Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:22, курсовая работа
Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего среднего образования. Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но не смотря на это учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться, это касается как дисциплин гуманитарного так и естественного цикла, в том числе и биологических дисциплин. Вместе с тем в настоящее время учащиеся средней общеобразовательной школы должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал способствующий самоактуализации, самообразованию в процессе учебной деятельности.
Введение
1. Понятия мотивации, мотивации учения
1.1 Разновидности мотивов учебной деятельности
1.2 Условия развития учебной мотивации
1.3 Учебная мотивация и развивающее обучение
2. Процесс развития учебной мотивации современного школьника
2.1 Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические характеристики: содержательную и динамическую (характеризует динамику и формы выражения мотивов)
2.2 Качества целей: новые, нестереотипные, гибкие, перспективные, устойчивые (или противоположные)
2.3 Интерес в мотивационной сфере и влиянии эмоций на мотивацию учения
2.4 Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должна сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Содержание
Введение
1. Понятия
мотивации, мотивации учения
1.1 Разновидности
мотивов учебной деятельности
1.2 Условия развития
учебной мотивации
1.3 Учебная мотивация
и развивающее обучение
2. Процесс
развития учебной мотивации
2.1 Социальные
и познавательные мотивы имеют
две психологические
2.2 Качества целей:
новые, нестереотипные, гибкие, перспективные,
устойчивые (или противоположные)
2.3 Интерес в
мотивационной сфере и влиянии
эмоций на мотивацию учения
2.4 Воспитание
правильной мотивационной
Заключение
Глоссарий
Библиографический
список
Приложение
Введение
Современная социокультурная
ситуация привела к тому, что в
обществе происходит интенсивный процесс
изменения социальных ориентиров. Этот
процесс получил свое отражение
в системе общего среднего образования.
Современная школа находится на стадии
динамического обновления, постоянно
происходит совершенствование содержания,
организационных форм, а также инновационных
технологий обучения. Но не смотря на это
учителя сталкиваются с нежеланием ребенка
учиться, это касается как дисциплин гуманитарного
так и естественного цикла, в том числе
и биологических дисциплин. Вместе с тем
в настоящее время учащиеся средней общеобразовательной
школы должны обладать не только определенной
суммой знаний, умений и навыков, но и иметь
богатый внутренний потенциал способствующий
самоактуализации, самообразованию в
процессе учебной деятельности. В связи
с этим основной задачей стоящей перед
учителем в средней общеобразовательной
школе является создание психолого-педагогических
условий для развития мотивации учебной
деятельности.
Любая деятельность,
в том числе и учебная, осуществляется
под влиянием целого ряда условий
и факторов, главными из которых
являются потребности. Сами потребности
вызывают причины поступков человека,
которые психологами называются мотивами.
Совокупность тех или иных мотивов составляет
мотивацию личности. Как регулятор учебной
деятельности мотивация пронизывает все
психологические процессы обучаемого
и оказывает воздействие на всю гамму
мотивационных отношений.
Необходимо отметить,
что проблема мотивации учения содержит
большие резервы в плане поиска
эффективных методов обучения школьников,
наиболее совершенных способов формирования
навыков и умений, повышения их
интеллектуальной активности, более оперативной
ориентации в широком информационном
поле.[1]
Основные усилия
педагогов направлены, прежде всего,
на совершенствование
Проблема развития
мотивации учебной деятельности
является актуальнейшей проблемой
психологии и педагогики на настоящем
этапе развития современной школы.
Эта проблема привлекала и привлекает
не только ведущих представителей педагогики,
но и философии, социологии, психологии.
Диагностика и сущность мотивации учебной
деятельности получила свое развитие
в трудах В.Г.Асеева, Ю.К. Бабанского, А.Н.Леонтьева,
С.Л.Рубинштейна, Г.И.Щукиной, Л.И.Божович,
В.Ф.Паламарчука, В.С. Мерлина, П.М. Лкобсона,
В.С.Ильина, А.К.Марковой, Н.В.Кузьминой,
В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной и др. В исследованиях
ученых показана структура мотивации
учебной деятельности, механизм возникновения
учебных мотивов, а также роль мотивации
в осуществлении учебной деятельности.
В современный психолого-педагогической
литературе проблема мотивации учебной
деятельности анализируется с разных
позиций: структура и динамика мотивации,
обусловленные целями обучения, проанализированы
Р.Р. Бибрих, В.И.Васильевым, Ф.М.Рахматулиным,
обусловленность эффективности учебной
деятельности мотивацией исследуется
Ю.М.Орловым, Т.С.Савочкиной, Ю.К.Черновой.
