Процесс обучения и развития персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов профессионального обучения персонала.

Содержание

Введение
Глава 1 Основные понятия профессионального обучения персонала
1.1 Понятие и сущность обучения персонала
1.2 Виды обучения персонала
1.3 Характеристика профессионального обучения
1.4 Направления профессионального обучения
Глава 2 Основные методы профессионального обучения персонала
2.1 Методы обучения персонала на рабочем месте
2.3 Методы профессионального обучения вне рабочего места
2.3 Методы повышения профессионального мастерства менеджеров
2.4 Сравнение методов обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по персоналу.docx

— 68.86 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Алматинский Технологический Университет 
 

    Кафедра «Менеджмент» 
 
 

              
 

                                   Курсовая работа

По  дисциплине: «Управление персоналом»

                                    На тему: «Процесс обучения и развития персонала» 
 
 

                                         

                                                Выполнила: Студентка 3-года

                                   Обучения на базе СПО

                                                 Специальность: «Менеджмент»

                           Шарипова Алина

                                                         Проверила: Беймбетова А.Е. 
       
       
       
       

                                                         Алматы 2011 

  Содержание 

Введение

Глава 1 Основные понятия  профессионального  обучения персонала

1.1 Понятие и  сущность обучения персонала

1.2 Виды обучения  персонала

1.3 Характеристика  профессионального обучения

1.4 Направления  профессионального обучения

Глава 2 Основные методы профессионального  обучения персонала

2.1 Методы обучения  персонала на рабочем месте

2.3 Методы профессионального  обучения вне рабочего места

2.3 Методы повышения  профессионального мастерства менеджеров

2.4 Сравнение  методов обучения в зависимости  от степени включенности в  него слушателя

Заключение

Список  литературы

 

Введение

 
---

     Профессиональное  обучение определяется как процесс  подготовки персонала организации  к успешному выполнению стоящих  перед ним задач, т.е. совершенствование  стандартных компетенций. Вместе с  тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие  потребности организации. Профессиональное обучение является важнейшей частью профессионального развития персонала.

     Последние годы вопрос о профессиональном обучении персонала организаций является очень актуальным. В динамично развивающихся организациях обучение персонала используется для развития бизнес-практики организации, выступает как инструмент преобразований, обслуживает потребности менеджмента в управлении изменениями.

     Цель  данной курсовой работы заключается  в проведении исследований и изучении методов профессионального обучения персонала.

     Традиционно различают два основных метода обучения персонала:

     -Обучение  без отрыва от производства (обучение  с использованием внутренних  ресурсов);

     -Обучение  с отрывом от работы в специализированных  учебных заведениях, центрах подготовки  кадров (с использованием внешних  ресурсов).

     Оба метода имеют свои преимущества и  недостатки.

     Таким образом данная курсовая работа предусматривает  решение следующих важнейших  задач:

     -Изучение и анализ методов профессионального обучения персонала;

     -Анализ достоинств и недостатков методов обучения;

     -Сравнение  методов обучения в зависимости  от степени включенности в  него слушателя.

     В данной работе объектом исследования является обучение персонала организации. Предметом курсовой работы выступают методы профессионального обучения персонала организации.

     Важнейшее условие успешного развития любой  организации - профессиональное развитие человеческих ресурсов - особенно актуально в современном мире, в котором проблема обновления приобретенных знаний и навыков стоит особенно остро. Сегодняшний сотрудник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, способностью адаптироваться к непрерывным изменениям внешней среды.

     Назрела необходимость профессионального  обучения персонала, т.е. создания условий для полного раскрытия потенциала сотрудников, их способности вносить ощутимый вклад в деятельность своей организации. Речь идет прежде всего о предоставлении сотрудникам равных возможностей в получении достойных заработков, в продвижении по службе, в профессиональном росте и т.д.

     Крупные западные фирмы инвестируют все больше средств в профессиональное обучение персонала, понимая, что внешний рынок труда и система образования не успевают приспособиться к столь быстрому росту потребности в конкретных кадрах.

 

Глава 1. Основные понятия профессионального обучения персонала

1.1 Понятие и сущность обучения персонала

 

     Процесс обучения человека протекает всю  его сознательную жизнь. Первичное  обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения  квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение  образования.

     Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых  для подготовки человека к жизни  и труду. Уровень образования  обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными  отношениями. Образование делится  на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.

     Непрерывное образование - процесс и принцип  формирования личности, предусматривающий  создание таких систем образования, которые открыты для людей  любого возраста и поколения и  сопровождают человека в течение  всей его жизни, способствуют постоянному  его развитию, вовлекают его в  непрерывный процесс овладения  знаниями, умениями, навыками и способами  поведения (общения). Непрерывное образование  предусматривает не только повышение  квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.

     «Профессиональное образование как процесс - это  одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат - подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения».

     В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании персонала, которое  осуществляется посредством его  обучения.

     «Обучение персонала - основной путь получения  профессионального образования. Это  целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс  овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.».

     Следует различать три вида обучения.

     Подготовка  кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

     Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

     Переподготовка  кадров - обучение кадров с целью  освоения новых знаний, умений, навыков  и способов общения в связи  с овладением новой профессией или  изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

     Отечественный и зарубежный опыт выработал три  концепции обучения квалифицированных  кадров.

     1)Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.

     2)Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.

     3)Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.

     Таким образом, предметом обучения являются:

     -Знания - теоретические, методические и  практические, необходимые работнику  для выполнения своих обязанностей  на рабочем месте;

     -Умения - способность выполнять обязанности,  закрепленные за работником на  конкретном рабочем месте;

     -Навыки - высокая степень умения применять  полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру  освоения работы, когда вырабатывается  сознательный самоконтроль;

     -Способы  общения (поведения) - форма жизнедеятельности  личности, совокупность действий  и поступков индивида в процессе  общения с окружающей действительностью,  выработка поведения, соответствующего  требованиям, предъявляемым рабочим  местом, социальные отношения, коммуникабельность.

 

1.2 Виды обучения  персонала

 

     Характеристика  видов обучения представлена в табл. 1.1. Отдельные виды обучения не следует  рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных  кадров предполагает тесную связь и  координацию между этими видами обучения.

     Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым  лицам, с тем, чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи (табл. 1.2).

     Обучение  может осуществляться на рабочем  месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение).

     «Критериями выбора вида обучения являются: с одной  стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических  результатов работы), с другой - внушительные расходы. Если доходы от профессионального  обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы».

     Внепроизводственная профессиональная подготовка связана  со значительными изменяющимися  расходами, внутрипроизводственная - со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и  имеется соответствующая инфраструктура. Следует отметить, что обучение квалифицированных  кадров на своем производстве имеет  преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым  наглядным способом, результат легко  контролируется. Внепроизводственное  обучение квалифицированных кадров проводится, опытными преподавателями, однако потребности предприятия  при этом не всегда в достаточной  степени учитываются. 

Информация о работе Процесс обучения и развития персонала