Процесс формирования основ экологической культуры дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:31, творческая работа

Описание работы

Формирование элементов экологической культуры находится в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы. Благодаря систематической работе по экологическому воспитанию, проведению цикла наблюдений за животными, растениями у детей развивается интерес, желание отражать в своих рисунках окружающий нас мир. Дошкольники стали замечать различные мелкие детали, научились видеть красоту природы, научились сами подбирать цветовую гамму, фон, стали более доброжелательными к окружающему миру, детям и взрослым.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………...3
Глава I. Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования основ экологической культуры дошкольников…………………. . 5
I.I. Современное состояние проблемы формирования основ
экологической культуры . . . . . . . . . . . ……………………….. . . . . . 5
I.2. Содержание и структура понятия “экологическая культура дошкольника”. . . .….6
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у дошкольников экологической культуры……………. .9
2.1. Констатирующий этап исследования по определению уровня
сформированности экологической культуры дошкольников . .9
2.2. Содержание, формы и методы формирования
основ экологической культуры у дошкольников . . . . . . . . . . .. .13
2.3. Аналитическая работа по результатам исследования . . . . . . . .18
Выводы и рекомендации …………………....19
Список литературы……………………….22

Работа содержит 1 файл

мой творческий отчёт на аттестацию 2010 в 156.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

Дошкольное детство  – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. В сюжетно ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых. В одно мгновение он может стать шофёром, продавцом. Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребёнка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребёнка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачу и прочими способами, то заинтересовать ребёнка этой областью действительности, несомненно, найдёт его отражение в его играх. Видя, как малыш увлечён игрой, взрослый поддерживает её тем же методом – новыми игровыми действиями. СРИ с природным содержанием может быть развёрнута дошкольником после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездки с родителями во время отпуска на юг или деревню, знакомство с колхозной фермой, сельскохозяйственной выставкой, ипподромом.

В семье можно широко использовать детские игры природоведческого  содержания. В каждом доме найдутся настольно печатные игры, среди которых  могут быть “Зоологическое лото”, “Ботаническое лото”. Игры помогают запоминать названия растений и животных.

В домашних условиях с  дошкольниками разных возрастов  можно играть в словесно детских  играх. Они могут быть самыми различными и хорошо вписываться в разные бытовые ситуации. “Из чего состоит  винегрет”, “Отгадай по описанию”.

Родители могут очень  часто играть с детьми в словесные игры и описательные загадки - они не требуют особых условий и дополнительного материала. В пути, в очереди к врачу, на прогулке и прочих ситуациях- взрослые предлагают ребёнку поиграть - это своего рода приятное общение. Словесно детские игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, но и умение анализировать и описывать. Они учат детей, обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Во время игры, чтобы она не сводилась к упражнениям, должны действовать правила которые побуждают ребёнка к правильным и быстрым ответам. Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать богом имеющихся знаний. Дошкольников, конечно, заинтересуют занятия и игры с природными материалом. Ценно не только изготовление поделок, но и их обыгрывание. С помощью фигурок с ребенком можно разбирать знакомые сказки (“Колобок”, “Лиса, заяц, петух”), придумать свои новые. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.

Экологические знания стали  включаться в такие занятия, как обучение рассказыванию, рисование, математика, музыка, физкультура.

Ребята намного бережнее стали относиться к насекомым, которые  их окружают. Во время дождя дети стараются не наступать на дождевых червей. Дети стали наблюдательнее, что хорошо видно по их рисункам. Так шаг за шагом мы стремимся привить детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.

Мы воспитываем доброе отношение к природе через  сказки, произведения искусства, наблюдение за животными и растениями, неживой  природой, через занятия, экскурсии экологического содержания. Нам помогают беседы о природе, записи высказываний детей. Мы убеждены, что глубокое знакомство детей с природой поможет им в дальнейшем понять такие науки, как экология, природоведение, физика, астрономия, ботаника, биология, география.

“Экологическая нравственность должна стать категорией всеобщей. Если её не будет, то не будет, и ни каких  сдвигов в решении экологических  проблем. По существу, мы паразитируем на дарах природы, по купечески прожигаем  её”. Академик Б. Соколов.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь  с животными растениями человек, становится чище, добрее, мягче. В нём пробуждаются самые лучшие качества. Мы знаем, что человек живёт и развивается за счёт природы, но тысячелетия мы покоряли её, беспощадно убивали животных, вырубали леса. Сейчас, пробил тот час, когда надо остановиться. Человеку нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые продукты. На смену нам идёт новое поколение, и наша задача прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней. Ведь став взрослыми, мы очень часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остаётся в памяти. Разве можно забыть то чудесное ощущение, которое мы испытывали, когда подкармливали зимующих птиц, когда попали в сказочный зимний лес! Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, она своей яркостью воздействует на его чувства.

Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в данный момент. Это трудная и интересная работа и возможностей здесь очень много. Результат нашей работы – благодарность родителей и желание детей сделать свой микрорайон чистым и красивым.

