Процесс формирования основ экологической культуры дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:31, творческая работа

Описание работы

Формирование элементов экологической культуры находится в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы. Благодаря систематической работе по экологическому воспитанию, проведению цикла наблюдений за животными, растениями у детей развивается интерес, желание отражать в своих рисунках окружающий нас мир. Дошкольники стали замечать различные мелкие детали, научились видеть красоту природы, научились сами подбирать цветовую гамму, фон, стали более доброжелательными к окружающему миру, детям и взрослым.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………...3
Глава I. Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования основ экологической культуры дошкольников…………………. . 5
I.I. Современное состояние проблемы формирования основ
экологической культуры . . . . . . . . . . . ……………………….. . . . . . 5
I.2. Содержание и структура понятия “экологическая культура дошкольника”. . . .….6
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у дошкольников экологической культуры……………. .9
2.1. Констатирующий этап исследования по определению уровня
сформированности экологической культуры дошкольников . .9
2.2. Содержание, формы и методы формирования
основ экологической культуры у дошкольников . . . . . . . . . . .. .13
2.3. Аналитическая работа по результатам исследования . . . . . . . .18
Выводы и рекомендации …………………....19
Список литературы……………………….22

Работа содержит 1 файл

мой творческий отчёт на аттестацию 2010 в 156.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

Если приобщить детей  к природе с младшей группы, то у них зарождается гуманное отношение к ней, проявляющиеся  в заботливости, ответственности, самостоятельности, инициативности. Это дает возможность  усложнить содержание детского труда  в природе. Дети пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. В свое время Сеченов писал о прирожденном и крайне “драгоценном” свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство Павлов назвал рефлексом.

Экологическая культура - неотъемлемый элемент духовного мира личности. Эта культура представляет собой экологически ориентированное сознание и поведение, в основе, которой лежат гуманные целостные ориентации в отношении к природе. Формирование основ экологической культуры у детей с позиций:

  • усвоение на конкретных примерах знаний о закономерных явлениях природы;
  • способности понимать причинно-следственные связи;
  • запоминать интересные факты из жизни животных;
  • возможность дифференцировать живое и неживое;
  • понимать потребность живого существа.

Для осуществления экологического воспитания большое значение имеет  эстетическое восприятие природы детьми. Усиление эстетической стороны при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства - важный фактор экологического воспитания. Воспитание красоты и гармонии форм, красок, звуков, наблюдение происходящих в природе явлений вызывают радость, и дает огромное наслаждение. Воспитание экологической культуры требует умение видеть поверх барьеров и услышать в своем сердце голос плачущей Земли. Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно чтобы гуманные чувства они распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными. Что такое милосердие? Это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Мы считаем, своей задачей воспитывать у детей готовность, желание заботиться о других. Беседовали с ними о добрых поступках людей, читали им художественные произведения, вместе с ними разучивали пословицы и поговорки, проводили дидактические игры, стремились обогатить их речь такими словами как “добрый”, “чуткий”, “отзывчивый”. Формировать гуманные представления невозможно только с помощью замечаний, наставлений и порицаний. Важно воспитывать в детях способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми и счастливыми. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чувство к добру и злу навсегда осталось в человеке. 

Слово экология и его  производные прочно вошли в наш  повседневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Я приведу определение академика Меркурия Сергеевича Тиярова, которое отвечает и моему слова. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, сомнительны. Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению.

Я кузнечика словил

В банку с травкой  посадил

Пусть покажет, как трещит

Как усами шевелит.

К сожалению, детская литература пестрит подобными “шедеврами”. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Загрязняется вода, почва, воздух. Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами рублей. Мы педагоги не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.

Задачи воспитателя  осложняются тем, что дети часто  видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. Вероятно, в таких случаях нужно говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать домашних животных. А вот вы дети молодцы, так не делаете. Было бы ошибкой ожидать мгновенного воздействия на ребёнка экологически правильной игровой деятельности, однако усилия педагога не пройдут для него бесследно.

