Процесс формирования основ экологической культуры дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:31, творческая работа

Описание работы

Формирование элементов экологической культуры находится в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы. Благодаря систематической работе по экологическому воспитанию, проведению цикла наблюдений за животными, растениями у детей развивается интерес, желание отражать в своих рисунках окружающий нас мир. Дошкольники стали замечать различные мелкие детали, научились видеть красоту природы, научились сами подбирать цветовую гамму, фон, стали более доброжелательными к окружающему миру, детям и взрослым.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………...3
Глава I. Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования основ экологической культуры дошкольников…………………. . 5
I.I. Современное состояние проблемы формирования основ
экологической культуры . . . . . . . . . . . ……………………….. . . . . . 5
I.2. Содержание и структура понятия “экологическая культура дошкольника”. . . .….6
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у дошкольников экологической культуры……………. .9
2.1. Констатирующий этап исследования по определению уровня
сформированности экологической культуры дошкольников . .9
2.2. Содержание, формы и методы формирования
основ экологической культуры у дошкольников . . . . . . . . . . .. .13
2.3. Аналитическая работа по результатам исследования . . . . . . . .18
Выводы и рекомендации …………………....19
Список литературы……………………….22

Работа содержит 1 файл

мой творческий отчёт на аттестацию 2010 в 156.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

В дошкольном детстве  происходит интеллектуализация детских  чувств, переход от элементарных неосознанных эмоций, к осознанным и обобщённым. Игры детей – своеобразное отражение общественных начал. Дети отражают в играх то, что их волнует в окружающей жизни. Основным источником детских игр является окружающая жизнь взрослых. Игра больше чем какой-либо другой вид деятельности  даёт возможность насыщать её социальным содержанием. Но влияния на ребёнка окружающей среды противоречивы. Мотивы, побуждающие детей играть различны. Правильное руководство игрой предполагает знания мотивов поведения детей в природе и путей их развития. Воспитательное воздействие игры зависит от её содержания. Игра может стать и становится средством воспитания дружеских чувств не только к людям, но и к животным, когда она является средством познания, когда дети овладевают экологическими знаниями, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.

Перед тем как приступить к экспериментальным работам, мы провели беседу с детьми с целью  выявления  экологических знаний у детей старшей группы. Вопросы к детям:

  1. Назовите части растения.
  2. Что нужно растениям для роста и жизни?
  3. Как нужно ухаживать за комнатными растениями, которые имеют широкие гладкие листья?
  4. Какие рыбы живут в аквариуме?
  5. Назовите домашних и диких животных, которых вы знаете.
  6. Как называются птицы, которые не улетают, а остаются зимовать?
  7. Назовите время года и его месяцы.
  8. Узнай растение по описанию.
  9. Для чего растению корни, стебель, листья?
  10. Какие птицы перелётные?

 

Эта беседа проводилась  в начале учебного года (сентябрь). В  это время дети со второй подгруппы еще не все знали, поэтому в конце учебного года проводится еще одна беседа по тем же вопросам.

Формирования экологической  культуры населения, начало её становления  падает на первые семь-восемь лет жизни  ребёнка. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. Работа по экологическому воспитанию  детей  этого  возраста   обладает  большими возможностями и перспективой. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Изучение законов может быть начато в дошкольном детстве, в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.  В  этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов.

Передача экологических  знаний  - это начальный этап выработки  правильного отношения к окружающему  миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателями  личностно-ориентированных методов работы с детьми.  Самостоятельная деятельность ребёнка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными   эмоциями   и  является  интерпретацией усвоенной информации. Наличие такой деятельности – показатель отношения ребёнка к тому содержанию, которое она  в    себе  несёт.  Наблюдение  за  самостоятельной деятельностью  детей  анализ  её  содержания  позволяют воспитателю обнаружить их  индивидуальные  особенности, уровень экологической воспитанности. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребёнка.

Всё начинается с детства, и всё закладывается в детстве. Наша задача это осознать и приложить  силы к формированию нового поколения, созидателей, хранителей и творцов жизни. Жизнь человека немыслима без сохранения природы и для этого мы должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истиной культуры в детях. Параллельно процессу социализации человека идёт процесс экологизации личности – формирования его как носителя нового типа культуры, взаимодействия с окружающим миром – культуры экологической. В более узком смысле процесс экологического воспитания мы рассматриваем как целенаправленной воздействие на развитие экологической культуры личности. Следует, видимо, рассмотреть понятия экологического воспитания и в узко специальном смысле – как целенаправленной воздействие на развитие профессиональных качеств личности, специалиста – эколога.

Следовательно, показатели  её сформированности необходимо исследовать на двух, условно говоря, уровнях: внутреннем и внешним – качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром. В качестве основных критериев формирования основ экологической культуры можно считать следующее:

  • Наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практической применение их.
  • Потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, к природе, бережное отношение ко всему окружающему.
  • Проявление эстетических чувств, умение и потребность видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности.
  • Проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Старший дошкольный возраст  – этап формирования основ нравственно–экологической  позиции личности, проявления которой  имеют свою специфику и на 3 условно  выделенных нами ступенях роста данного  возрастного периода. Наша задача - вызвать у детей интерес к обитателям уголка природы, желание ухаживать за ними, вовремя все показать и объяснить детям. Очень важно, чтобы эта работа велась вместе с детьми и их родителями.