По их мнению, мотивы учебной деятельности
формируются и развиваются достаточно
эффективно в единстве с другими сторонами
мотивационной сферы, т.е. потребностями,
целями и т.д.
Объективная потребность
теории и практики педагогики в совершенствовании
подготовки выпускников школ, недостаточная
разработанность теоретико-
1. Понятия
мотивации, мотивации учения
1.2 Разновидности
мотивов учебной деятельности
В современном
постоянно меняющемся, динамичном мире
на первый план выходит не просто обучение
учащегося предметным знаниям, умениям,
навыкам, а личность обучающегося, как
будущего активного деятеля, обеспечивающего
общественный прогресс, сохранение и развитие
жизни на Земле. Именно личность и индивидуальность
человека с присущими ему характеристиками
являются результатом образовательного
процесса. При этом воспитание личности
заключается, прежде всего, в развитии
системы его потребностей и мотивов. Характер
мотивации учения и особенности личности
являются, по сути, показателями качества
образования.
Мотивацию можно
определить как совокупность причин
психологического характера, объясняющих
поведение человека, его начало,
направленность и активность. Мотивация
объясняет целенаправленность действия,
организованность и устойчивость деятельности,
направленной на достижение определенной
цели.
Мотив учения –
это направленность учащегося на
отдельные стороны учебной
Мотивация учения
проявляется в целях, которые
учащийся преследует в учебной деятельности.
Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные
результаты тех действий ученика, которые
ведут к реализации мотивов. Цели учебной
деятельности наиболее отчетливо проявляются
в доведении работы до конца (или откладывание
ее), в возращении к исполнению прерванных
учебных действий, в преодолении трудностей,
в наличии или отсутствии отвлечения от
учебной деятельности, в завершенности
или незавершенности учебных действий.
Цели могут быть устойчивыми и неустойчивыми,
гибкими и ригидными, стереотипными и
нестандартными, новыми или старыми.
Мотивы по отношению
к содержанию деятельности делятся
на:
Внешние (мотивы
долга и обязанности; мотивы оценки,
достижения успеха, мотивы самоутверждения,
престижа, положения; мотивы личного
благополучия, избегания неприятностей).
Внутренние (интерес
к содержанию деятельности; к ее процессу;
к овладению способами данной деятельности
и тем самым к саморазвитию).
Внешние мотивы
могут оказывать заметное негативное
влияние на характер и результаты
учебного процесса. Одной из основных
задач учителя является повышение в
структуре мотивации учащихся доли внутренней
мотивации.[2]
Наряду с вышеназванными
мотивами, выделяют познавательные и
социальные мотивы.
Познавательные
мотивы заложены в самой учебной
деятельности, они связаны с содержанием
учебной деятельности или с самим процессом
учения, направленные на содержание учебного
предмета, связанные с познавательной
потребностью субъекта, удовольствием,
получаемым от процесса познания;
- широкие познавательные
мотивы – ориентация на
- учебно-познавательные
мотивы - ориентация на усвоение
способов добывания знаний, приемов
самостоятельного приобретения
знаний;
- мотивы самообразования
– ориентация на приобретение
дополнительных знаний, на самосовершенствование
личности.
Социальные –
это мотивы, связанные с тем, что
лежит вне самой учебной
Для социальных
мотивов учения выделяют следующие
уровни:
- широкие социальные
мотивы – мотивы долга и
ответственности, понимания
- узкие социальные
мотивы (позиционные) – стремление занять
определенную позицию в отношении окружающих
(например заслужить их одобрение);
- мотивы социального
сотрудничества – ориентация
на взаимоотношения и способы
взаимодействия с другими
1.2 Условия развития
учебной мотивации
Существуют разнообразные
условия развития учебной мотивации
современного школьника:
1. Развитие самостоятельности
и самоконтроля ученика;
2. Максимально
возможное снятие внешнего
3. Задачи обучения
должны исходить из запросов, интересов
и устремлений ученика. Результаты обучения
должны соответствовать потребностям
ребенка и быть значимыми для него. А по
мере взросления у ребенка формируется
такая важная потребность, как потребность
в структурировании будущего, определяется
все более и более дальняя жизненная перспектива,
при этом складывается представление
о том, что учеба и ее итоги - это важный
шаг на жизненном пути. Таким образом,
именно у старшеклассников на более высоком
уровне формируется внутренняя мотивация.
4. Занимательность,
необычное изложение учебного
материала; использование
5. Необходима
включенность учеников в
6. На формирование
учебной мотивации также
Информация о работе Процесс развития учебной мотивации современного школьника