Процесс формирования основ экологической культуры дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:31, творческая работа

Описание работы

Формирование элементов экологической культуры находится в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы. Благодаря систематической работе по экологическому воспитанию, проведению цикла наблюдений за животными, растениями у детей развивается интерес, желание отражать в своих рисунках окружающий нас мир. Дошкольники стали замечать различные мелкие детали, научились видеть красоту природы, научились сами подбирать цветовую гамму, фон, стали более доброжелательными к окружающему миру, детям и взрослым.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………...3
Глава I. Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования основ экологической культуры дошкольников…………………. . 5
I.I. Современное состояние проблемы формирования основ
экологической культуры . . . . . . . . . . . ……………………….. . . . . . 5
I.2. Содержание и структура понятия “экологическая культура дошкольника”. . . .….6
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у дошкольников экологической культуры……………. .9
2.1. Констатирующий этап исследования по определению уровня
сформированности экологической культуры дошкольников . .9
2.2. Содержание, формы и методы формирования
основ экологической культуры у дошкольников . . . . . . . . . . .. .13
2.3. Аналитическая работа по результатам исследования . . . . . . . .18
Выводы и рекомендации …………………....19
Список литературы……………………….22

Работа содержит 1 файл

мой творческий отчёт на аттестацию 2010 в 156.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

Отдел образования Управления  по гуманитарным вопросам                             администрации Орджоникидзевского района  городского округа                   город Уфа Республики Башкортостан

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 156 общеразвивающего вида"

 

 

 

 

Творческий  отчет

“Процесс  формирования основ 

экологической культуры дошкольников ”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Майорова 

Лариса 

Владимировна

 

 

 

Уфа 2010

           С О Д Е Р Ж А Н И  Е

 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………...3

 

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО

         ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

         КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. . . . . . . . . …………………. . 5      

    I.I. Современное состояние проблемы формирования основ

экологической культуры . . . . . . . . . . . ……………………….. . . . . . 5

    I.2. Содержание и структура понятия   “экологическая культура дошкольника”. . . ………………………………………………… .. .….6

 

ГЛАВА П. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО

         ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ                       ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ . ………………. . . . ……………. .9

    2.1. Констатирующий  этап исследования  по определению  уровня 

         сформированности экологической   культуры дошкольников . .9

    2.2. Содержание, формы и методы формирования

         основ экологической культуры  у дошкольников . . . . . . . . . . .. .13

    2.3. Аналитическая  работа по результатам исследования . . . . . . . .18

 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ . . . . . . . . . . . . . …………………....19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

                     “Встал поутру, умылся –

привёл себя в порядок  – 

я сразу же приводил

в порядок свою планету”

А.С. Экзюпери

    “Маленький  принц”                                             

            (стр. 381)

 

Актуальность темы.  На современном этапе одним из важнейших условий нашего общества является его нравственное, духовное и экологическое развитие в целом и каждой личности в отдельности. “Экология” - знакомо ли это слово ребёнку 5-7 лет? Ещё недавно его знали только ученые. Теперь оно на устах у каждого. Как ко всему относятся наши воспитанники? Мы уверены, что в глубине души у них это вызывает протест. Ведь к тому времени, когда они станут взрослыми, живой природы может остаться катастрофически мало. Обратимся к энциклопедическому словарю (207; с 169): экология – греческое слово, экос – дом, жилище, иначе говоря, экология – наука о Доме-Родине. Экология – чистый Дом и надо жить в этом доме – соблюдая чистоту с детства, познавая все таинства и механизмы природных явлений.

Изучение этой проблемы в условиях дошкольных учреждений нашего региона находится уже в процессе проведения. Поэтому психолого-педагогические исследования в этом направлении  будут весьма полезными для воспитательного процесса в детских садах. Практический опыт воспитателей дошкольных учреждений требует теоретического обобщения и конкретных научно-обоснованных рекомендаций для работы с детьми в группах. Я считаю,  что одним из ведущих способов формирования основ экологической культуры является  приобщение детей к природе. Изучив научно-теоретическую литературу и практику работ дошкольных учреждений, я выяснила что:

  • У детей недостаточно сформированы экологические знания, не зная правил поведения в природе, они нарушают их.
  • Требуется специальная подготовка воспитателей для формирования у детей основ экологической культуры.
  • Исследования по этой проблеме в нашем регионе проводила Марченко Л.Н.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования. Исследование проводилось на базе дошкольных учреждений №181 и №156 Орджоникидзевского района г. Уфы.

Цель исследования – определить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование основ экологической культуры дошкольников.

    Гипотеза исследования:

Я  исхожу из предположения, что процесс формирования основ экологической культуры дошкольников будет осуществляться успешно при следующих условиях:

  • целенаправленном формировании у дошкольников основных экологических понятий с использованием экологических приемов;
  • организации специальных занятий с дошкольниками по ознакомлению с окружающей природой;
  • выборе педагогом оптимальных путей и средств формирования основ экологической культуры.

Предмет исследования: экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Объект исследования процесс формирования основ экологической культуры дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать  современное состояние проблемы основ экологической культуры.

  1. Определить психолого-педагогические условия формирования проблемы основ экологической культуры.

  1. Экспериментально проверить и доказать эффективность влияния комплекса занятий на формирование основ экологической культуры дошкольника.

