Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:22, курсовая работа
Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего среднего образования. Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но не смотря на это учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться, это касается как дисциплин гуманитарного так и естественного цикла, в том числе и биологических дисциплин. Вместе с тем в настоящее время учащиеся средней общеобразовательной школы должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал способствующий самоактуализации, самообразованию в процессе учебной деятельности.
Введение
1. Понятия мотивации, мотивации учения
1.1 Разновидности мотивов учебной деятельности
1.2 Условия развития учебной мотивации
1.3 Учебная мотивация и развивающее обучение
2. Процесс развития учебной мотивации современного школьника
2.1 Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические характеристики: содержательную и динамическую (характеризует динамику и формы выражения мотивов)
2.2 Качества целей: новые, нестереотипные, гибкие, перспективные, устойчивые (или противоположные)
2.3 Интерес в мотивационной сфере и влиянии эмоций на мотивацию учения
2.4 Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должна сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Оба типа мотивов
являются существенно необходимыми
для деятельности учения, поскольку
она является совместной деятельностью
ученика и учителя. Следовательно, иерархия
мотивов учения является двуевершинной:
ведущими являются как познавательные
так и социальные мотивы.
В 1 классе учение
привлекает детей как серьезная
социально значимая деятельность; из
дополнительных мотивов наиболее ярко
проявляется интерес к внешней стороне
школьной жизни. К 3-4 классу одним из основных
мотивов учения становится стремление
занять определенное место в коллективе
сверстников.
Было показано,
что познавательные мотивы учения у
младших школьников играют меньшую роль,
чем социальные, но и они подвергаются
изменениям: в 1-2 классе у школьников доминирует
интерес к процессу учения, а к 3-4 классу
– интерес к содержанию учебного предмета.[7]
2. Процесс развития
учебной мотивации современного школьника
2.1 Социальные
и познавательные мотивы имеют
две психологические
Содержательные
характеристики:
1. наличие
личностного смысла учения.
2. действенность
– влияние мотива на учение
и поведение (реально
Действенность
мотива тесно связана с личностным
смыслом учения. Это проявляется
в активности самого ученика, в его
инициативе, в зрелости и развернутости
всех компонентов учебной деятельности.
3. мотив может
быть ведущим или подчиненным
(место мотива).
4. самостоятельность
возникновения и проявления
5. уровень
сознания.
6. степень
распространения мотива на
- аморфная, неясная
локализация – общий интерес к учению,
требующий побуждения извне;
- широкая
локализация интересов при
- локализованные
стержневые интересы;
Динамические
характеристики:
1. устойчивость
– мотив проявляется достаточно
постоянно.
2. модальность
– эмоциональная окраска мотива
(положительные и
3. сила мотива.
4. быстрота
возникновения.
Формы выражения
мотивов учения должны находиться в
поле зрения учителя. По ним учитель
составляет первое представление о характере
мотивации данного ученика.
Рассмотрим еще
один важный аспект в мотивации учения.
Для организации
учебной деятельности важно отметить
возможность и продуктивность формирования
мотивации через целеполагание
учебной деятельности. Цель – это направленность
ученика на выполнение отдельных действий,
входящих в учебную деятельность.
Мотивы, даже самые
положительные и разнообразные,
создают лишь потенциальную возможность
развития ученика, поскольку реализация
мотивов зависит от процессов целеполагания,
то есть умений школьников ставить цель
и достигать их в обучении. Цель – это
ожидаемые конечные и промежуточные результаты
тех действий ученика, которые ведут к
реализации их мотивов. А.К.Маркова, рассматривая
содержание целеполагания, выделяет виды,
уровни, этапы, качества, проявления этого
процесса. Видами целей в учении могут
быть конечные цели (получение правильного
результата решения) и промежуточные (различие
способа работы и результата, нахождение
нескольких способов решения и так далее).
Уровни целей
связаны с уровнями мотивов; таким
образом, выделяют широкие познавательные
цели, учебно-познавательные цели, цели
самообразования, социальные цели (например,
занять позицию в общении, найти
оптимальный способ сотрудничества
и другие).
Этапами реализации
целей являются постановка цели, ее
обоснование, мысленное предвидение
результата и способа его достижения,
апробирование цели действием, конкретизация
конечной цели, в виде промежуточных,
выбор из нескольких целей одной
наиболее реалистичной, обоснование расхода
времени и сил, построение плана действия,
достижение цели, проверка степени достижения
цели по соотношению между требуемым,
желательным и фактическим результатами.