Дети мира невинны, уязвимы  и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежды. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Их жизнь должна становиться более полнокровной, по мере того как расширяются их перспективы и они обретают опыт каждый день. Множество детей во всем мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию. Мы будем на всех уровнях стремиться принять меры по защите окружающей среды, чтобы все дети могли жить в более безопасном и экологически здоровом будущем.

 

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

2.1.      КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП  ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

Чтобы воспитать у  детей гуманное отношение к природе, важны не только занятия, как основной элемент формирующегося экологического сознания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения  с природой. Проблема эта актуальна, экологическое миропонимание ребёнка развивается в процессе освоения им экологической культуры общества, отражающий опыт, взаимодействия человека и природы. Исследовательская работа была организована на базе дошкольного учреждения №181 Орджоникидзевского района в подготовительных группах.

Логика учебного содержания игр в констатирующем и формирующем  экспериментах, строится на следующих  смысловых понятиях экологической  направленности: Дом родной, дом  ребёнка – улица, город, страна. Родина – земля, дом. Результаты опроса воспитателей показал, что все дети с большим интересом изучают экологию.

В ходе педагогических экспериментов  выяснилось, что дети могут дифференцированно  воспринимать отдельные элементы экологической  культуры уже с трёхлетнего возраста. Приобщение дошкольников к экологии в экспериментальной группе начато с трёхлетнего возраста.

План работы с экспериментальной подгруппой.

Проведение занятий  с детьми по приобщению их к природе.

Индивидуальные беседы с детьми об экологии и природе.

Работа с родителями.

Оформление уголка “Цвети Башкирия моя”.

Проведение бесед с детьми об экологии.

Знакомство со сказками, стихами, оригами.

Оформили уголок по экологии. В младшей группе рассказывали сказки и стихи о животных, рассказывали о правилах поведения в природе. На специальных занятиях приобщали детей к природе. Приобщение детей к природе также происходит при знакомстве с обитателями уголка природы.

В средней группе работа по приобщению детей к природе продолжается. Продолжали пополнять словарь экологическими терминами: экология, что такое “Красная книга”, среда обитания, человек.

В старшей и подготовительной группе работа по ознакомлению детей с основами экологической культуры продолжается. В утреннее и вечернее время с детьми рассматривали иллюстрации из книг и журналов. Закрепляли знания во время сюжетно-ролевых игр, прогулок. Познакомили детей с названиями времён года и их особенностями. Проводились развлечения:

  1. В гостях у передачи “Детский час”.
  2. Путешествие в сказку “Теремок”.
  3. Развлечение “Дюймовочка”.
  4. На лесной полянке.
  5. «День Земли»
  6. «День Цветов»

С I подгруппой проводятся драматические игры, инсценировки, чтение сказок и рассказов, словесные  игры, диафильмы.

Дети знают и часто  употребляемые слова, но что к  чему ещё не всё понимают. С большим  интересом они изучают новые слова, хотят узнать очень много всего, но не у всех получается, т.к. не все родители сотрудничают с нами. Экспериментальная группа отличается от контрольной тем, что она делает больше игрушек из природного материала, доставляет сама загадки про животных, про времена года. Сделали совместно с воспитателем панно из природного материала.

Сравнив задачи и программу, которые мы ставили перед собой, с данными полученными в ходе констатирующего эксперимента мы увидели  значительное расхождение.

Из наших наблюдений можно сделать следующий вклад: работа воспитателя в экспериментальной группе требует целенаправленного систематического планирования и реализации.

На самом же деле дети не все знают и часть этого  объёма. Также в программе предусмотрено  проведения занятий, чтение сказок и рассказов, просмотр мультфильмов. Но в беседе с детьми было выяснено, что родители им читают только сказки и, то не по теме, и не ходят на экскурсии в парки, скверы. Мы считаем, что процесс приобщения к природе требует подготовки, не только воспитателей, но и родителей.    

Проблема формирования основ экологической культуры существует и в родительской среде.

