Маркова  А.К. и др. Формирование мотивации  учения: Книга для учителя. –  М., 2008. 

9.  Психическое  развитие младших школьников / Под  ред. В.В. Давыдова. – Москва: Педагогика,2005. 

10.  Хасан Б.И.  Детская инициатива как образовательный  эффект // Педагогика развития: Проблемы  образовательных результатов (эффектов). Часть 1. – Красноярск, 2004. 

11.  Цукерман  Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 2003.

Информация о работе Процесс развития учебной мотивации современного школьника