Процесс развития учебной мотивации современного школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего среднего образования. Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но не смотря на это учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться, это касается как дисциплин гуманитарного так и естественного цикла, в том числе и биологических дисциплин. Вместе с тем в настоящее время учащиеся средней общеобразовательной школы должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал способствующий самоактуализации, самообразованию в процессе учебной деятельности.

Содержание

Введение
1. Понятия мотивации, мотивации учения
1.1 Разновидности мотивов учебной деятельности
1.2 Условия развития учебной мотивации
1.3 Учебная мотивация и развивающее обучение
2. Процесс развития учебной мотивации современного школьника
2.1 Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические характеристики: содержательную и динамическую (характеризует динамику и формы выражения мотивов)
2.2 Качества целей: новые, нестереотипные, гибкие, перспективные, устойчивые (или противоположные)
2.3 Интерес в мотивационной сфере и влиянии эмоций на мотивацию учения
2.4 Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должна сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению
Заключение
Глоссарий
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Учебная мотивация современного школьника.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

-  непосредственный  интерес к фактам, занимательным  явлениям, которые фигурируют в  информации. Это элементарный уровень  познавательного интереса; 

-  интерес  к познанию существенных свойств,  предметов и явлений, составляющих более широкую и часто невидимую их внутреннюю суть. На этом уровне интерес еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных началах; 

-  интерес  к причинно следственным связям, к выявлению закономерностей,  к установлению общих принципов  явлений, действующих в различных  условиях. 

В работе с младшими школьниками особенно важно различать мотивацию содержанием и мотивацию процессом. Младший школьник интересуется учением вообще. В этой любви к деятельности в качестве побудителя может выступать результативная сторона, возможность занять место в коллективе, получить одобрение и т.п., но может выступать и процессуальная сторона. В первое время любовь к учебной деятельности имеет элементарное проявление: читать, писать. В дальнейшем интерес к процессу проявляется в желании думать, рассуждать, придумывать новые задачи. 

Таким образом, занимательность и как реально действующий, и как понимаемый мотив стоит на первом месте, даже в 3 классе. 

Познание сути явлений без специальной работы учителя, как правило, не становится ведущим мотивом у большинства  учащихся. 

2.4 Воспитание  правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должна сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению 

  

Между тем в  школьной практике роль эмоций как  важной стороны мотивационной сферы  учения недооценивается. В учебном процессе нередко мало что может служить возникновению положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные эмоции – скука, страх и т.д. 

В психологии показано, что эмоции развиваются не сами по себе, а тесно зависят от особенностей деятельности человека и его мотивации. Специфика эмоций, отмечал А.Н.Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношение между мотивами и возможностью успеха деятельности по реализации этих мотивов. Эмоции возникают у человека при актуализации мотива и нередко до рациональной оценке своей деятельности. Тем самым эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность (например, процесс учения), но и предшествуют ей, что подготавливает включение человека в эту деятельность. Таким образом, эмоции сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние. 

Все стороны  учебного труда школьников сопровождается теми или иными эмоциями. Выделяют следующие особенности эмоционального климата, необходимые для создания и поддержания мотивации учения: 

1.  Положительные  эмоции, связанные со школой в  целом и пребыванием в ней.  Они являются следствием умелой  и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе в семье. 

2.  Положительные  эмоции, обусловленные ровными, хорошими, деловыми отношениями школьника  с учителем и товарищами, отсутствием  конфликтов с ними, участием в  жизни класса. К этим эмоциям относятся, например, эмоции престижности, возникающие при новом типе отношений учителя и школьников, складывающемся в ходе применения учителем современных методов проблемного обучения, при наличии взаимоотношений их как коллег в совместном поиске нового знания. Велика также роль эмоций сопереживания, возникающих у школьников в общении с учителями и сверстниками. Этим эмоциям В.А.Сухомлинский придавал настолько большое значение, что писал: "Самое трудное в воспитании – это учить чувствовать". 

3.  Эмоции, связанные с осознанием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, решении сложных задач. Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего учебного труда, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки. Эти эмоции Сухомлинский называл «радостью» или даже «счастьем» труда. Он подчеркивал также значение таких эмоций, как желание хорошо учиться, озаряющее всю детскую жизнь, а также чувство собственного достоинства. Для эмоционального статуса ученика важно то, чтобы перед ним никогда не закрывалась дорога к успеху, то, что он не мог сделать, он сделает в будущем, может быть, уже сегодня или завтра. 

4.  Положительные  эмоции от столкновения с новым  учебным материалом. Здесь психологи выделяют ряд стадий – «реакций» на новизну материала: от эмоций любопытства и позднее любознательности, возникающих при столкновении с занимательным материалом до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к предмету, характеризующему захваченность учащихся этим предметом. Учителю нельзя пренебрегать первыми, еще ситуативными проявлениями положительного отношения к учению, наблюдающимися при столкновении школьников с новым неожиданным учебным материалом. В связи с этим говорят об эмоциогенном учебном материале. Но надо помнить, что эти особенности учебного материала без включения учеников в содержательную активную учебную деятельность лишь ненадолго удерживают внимание школьника и не обеспечивают его внутренней мотивации к учению. 

