Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:31, творческая работа
Формирование элементов экологической культуры находится в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы. Благодаря систематической работе по экологическому воспитанию, проведению цикла наблюдений за животными, растениями у детей развивается интерес, желание отражать в своих рисунках окружающий нас мир. Дошкольники стали замечать различные мелкие детали, научились видеть красоту природы, научились сами подбирать цветовую гамму, фон, стали более доброжелательными к окружающему миру, детям и взрослым.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………...3
Глава I. Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования основ экологической культуры дошкольников…………………. . 5
I.I. Современное состояние проблемы формирования основ
экологической культуры . . . . . . . . . . . ……………………….. . . . . . 5
I.2. Содержание и структура понятия “экологическая культура дошкольника”. . . .….6
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у дошкольников экологической культуры……………. .9
2.1. Констатирующий этап исследования по определению уровня
сформированности экологической культуры дошкольников . .9
2.2. Содержание, формы и методы формирования
основ экологической культуры у дошкольников . . . . . . . . . . .. .13
2.3. Аналитическая работа по результатам исследования . . . . . . . .18
Выводы и рекомендации …………………....19
Список литературы……………………….22
Отдел образования Управления
по гуманитарным вопросам
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 156 общеразвивающего вида"
Творческий отчет
“Процесс формирования основ
экологической культуры дошкольников ”
Воспитатель
Майорова
Лариса
Владимировна
Уфа 2010
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………...3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО
ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. . . . . . . . . …………………. . 5
I.I. Современное состояние проблемы формирования основ
экологической культуры . . . . . . . . . . . ……………………….. . . . . . 5
I.2. Содержание и структура понятия “экологическая культура дошкольника”. . . ………………………………………………… .. .….6
ГЛАВА П. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ . ………………. . . . ……………. .9
2.1. Констатирующий этап исследования по определению уровня
сформированности
2.2. Содержание, формы и методы формирования
основ экологической культуры у дошкольников . . . . . . . . . . .. .13
2.3. Аналитическая работа по результатам исследования . . . . . . . .18
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ . . . . . . . . . . . . . …………………....19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………….22
ВВЕДЕНИЕ.
“Встал поутру, умылся –
привёл себя в порядок –
я сразу же приводил
в порядок свою планету”
“Маленький
принц”
(стр. 381)
Актуальность темы. На современном этапе одним из важнейших условий нашего общества является его нравственное, духовное и экологическое развитие в целом и каждой личности в отдельности. “Экология” - знакомо ли это слово ребёнку 5-7 лет? Ещё недавно его знали только ученые. Теперь оно на устах у каждого. Как ко всему относятся наши воспитанники? Мы уверены, что в глубине души у них это вызывает протест. Ведь к тому времени, когда они станут взрослыми, живой природы может остаться катастрофически мало. Обратимся к энциклопедическому словарю (207; с 169): экология – греческое слово, экос – дом, жилище, иначе говоря, экология – наука о Доме-Родине. Экология – чистый Дом и надо жить в этом доме – соблюдая чистоту с детства, познавая все таинства и механизмы природных явлений.
Изучение этой проблемы
в условиях дошкольных учреждений нашего
региона находится уже в
Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования. Исследование проводилось на базе дошкольных учреждений №181 и №156 Орджоникидзевского района г. Уфы.
Цель исследования – определить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование основ экологической культуры дошкольников.
Гипотеза исследования:
Я исхожу из предположения, что процесс формирования основ экологической культуры дошкольников будет осуществляться успешно при следующих условиях:
Предмет исследования: экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Объект исследования процесс формирования основ экологической культуры дошкольников.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Методологическую основу исследования составляют:
Научная новизна исследования состоит в том, что в нём:
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
Организация исследования.
В качестве базы опытно-экспериментальной работы выступили: дошкольные образовательные учреждения №181 и №156 Орджоникидзевского района г. Уфы. Разными видами исследования были охвачены 25 детей дошкольного возраста, 50 родителей, 10 воспитателей.
Внедрение результатов исследования осуществлялось путём сообщения их на педсовете в дошкольном учреждении №181. Материалы исследования были использованы нами во время занятий с детьми, на родительских собраниях в дошкольных учреждениях №181 и №156.
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры дошкольников.
Разные науки изучают природу. Это и ботаника - наука о растениях и зоология - наука, которая рассказывает о животных и многие другие науки. А есть особая наука, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как сами они влияют на эту природу. Наука эта зовется “Экология”. Ее название произошло от древнего греческого слова “экос” - что значит “Дом”. Ведь Природа - это общий Дом, и для растений, и для животных, и для людей.
Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как ее беречь. Насколько это глубже того содержания, которого мы вкладываем в “Экологическое воспитание”. Экологическое воспитание по своему содержанию шире; чем природоохранительная работа в детском саду. Оно строится на усвоении детьми системы знаний о природе, в существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния действительности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду. Охрана природы - это состояние гармонии между человеком и землей, над ее поверхностью, а также в недрах земли. Быть в гармонии с Землей, все равно, что быть в гармонии со своим другом, нельзя бережно заботиться о правой руке, обрубая левую. Аналогично нельзя любить дичь и ненавидеть хищников, нельзя охранять водные ресурсы, запуская луга и пастбища, производить лесопосадки за счет сельскохозяйственных угодий. Земля представляет собой целостный организм. Его части подобно частям организма человека. Конкурируют между собой и сотрудничают друг с другом. Процесс конкуренции между частями организма так же неотъемлем от него как процесс их современного функционирования. Эти процессы можно осторожно регулировать - но их нельзя остановить.
Государство согласно, что “образование ребенка, должно быть, направлено на экологическое воспитание, уважение к окружающей природе” - так записано в статье 29 пункт 1 “Конвенция о правах ребенка”. Конвенция - это попытка внести мир и согласие в наш Дом. Конвенция - не волшебная палочка, но посох, на который в трудную минуту можно опереться в пути. Этот посох тяжел, и держать его надо крепко и мужественно и не роптать на тяжесть. Экологическое воспитание старших дошкольников возможно при определенных условиях, формирование элементарных экологических представлений о природе (о животных, растениях - как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы), понимание важности охраны окружающей природы, воспитание гуманно- деятельного отношения, к природе выраженного в бережном и заботливом отношении определенных норм поведения.
В воспитании умного, заботливого
и внимательного к чужим
1.2. Содержание и структура понятия “Экологическая культура дошкольника”
Экологическое воспитание
- это новое направление
“Экологическая культура” - это осознанно-правильное _ отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которая составляет их непосредственное окружение в определенный период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой “дом”, в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, обнаруживать причины и следствия, развивающиеся разные формы речи: диалог, описание, объяснения, рассказ.
Цели и задачи экологического воспитания детей в детском саду:
Главная цель: воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу; по-хозяйски, а значит бережно обращаться ее богатствами.
Важнейшие задачи экологического воспитания:
Информация о работе Процесс формирования основ экологической культуры дошкольников