2.2 Качества целей:
новые, нестереотипные, гибкие, перспективные,
устойчивые (или противоположные)
учебная мотивация
школьник эмоция
Проявления целей:
доведение работы до конца или
ее постоянное откладывание, стремление
к завершенности учебных
Мотивация рождается
в самой деятельности, и очень
важно придать целям, стоящим
перед учащимися в учебной
деятельности, самостоятельное значение,
в результате цель приобретает собственную
побудительную силу и превращается в мотив-цель.
На уроке ученик
получает цель извне, от учителя, в готовом
виде. Однако «объективные цели должны
стать целями и мотивами самого ученика»
(Л.И.Божович), определенность, ясность,
осознанность целей повышает активность,
усиливает мотивацию.
Чтобы цель была
принята. Стала намерением, необходимо
участие детей не только в постановке
цели, но и в анализе, обсуждении
условий ее достижения (повторить
задание, вдуматься в содержание,
наметить план выполнения и т.п.). До тех
пор пока цель не станет самостоятельной
побудительной силой, будет существовать
разрыв между мотивами и целями. Для продуктивного
усвоения знаний важно чтобы цель стала
самостоятельной силой, превратилась
в мотив. Для этого необходимо, чтобы ученик
четко сформулировал цель (что узнать,
чему научиться), ее значение (зачем и для
чего это нужно), выделил способы достижения
цели; проконтролировал насколько выполнение
соответствует цели, насколько успешно
идет продвижение к цели.
Можно выделить
такие характеристики постановки целей
в младшем школьном возрасте как:
- готовность
ученика к принятию целей,
- ученик научается
определять важность и последовательность
целей;
- ученик может
уже самостоятельно наметить
систему промежуточных целей
на пути к цели, поставленной
учителем. Отсутствие умения школьника
сопоставить намечаемые им
Слабость процессов
целеобразования, неумение выполнять
требования учителя являются одной из
причин отрицательного отношения к учению
и к школе. В этом случае учителю важно
соотносить свои требования к каждому
ученику с реальными возможностями его
произвольного поведения, а также последовательно
и систематически помогать ученикам в
их стремлении подчинить свое учебное
поведение нужным целям.
2.3 Интерес в
мотивационной сфере и влиянии
эмоций на мотивацию учения
Характеризуя
интерес в общепсихологическом
определении – это
При анализе
роли познавательного интереса в
структуре личности следует иметь в виду
такие параметры, как устойчивость, локализованность,
осознанность.
1. Познавательный
интерес может быть
2. Локализация
познавательных интересов
3. В комплексе
данных о познавательном
Показателем наличия
(отсутствия) интереса к учебному предмету
могут быть определены во время урока:
3.1. На основе
наблюдений, где выявляются:
а) эмоциональные
проявления ученика в виде речевых
эмоциональных реакций, мимики, выражающей
равнодушие, или, наоборот, увлеченности
заданием;
б) участие ученика
в учебном процессе в виде: содержания
комментариев, ответов товарищей, вопросов
к учителю по содержанию учебного
материала; готовности к выполнению
учебного задания;
в) двигательная
активность учеников – отвлечение от
выполнения заданий, посторонняя двигательная
активность или поглощенность деятельностью;
г) характерная
реакция ученика на окончание
урока – стремление со звонком
бросить выполнение начатого задания
или, наоборот, выполнения задания, несмотря
на перемену.
3.2. Наличие
интереса к содержанию
а) времени решения
задачи;
б) количеству решенных
задач за урок и т.д.
Вне урока:
1. беседа ученика
по поводу учебного предмета на перемене
с учителем, с товарищами;
2. чтение
учеником дополнительной
3. характера
использования учеником
Интерес к учебной
деятельности по сравнению с другими
интересами планомерно возрастает в 1-2
классах и заметно снижается в 3 классе.
Снижение интереса происходит более заметно
в тех классах начальной школы, где преобладала
установка учителя на сообщение готовых
знаний, на их запоминание, где активность
школьника носила воспроизводящий, подражательный
характер. Учащиеся начальных классов
проявляют интерес к тем заданиям, где
есть возможность инициативы и самостоятельности.
Уже в этом возрасте ученики отдают предпочтение
трудным заданиям.[9]
Рассматривая
интерес с его содержательной
стороны, Г.И.Щукина выделяет несколько
уровней:
Информация о работе Процесс развития учебной мотивации современного школьника