5.  Положительные  эмоции, возникающие при овладении  учащимися приемами самостоятельного  добывания знаний, новыми способами  усовершенствования своей учебной  работы, самообразования. Большую  радость у школьников обычно  вызывает их самостоятельность  в учебной деятельности.[10] 

Все названные  эмоции в совокупности образуют атмосферу  эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы  необходимо для успешного осуществления  процесса учения. В особой мере учителю  надо заботиться о создании или восстановлении положительного эмоционального климата в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившееся негативное отношение к учителю или даже к школе, конфликт с товарищами, тревожность и т.д. 

Однако учителю важно помнить, что эмоциональное благополучие, захваливание учеников, преобладание удовлетворенности собой у школьников в крайних случаях может приводить к застою в учебной работе, к прекращению роста учащихся, к «закрытости» их для развития. Поэтому в процессе учения должны присутствовать и эмоции с отрицательной модальностью. Состояние эмоционального комфорта учащихся, естественное в ситуации успешного выполнения задания, должно сменяться состоянием относительного дискомфорта, характерного для появления новых задач и поиска незнакомых еще путей решения. 

Наряду с эмоциями относительной неудовлетворенности  в обучении должно присутствовать чувство  преодоления трудностей. Ребенок  всегда должен осознавать оценку как  результат своих умственных усилий. Если оценка балует ученика, то у него складывается легкомысленное отношение к учению. Нельзя лишать ученика эмоций от самостоятельного преодоления трудностей. 

Таким образом, нет прямой зависимости между  отрицательными эмоциями и отрицательным  отношением школьников к учению. Однако эмоции, связанные с различными трудностями в учебной работе, не должны переходить в эмоциональную напряженность и тем более эмоциональный стресс, приводящие к дезорганизации учебной деятельности. 

Никаким образом  нельзя также культивировать в обучении такие отрицательные эмоции, как обида, страх перед неприятностями, исходящими от учителя. Отрицательные эмоции поддерживают у ученика устойчивую мотивацию избегания. 

Следовательно, отрицательные эмоции должны включаться в процесс учения, но они должны сменяться положительными эмоциями. Если этого не произойдет, то длительное чувство неудовлетворенности в учебной работе делает ученика пассивным, неуверенным в своих силах. Чувство столкновения с трудностью, не получившее выхода в разрешении этой трудности, также снижает самостоятельность и инициативу школьников, не стимулирует и к дальнейшему усложнению своих целей и задач в учебной работе. 

Эмоции, связанные  с обучением в младшем школьном возрасте также имеют важное мотивационное  значение. Широко известны положительные эмоции детей при поступлении в школу, при получении хороших отметок. Эмоции и их проявления у младшего школьника становятся по сравнению с детьми дошкольного возраста несколько более сдержанными и произвольными, соответствующими требованиям распорядка школьной жизни. В ходе младшего школьного возраста положительные эмоции возрастают по мере овладения учащимися средствами и способами учебной деятельности, в процессе осознания каждым ребенком соответствия своего поведения требованиям школы, удовлетворения от этого. Отрицательные же эмоции уменьшаются тоже в прямой зависимости от уровня сформированности учебной деятельности школьника, формирования у него мотивов адекватных учебной деятельности, становления приемов целеобразования. 

Своеобразие эмоций в младшем школьном возрасте состоит  в том, что ученики этого возраста все-таки отличаются эмоциональной  впечатлительностью, непосредственностью  проявлений и внешней выраженностью  эмоций. Эти дети характеризуются  податливостью ко внушениям и «впитываемостью» эмоциональных воздействий. Для младшего школьника свойственны необычная широта эмоций и реактивность, легкость переключения от одной эмоции к другой. По мере становления познавательных интересов в ходе младшего школьного возраста эмоции в ходе учения изменяются в сторону их сдержанности, устойчивости. 

Мы видим, что  в процессе своего формирования мотивационная  сфера ребенка постоянно подвергается влиянию и со стороны непосредственного  окружения и со стороны внешней  среды в целом. Поэтому мы должны организовать воспитательное влияние таким образом, чтобы привить ребенку наилучшие мотивационные ориентиры, при этом учитывая сформировавшиеся к этому моменту элементы мотивации и используя их для дальнейшего его развития. 

  
 

  

Заключение 

  

Учебная мотивация  современного школьника и процесс  ее развития неразрывно связан с факторами  успешности учения. 

Главная задача мотивации учения - организация учебной  деятельности, которая максимально  способствовала бы раскрытию внутреннего  мотивационного потенциала личности ученика. Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими: 

- укрепление  «открытости к воздействиям»  - через укрепление сотрудничества  с учителями и другими учениками  на основе учебных задач, через поиск путей решения задач; 

- использование  ситуации выбора – через предоставление  возможностей принимать решения; 

- эмоциональный  тренинг – через выполнение  упражнений по снятию тревожности,  формирование умения предвидеть  трудности, укрепление положительных эмоций в процессе учения. 

На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений  учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать  реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач. 

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. 

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем  в процессе формирования мотивации  вскрываются новые ее резервы, поэтому  подлинное изучение и диагностика  осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. 

Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних Побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. 

Информация о работе Процесс развития учебной мотивации современного школьника