Показатели уровней  сформированности основ экологической  культуры ребёнка на констатирующем этапе эксперимента (1 этап):

  • Ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо.
  • С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности.
  • Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок).
  • Старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес.
  • Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям.
  • Пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Качественно новая ступень, на которую поднимается ребёнок  в своей экологической культуры, связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения – к наблюдению – анализу (почему хорошо и почему плохо?), соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянием их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережной отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

Показатели уровней  сформированости основ экологической  культуры ребёнка на втором этапе эксперимента (2 этап):

  • Интересом ребёнка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка анализировать их.
  • Участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества.
  • Общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени о них, нежели получения удовольствия.
  • Выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставшими привычным делом.

На III этапе, завершающем  период старшего дошкольного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием:

  • анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом улучшение её состояния; 
  • осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей природе;
  • действенной заботой о представителях животного и растительного мира;
  • использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;
  • воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

О показателях сформированности  экологической культуры на третьей ступени можно судить по следующим проявлениям:

  • Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в практику, ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей действительности.
  • Выражена потребность в заботе о тех или иным представителях животного и растительного мира.
  • Ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности.
  • Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.

Что же такое экологическое  сознание, экологическая культура и  как их можно понимать применительно  к области дошкольного воспитания?

Итак, всем нам необходимо прийти к осознанию того, что сохранить и улучшить жизнь человек сможет лишь улучшив, усовершенствовав себя; и начинаться это должно с первых лет жизни. Наша благородная задача – помочь в этом каждому ребёнку.

 

 

 

2.3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

Проведённый констатирующий эксперимент в контрольной группе показал, что с детьми не велась работа по приобщению детей к экологической  культуре. Дети этой группы были мало информированы  об экологической культуре.

Содержание экспериментальной  работы включало знакомство детей с экологическими понятиями. Мною была предложена методика формирования основ экологической культуры, активизация игровой деятельности детей. В качестве основных форм работы с детьми мы использовали занятия, индивидуальные беседы, праздники, развлечения, игровую деятельность. После работы с воспитателями, занятия, общение с детьми в повседневной жизни стали продуманными и систематическими. После проведенной нами комплексной работы по приобщению детей к экологической культуре на различных видах занятий и в игровой деятельности общая картина изменилась. Дети многое узнали об экологии, что это такое. У многих детей появился интерес к экологической проблеме своего города. Во время констатирующего этапа в экспериментальной группе у детей также наблюдались недостаточные знания об экологии. Мы заметили слабое детьми знание экологических понятий; работа по приобщению детей к экологической культуре была не продуманной.

Исходя из полученных  результатов и целей нашего исследования, я провела целенаправленную работу с детьми, их родителями. Изменились взаимоотношения детей в позитивную сторону.

Заметно расширилось  поле игровой деятельности детей. В  отношениях между детьми стало больше проявляться гуманных чувств. Коллективные действия детей стали более дружественными. В игровой деятельности и во время занятий дети чаще стали употреблять экологические термины. Во время беседы с родителями, на вопрос о том, как они относятся к изученным экологическим проблемам, они ответили, что в семье они проводят беседы с ребёнком, игры по экологии. Кроме того, они хотели бы, чтобы дети узнавали как можно больше.

В ходе эксперимента, я привлекала родителей к процессу приобщения детей к экологической культуре, они активно обсуждали эту проблему на родительском собрании. Многие родители стали чаще выходить в лес на прогулки и вести беседы и игры там.

Проведённая работа дополнила  знания детей о взаимосвязи человека и природы.

На завершающем этапе  исследования мы сравнили результаты исследования, полученные в контрольной и экспериментальной группах.

Первая группа (экспериментальная).

Анализ работы показал, что активное приобщение детей к  экологической культуре сказывается  на их успехах в других видах деятельности. В этой группе отношения детей  основываются на взаимопонимании и дружелюбии.

Вторая группа (контрольная).

Есть дети, которые  не понимают элементарных понятий. Низкие показатели успехов детей в различных  видах деятельности.

Результаты нашего исследования трудно выразить в количественных измерениях и поэтому  анализировала содержание педагогической ситуации, примеры общения детей, продукты их творчества. Это связано с особенностями исследования.

В нашем детском саду экологическое воспитание является приоритетным в образовательном  процессе. Проанализировав работу с детьми старшего дошкольного возраста, я пришла  к выводу, что формирование деятельной любви к природе, осознанного к ней отношения будет проходить более эффективно, если начнётся с младшего возраста.  У детей появляется самооценка. У ребёнка вместе со стремлением действовать самому появляется желание соответствовать требованиям взрослых – быть хорошим. Действия детей в любом виде деятельности приобретают намеренный характер. Происходит подчинение ориентирующему образцу, а первые экологические представления складываются также при усвоении ребёнком соответствующих образцов поведения. Под влиянием взрослого у ребёнка появляется желание сделать что-нибудь хорошее для других, для растений и животных.

 

Выводы.

Информация о работе Процесс формирования основ экологической культуры дошкольников