Окончательные выводы делать неуместно, т.к. мировоззрение родителей  может изменяться в течение нескольких лет. Мы считаем, что обогащение родителей знаниями зависит не только от нас, педагогов, но и от них их самих.

Оценка работы детей (в  констатирующем и формирующем экспериментах) по общепринятой пятибалльной  системе  вызвала у меня очередную трудность, как оценить нравственное развитие личности, чувство ребёнка, его эмоциональная чуткость, ценностные ориентиры – сложно поддаются количественной оценке. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания (как основной элемент формирующегося экологического сознания), но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой. Проблема эта актуальна, экологическое миропонимание ребенка развивается в процессе освоения им экологической культуры общества, отражающий опыт, взаимодействия человека и природы.

Практическую работу на тему “Формирование основ экологической культуры дошкольников” я провела в подготовительной группе ДОУ № 181. Логика учебного содержания игр (в констатирующем и формирующем экспериментах) строится на следующих смысловых понятиях экологической направленности: Дом - родной дом ребенка - улица, город, страна - родина,

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

земля - дом. Оценка работы детей (в констатирующем и формирующем  экспериментах) по общепринятой 5-ти бальной  системе вызвала у меня очередную трудность, как оценить нравственное развитие личности, чувство ребенка, его эмоциональная чуткость, ценные ориентиры - сложно поддаются количественной оценке.

Усвоение знаний о  природе посредством игры проходит более эффективно. Использование игры в проведении наблюдений, трудовой деятельности, во время бесед и т.д. - все это оказывает огромное влияние на умственную активность дошкольников. Рекомендуем создавать условия, стимулирующие детей к использованию игрушек, изготовленных самими детьми из природного и бросового материала. Необходимо развивать больше народных, спортивных, подвижных, хороводных, дидактических, сюжетно-ролевых игр - драматизации, с использованием песен и танцев, которые учат детей владеть своим телом. Каждая игра должна быть школой сотрудничества, общения ребенка с взрослыми и с другими детьми. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя. Игра - спутник детства, игра может быть спутником любого режимного момента. С помощью игр воспитатель легко проверит организационные особенности детей, их умственное и физическое развитие, их совместимость и отношения друг с другом. Игра - самый короткий канал влияния на ребенка. На прогулке в свободное от занятий время игра поможет вам реализовать потребности общения друг с другом, установит добрый климат человеческих отношений.

Воспитатель является самым  активным участником такой игры. Он показывает, какими разнообразными могут быть интонация, мимика, жесты, походка, поза, движение. В старшей и подготовительной группах я учила ребят самостоятельно находить способы образной выразительности, продолжали развивать чувства партнерства. Для выполнения этих задач проводили специальные экскурсии, прогулки с целью наблюдения открытой жизни. Дети внимательно присматриваются к повадкам собаки, прислушиваются к пению птиц, обращали внимание на поведение людей, отмечая особенности их движений, интонации. Прежде чем, драматизировать сказку дети рассказывали ее по ролям, находя нужные интонации. Я  проводила, индивидуальную работу над закреплением навыков выразительного чтения и рассказывая, в сочетании с движением. Для развития чувства партнерства, предлагая разыграть небольшие эпизоды с двумя персонажами.

 

2.2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

Я считаю, что одним из средств формирования основ экологической культуры является игра, а также детская художественная литература. Художественное произведение в образной форме знакомит детей с жизнью животных, растений, насекомых, помогают ему также постигать внутренний мир человека, его чувства, поступки, отношения к другим людям. Исследования психологов показали, что дети дошкольного возраста могут испытывать чувства, которые переживают герои книг, фильмов. Чтение детям художественных книг содействует развитию их мышления, служит источником представлений и знаний. Воспитание симпатии, дружеского расположения к животным, растениям, деревьям, очень хорошо показано в фильме “Лесной волк” с участием Чака Норриса. Я считаю, что такие фильмы заинтересовывают детей, пробуждают их интерес к животному и растительному миру.

Информация о работе Процесс формирования основ экологической культуры дошкольников