Процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся
Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:00, реферат
Описание работы
описывается процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся; подходы к организации образования как учебно-творческой деятельности; технологии
Таким
образом, подводя итог вышеизложенному,
можно отметить, что:
развитие
творческого потенциала обучающихся в
образовательном процессе может эффективно
осуществляться, если учебно-познавательная
деятельность организуется как учебно-творческая
с использованием личностно-ориентированных,
или развивающих, технологий обучения.
Эти технологии реализуются с опорой на
такие психологические механизмы, как
ассоциации и анаксиоматизация, а также
на эвристические методы и приёмы обучения.
Названные технологии и методы:
направлены
на более эффективное личностное развитие
и саморазвитие обучающихся как субъектов
учебно-творческой деятельности с опорой
на их индивидуальные особенности и опыт;
позволяют
повысить степень мотивации и эмоциональности,
познавательной активности и самостоятельности
всех участников образовательного процесса.
Полученый опыт учебно-творческой деятельности
поможет личности решить нестандартные
жизненные и профессиональные задачи,
предвидеть и предупреждать неудачи и
ошибки, тем самым обеспечить эффективность
любого вида деятельности.
необходимым
условием организации учебно-творческой
деятельности обучающихся выступает создание
развивающей, или культурно-образовательной,
среды школы, вуза. В современной практике
образовательная сущность ряда школ –
адаптивная школа, школа самоопределения,
школа диалога культур – каждая из которых
является развивающей средой, обеспечивающей
развитие учащегося «по индивидуальной
траектории» как субъекта учебно-творческой
деятельности. Принципами создания такой
среды являются: адаптивности, развития,
психологической комфортности, смыслового
отношения к миру, ориентировочной функции
знаний, обучение деятельности, креативности.
важнейшим
направлением в развитии творческого
потенциала личности выступает обучение
умениям решать и составлять учебные задачи
определённой степени проблемности. При
этом обязательной составляющей готовности
обучающихся к решению задач является
эмоциональный компонент. Его реализация
предполагает:
создание
педагогом на учебных занятиях положительного
эмоционального настроения и атмосферы;
анализ, учёт,
поддержка и безоценочное принятие, а
также управление педагогом эмоциональных
состояний учащихся;
анализ обучающимися
собственных эмоциональных состояний
через рефлексию мотивов, чувств, полученых
знаний и опыта;
обогащение
эмоционального и рефлексивного опыта,
коммуникативных умений обучающихся,
что является условием адекватного выражения
собственной уникальности
к урокам,
направленным на организацию учебно-творческой
деятельности обучающихся и развитии
их творческого потенциала, относятся
так называемые нетрадиционные учебные
занятия, на которых:
учащийся
включается в производство своих знаний,
опыта и способов коммуникации;
реализуется
принцип трансформации освоенных знаний
в эмоциональное состояние ученика.