Большое значение в экологическом  воспитании имеет окружающая природная среда на территории детского сада. Наблюдая за детьми на прогулке, можно убедиться в том, что у них есть интерес к живой и неживой природе. Весной дети нередко находили жучков, рассматривали их, сообщали: “Смотрите, какой у меня жучок – маленький, красивый”. Вместе наблюдали за божьей коровкой, обратили внимание на то, что жучок маленький, крылышки и ножки хрупкие. При неловких движениях их легко повредить, поэтому с ними надо обращаться осторожно.

Формирование элементов  экологической культуры находится  в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы. Благодаря систематической работе по экологическому воспитанию, проведению цикла наблюдений за животными, растениями у детей развивается интерес, желание отражать в своих рисунках окружающий нас мир. Дошкольники стали замечать различные мелкие детали, научились видеть красоту природы, научились сами подбирать цветовую гамму, фон, стали более доброжелательными к окружающему миру, детям и взрослым.

Рассуждения об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры на данном этапе развития общества и его взаимодействия с природой имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания. Представляется, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в 2 взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников или решающих различные вопросы дошкольного воспитания.

В результате эксперимента по формированию у дошкольников основ  экологической культуры произошли  существенные изменения, сказавшиеся  на развитии личности в целом. Дошкольники  стали более гуманными во взаимоотношениях, активизировалась их деятельность, расширилась сфера интересов, они начали более активно интересоваться экологической проблемой. Они начали проявлять активность по овладению знаниями об экологии.

Знания экологической  проблемы благотворно влияет на основу экологической культуры дошкольников. Позитивный характер этого влияния проявляется в повседневной жизни детей.

Наши рекомендации:

  1. Рекомендуем воспитателям ДОУ проводить работу по формированию у дошкольников основ экологической культуры исходя из доступности экологических знаний дошкольникам.
  2. Работу по формированию основ экологической культуры у дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

Список литературы.

  1. Акулинцева Е.Ф. “Будем экологически грамотными”. Дошкольное воспитание №7, 1996
  2. Беспалова И.В. “Очарован лес стоит”. Дошкольное воспитание №2, 1995
  3. Виноградова И.С. Куликова О.В. “Дети, взрослые и мир вокруг”, М., Просвещение, 1993;
  4. Виноградова И.С. Маркова А.В. “Почему дети обижают животных”. “Обруч”, №2, 1997
  5. Герасимов С.П. “Признаки весны в живой природе”. Дошкольное воспитание №3, 1988
  6. Година М.С. “Пусть научаться любить свою природу”. Дошкольное воспитание №7, 1993
  7. Гурович-Иванова М.П. “Знакомство со сказками Бианки”. Дошкольное воспитание №1, 1991
  8. Д. Родари “Приключения Чиполлино”, Г.Треверс “Мери Поппинс”, А. Де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, Минск, “Высшая школа” - 1986.
  9. Дежникова Т.Р. “Умеет ли природа говорить?”, г. Дмитров, “Карапуз” - 1995.
  10. Дергилева Л.Д. “Флористика – это прекрасно”. Дошкольное воспитание №7, 1993
  11. Добылева Д.И. Дупленко Н.Д. “О программе экологического воспитания старших дошкольников”. Дошкольное воспитание №7, 1998
  12. Зебзеева А.В. “О формах и методах экологического образования дошкольников”. Дошкольное воспитание №7, 1998
  13. Зенина Л.Д. “Работаем по программе “Юный эколог”. Дошкольное воспитание №7, 1996
  14. Зотов В.В. “Лесная мозаика”, М.: Просвещение – 1993.
  15. Кондратова Л.В. “Воспитание заботливого отношения к животным”. Дошкольное воспитание №8, 1988
  16. Марченко Л.И. “Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой”, Уфа, Китап, 1995;
  17. Мутик П.О. “Живите в дружбе с природой”. Дошкольное воспитание №7, 1997
  18. Мутик П.О. “Конспекты занятий по экологии”. Дошкольное воспитание №11, 1995
  19. Мутик П.О. “Экологическая азбука”. Дошкольное воспитание №7, 1998
  20. Николаева С, Н. “Формирование начал экологической культуры”. Дошкольное воспитание №7, 1996
  21. С.Н. Николаева “Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве”, М, Начальная школа, 1995;
  22. С.Н. Николаева “Место игры в экологическом воспитании дошкольников”, М., “Новая школа”, 1996;
  23. С.Н. Николаева “Программа экологического воспитания дошкольников”, М., Начальная школа, 1993;
  24. С.Н. Николаева “Экологическое воспитание дошкольников М.: АСТ - 1998;
  25. Унучек В.А. “Роль экологических знаний в воспитании дошкольников”. Дошкольное воспитание №7, 1983.
  26. Филиппова А.В. “Экологическое воспитание: психологические основы”. Дошкольное воспитание №10, 1996
  27. Янакиева К.М. “Дошкольный возраст – этнокультура и экологическое воспитание”. Дошкольное воспитание №7, 1998

 


Информация о работе Процесс формирования основ экологической культуры дошкольников