Методы исследования:

  1. Анализ работ по проблеме.
  2. Наблюдение.
  3. Беседы.
  4. Социальный опрос.
  5. Опытно-экспериментальная работа.

Методологическую  основу исследования составляют:

  1. Положение материалистической диалектики о взаимосвязях теории и практики.
  2. Личностно ориентированная концепция дошкольного образования в России.
  3. Теоретические исследования отечественных педагогов, психологов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём:

  1. Была использована игровая методика формирования у дошкольников основ экологической культуры.
  2. Окружающая среда дошкольника дополнена экологической характеристикой.
  3. Различные формы организации процесса формирования основ экологической культуры дошкольников в системе  (детский сад <-> семья).

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

  • Материалы исследования были использованы во время проведения педсоветов и практических занятий по проблеме формирования основ экологической культуры дошкольника.
  • Разработана методика исследовательской работы по формированию основ экологической культуры.
  • Разработаны виды и содержание занятий в дошкольном учреждении по приобщению детей к природе.

Организация исследования.

В качестве базы опытно-экспериментальной работы выступили: дошкольные образовательные учреждения №181 и №156 Орджоникидзевского района г. Уфы. Разными видами исследования были охвачены 25 детей дошкольного возраста, 50 родителей, 10 воспитателей.

Внедрение результатов исследования осуществлялось путём сообщения их на педсовете в дошкольном учреждении №181. Материалы исследования были использованы нами во время занятий с детьми, на родительских собраниях в дошкольных учреждениях №181 и №156.

 

Глава I. Психолого-педагогические основы формирования экологической  культуры дошкольников.

  1. 1. Актуальные проблемы экологического воспитания в современных условиях.

Разные науки изучают  природу. Это и ботаника - наука  о растениях и зоология - наука, которая рассказывает о животных и многие другие науки. А есть особая наука, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как сами они влияют на эту природу. Наука эта зовется “Экология”. Ее название произошло от древнего греческого слова “экос” - что значит “Дом”. Ведь Природа - это общий Дом, и для растений, и для животных, и для людей.

Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как ее беречь. Насколько это глубже того содержания, которого мы вкладываем в “Экологическое воспитание”. Экологическое воспитание по своему содержанию шире; чем природоохранительная работа в детском саду. Оно строится на усвоении детьми системы знаний о природе, в существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния действительности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду. Охрана природы - это состояние гармонии между человеком и землей, над ее поверхностью, а также в недрах земли. Быть в гармонии с Землей, все равно, что быть в гармонии со своим другом, нельзя бережно заботиться о правой руке, обрубая левую. Аналогично нельзя любить дичь и ненавидеть хищников, нельзя охранять водные ресурсы, запуская луга и пастбища, производить лесопосадки за счет сельскохозяйственных угодий. Земля представляет собой целостный организм. Его части подобно частям организма человека. Конкурируют между собой и сотрудничают друг с другом. Процесс конкуренции между частями организма так же неотъемлем от него как процесс их современного функционирования. Эти процессы можно осторожно регулировать - но их нельзя остановить.

Государство согласно, что  “образование ребенка, должно быть, направлено на экологическое воспитание, уважение к окружающей природе” - так записано в статье 29 пункт 1 “Конвенция о правах ребенка”. Конвенция - это попытка  внести мир и согласие в наш Дом. Конвенция - не волшебная палочка, но посох, на который в трудную минуту можно опереться в пути. Этот посох тяжел, и держать его надо крепко и мужественно и не роптать на тяжесть. Экологическое воспитание старших дошкольников возможно при определенных условиях, формирование элементарных экологических представлений о природе (о животных, растениях - как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы), понимание важности охраны окружающей природы, воспитание гуманно- деятельного отношения, к природе выраженного в бережном и заботливом отношении определенных норм поведения.

В воспитании умного, заботливого  и внимательного к чужим радостям и бедам ребенка мы выбрали своим союзником природу. Почему? Всем известно благоприятное влияние природы на человека. При работе с детьми младшей группы, для уточнения и закрепления знаний о природе использовались пособия типа “живые картинки”, “аквариум”, “наши игры”, “живой мир в картинках”.

 

1.2. Содержание и структура понятия “Экологическая культура дошкольника”

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей  с природой. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях: С. Н. Николаева “ Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста”, Потова, Трукина “Центр экологических исследований” Л. И. Марченко “Комплексное развитие детей в процессе их общения природой”. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать основы экологической культуры.

“Экологическая  культура” - это осознанно-правильное _     отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которая составляет их непосредственное окружение в определенный период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой “дом”, в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой  обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Весь  учебный год совершенствуется интеллект  детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, обнаруживать причины и следствия, развивающиеся разные формы речи: диалог, описание, объяснения, рассказ.

Цели и задачи экологического воспитания детей в  детском саду:

Главная цель: воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу; по-хозяйски, а значит бережно обращаться ее богатствами.

Важнейшие задачи экологического воспитания:

  • формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными;
  • руководство их чувственно-эмоциональными реакциями на окружающую среду;
  • воспитание у них любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой;
  • формирование у детей осознанного понимания взаимосвязи в природе и учета этого в их практической деятельности;
  • воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы;
  • укрепление дружеских взаимоотношений между детьми;
  • установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми, их родителями;
  • развитие творчества, воображения, мышления, внимания;
  • экологизация быта и семейных традиций.

Информация о работе Процесс формирования основ экологической культуры дошкольников